Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:32, контрольная работа
Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Некой самостоятельной, отдельной науки об обществе не было.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Социология в СССР………………………………………………. 4
2. Развитие социологии в Беларуси …………………………....…… 9
3. Словарь…………………………………………………………….. 15
Заключение…………………………………………………………………... 17
Список использованной литературы………………………………………. 18
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
9 |
|
15 |
Заключение…………………………………………………… |
17 |
Список использованной литературы………………………………………. | 18 |
Введение
Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Некой самостоятельной, отдельной науки об обществе не было.
Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Понятие социология введено в научный оборот французским философом-позитивистом Огюстом Контом (1798 - 1857 гг.) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Огюст Конт – основоположник современной социологии как науки. Ему принадлежит и «изобретение» термина «социология».
На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии, и все они зависят от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе общественного развития.
Главное
же отличие социологии от предшествующих
учений об обществе хорошо показано в
одном из современных определений: «Социология
— это научное изучение общества и общественных
отношений. Она черпает данные из реального
мира и пытается объяснить их на основе
научного анализа» (Н. Смелзер).
1. Социология в СССР
Зачатки социологии начали формироваться задолго до реформ, а ее отдельные направления активно развивались, хотя и в весьма специфических формах, присущих советским общественным наукам. В России термин «экономическая социология» вошел в активный научный оборот лишь в середине 1990-х гг. Однако, экономическая социология существовала и ранее. Просто до некоторого времени она выступала под иными именами (как это происходило и во многих других странах).
Необходимо заметить, что социология в СССР методологически базировалась на сочетании 2-х элементов: ортодоксальной марксистской политической экономии (официальная доктрина) и «буржуазной» теории структурного функционализма. Приверженность марксизму всячески подчеркивалась, а функционализм был для многих предметом более или менее явных увлечений, но держался при этом на безопасной дистанции [6].
В социологии проходил процесс накопления эмпирического материала. Многочисленные социологические исследования, проводимые в различных регионах страны (СССР), касающиеся различных аспектов действительности, давали удивительную палитру нашего общества, высвечивая, как маленькими фонариками, тот или иной участок жизни [1].
Исходным
хронологическим началом
Первый этап (конец 60-х - первая половина 80-х гг. ХIХ в.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как "склад" фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики. В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.И.Мечников), органицизм (П.Л.Лилиенфельд, А.И.Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков; социо-психизм: Е.В.Де Роберти).
Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л.Лаврова (1823-1900) и Н.К.Михайловского (1842-1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.
Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е.В.Де Роберти (1843-1915). Центральной в его концепции была идея о решаюшей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.
Объективно-
Второй этап (вторая половина 80-х - 90-е гг. ХIХ в.). В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б.Струве (1870-1944).
Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М.Ковалевского (1851-1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М.М.Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве "теории социального прогресса". Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.
Третий этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой в это время становится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И.Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А.Богданов).
Первые
два десятилетия ХХ в. - это ещё
и время институциализации
В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974 гг.) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития [5].
Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892—1938 гг.), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888—1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.
Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения [8].
В советский период официально развивалась лишь марксистская социологическая традиция, просуществовавшая до середины 30-х гг. Однако к середине 30-х гг. полностью возобладала упрощённая точка зрения на исторический материализм как на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Социология как самостоятельная наука об обществе стала ненужной, более того, она была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.
Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением "хрущёвской оттепели". В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.
В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах. [6].
В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. Поэтому во избежание бесчисленных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный оборот определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями. Однако и конкретные социологические исследования в 70-80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались жёсткой цензуре.
С
середины 80-х гг. вместе с реформами в СССР
начинается и новый этап в развитии отечественной
социологии. Социология была не только
признана самостоятельной наукой об обществе,
но и стала широко популярна в наших странах.
За этот период появилось множество исследований
различных проблем общественной жизни,
сложились свои социологические школы
и направления. Однако достаточно актуальной
до сих пор остаётся проблема усвоения
отечественными социологами опыта зарубежной
социологии [3].
2. Развитие социологии в Беларуси
С
утверждением белорусской нации, белорусской
государственности, белорусских культуры,
искусства и науки складывались
и основы белорусской социально-
Действительно значимым для социологии в Беларуси оказалось открытые Белорусского Государственного Университета (1921 г.) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета (первый ректор университета), С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии (Труды БГУ, Мн., 1923, № 4-5).
Информация о работе Основные напрвления и особенности отечественной социологии