Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:32, контрольная работа
Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Некой самостоятельной, отдельной науки об обществе не было.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Социология в СССР………………………………………………. 4
2. Развитие социологии в Беларуси …………………………....…… 9
3. Словарь…………………………………………………………….. 15
Заключение…………………………………………………………………... 17
Список использованной литературы………………………………………. 18
Масштабы
научно-исследовательской
В
этот период были организованы систематические
исследования в области социально-
В 1927 году в Минске вышла в свет коллективная монография (Рабочая молодежь в Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние”, подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе с Б.Я. Смулевичем. Она вполне соответствовала стандартам прикладного социологического исследования. В этом же году под руководством С.М, Василевского было проведено выборочное исследование ценностных ориентаций и уровней культурного развития отдельных групп молодежи Беларуси. В его книге “Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психико-технических исследований” впервые в отечественной науке был дан систематический анализ основных методов конкретного социологического исследования. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес представляют работа С.Я. Вольфсона “Социология брака и семьи”, вышедшая в Минске в 1929 году, и ряд других публикаций. Таким образом, в Беларуси в 20-е годы отчетливо прослеживается тенденция в научному осмыслению социально-политических процессов, происходивших в период Советской власти.
В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Обрушившиеся в этот период на белорусскую интеллигенцию репрессии уничтожили ее наиболее квалифицированное ядро. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских обществоведов. В 1929 году смещается с поста ректор В.И. Пичета, много сделавший для возрождения белорусской науки и культуры, утверждения белорусского языка в качестве государственного (преподавание в университете велось в основном на белорусском языке). В сентябре 1930 года он был арестован и в составе 115 научных сотрудников обвинен в связях с белой эмиграцией по так называемому “делу историка С.Ф.Платонова” и сослан в Вятку (освобожден в апреле 1936 года). Трагически оборвалась и жизнь В.М.Игнатовского – первого президента Академии Наук Беларуси. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек [7].
Разрушительный
вал Великой Отечественной
Повышение интереса к социальной проблематике, и особенно к конкретно-социологическим исследованиям, было характерно для специалистов всех стран социализма. На фоне изменения отношения к социологии в Советском Союзе оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 года вышло постановление ЦК КПБ “Об организации конкретно-социологических исследований в республике”, в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 году в рамках национальной академии Института социологии. С момента создания институт возглавлял профессор, академик НАН РБ Е.М.Бабосов, под руководством которого проведено большое количество конкретных социологических исследований, издан ряд фундаментальных работ. В частности, следует указать трехтомный коллективный труд об основных тенденциях изменения социальной структуры белорусского общества. Большой интерес представляют социологический анализ труда и экономики, осуществленный в монографиях профессора Г.Н. Соколовой и анализ социально-демократической сферы в работах С.А. Шавеля и А.А. Ракова.
Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в сеть высших учебных заведений. С конца 60-х годов в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, который на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х – начале 70-х годов такие группы были созданы в Институте народного хозяйства, в Белорусском Политехническом институте, Институте культуры и ряде других столичных и областных вузов.
Большую известность в этот период получили работы профессора В.Н. Семенькова «Совершенствование социализма и общественное воспитание» (1966); «Производственный коллектив: труд, среда, воспитание» (1975); «Комплексный характер воспитания» (1979).
В 1968 году в Белорусском госуниверситете была создана проблемная социологическая научно-исследовательская лаборатория. Первым ее руководителем был профессор И.Н. Лущицкий, затем доцент С.И. Деришев и профессора Ю.Г. Юркевич, Г.П. Давидюк, С.Д. Ларптенок. Начав со штата в четыре человека, лаборатория выросла в крупное научное подразделение, сыгравшее важную роль в возрождении социологической мысли Беларуси. Вначале лаборатория действовала в рамках кафедры истории философии, а затем – в 1971 году, когда в Белгосуниверситете была создана кафедра философии гуманитарных факультетов, которую возглавил профессор Г.П. Давидюк, она вошла в состав этой кафедры. Эти два подразделения – кафедра и лаборатория – и стали базой, на основе которой возрождалась социология как вузовская дисциплина.
Лаборатория
проводила конкретно-
Важным
шагом в становлении
Достижения белорусских социологов позволили им выйти на всесоюзную и мировую арену. Они активно участвовали в работе крупных социологических форумов международного значения. Все говорило о том, что в Беларуси сложилась школа социологии со своими традициями и достижениями. Не хватало лишь одного звена – подготовки специалистов –социологов с высшим образованием. Ощущалась необходимость открытия этой специальности в одном из вузов республики [10].
В 1989 году в Белгосуниверситете был открыт философско-экономический факультет, в состав которого вошли отделения философии, политической экономии и социологии. В 1994 году был осуществлен первый выпуск социологов. Открытие отделения социологии потребовало и создания кафедры социологии, которая открылась в 1989 году. Первым заведующим этой кафедры стал профессор А.Н. Елсуков. Первоначально кафедра социологии состояла из заведующего, трех доцентов, одного докторанта и трех учебно-вспомогательных работников. В настоящее время на кафедре работает 7 докторов наук, профессоров, 9 кандидатов наук и два преподавателя. С кафедрой постоянно сотрудничают участвуют в учебном процессе ведущие социологи республики, среди них академик НАН РБ Е.М. Бабосов, член-корреспондент НАН РБ А.Н. Данилов, доктор социологических наук Г.Н. Соколова и др.
В
республике появились первые кандидаты
и доктора социологических
О
развитии белорусской социологии говорит
и тот факт, что в 90-е годы был
создан ряд независимых (негосударственных)
социологических институтов и центров
изучения общественного мнения: Белорусская
социологическая служба «Общественное
мнение», возглавляемая Д.Г. Ротманом;
Независимый Институт социально-экономических
и политических исследований, возглавляемый
профессором О.Т. Манаевым; Частно-исследовательское
предприятие «НОВАК», возглавляемое профессором
А.П. Вардомацким; Национальный центр стратегических
инициатив “Восток-Запад”, возглавляемый
в настоящее время профессором Л.Ф. Заикой
[2].
3. Словарь
Институционализация - процесс упорядочения и формализации социальных связей, что невозможно без возникновения соответствующих социальных потребностей.
Исследование - вид систематизированной познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов - наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п.
Нация - исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.
Общественное мнение - важнейший компонент общественной жизни, выражающий взгляды, оценки, ценностные ориентации определенных групп людей или обществ в целом, воплощающий в себе коллективную совесть и имеющий силу неписанного закона.
Научное исследование - это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях.
Социальный прогресс - глобальный, всемирно - исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Понятие социология введено в научный оборот французским философом-позитивистом Огюстом Контом (1798 - 1857 гг.) в работе "Курс позитивной философии" (1842 г.). О.Конт является основоположником современной социологии как науки.
Статистика - числа, в суммарном виде отражающие распределение значений переменных или зависимости между переменными; признаки выборки, соответствующие определенным параметрам генеральной совокупности.
Эволюция социальная - совокупность необратимых изменений и усложнений общественной жизни, ее дифференциации и объединение на новом уровне организации преимущественно количественного характера, протекающих в различных социальных системах и общностях - в экономике, политике, культуре, в функционировании семьи и т.п.
Эмпирическое
социологическое
знание - знание об объектах, процессах
и явлениях социальной действительности,
полученное при помощи эмпирических методов
исследования - наблюдения, изучения документов,
интервьюирования, массовых опросов населения
и его различных групп, социальных экспериментов.
Информация о работе Основные напрвления и особенности отечественной социологии