Основные подходы к анализу общества в западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе мы рассмотрим основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии, включающие в себя теорию структурно-функционального анализа, теорию социального конфликта, а так же раскроем еще одно направление западной социологии – «технологический детерминизм».
Социологическая традиция, исходящая из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивающая свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляет в тени сферу субъективных мотивов и замыслов.

Содержание

Введение………………………………………………………….3 – 4
1. Теория структурно-функционального анализа…………..5 – 9
2. Теория социального конфликта…………………………10 – 13
3. Технологический детерминизм………………………….14 – 15
Заключение…………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Готовая к.р. по социологии.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)


16

 

 

 

              Содержание

Введение………………………………………………………….3 – 4

1.      Теория структурно-функционального анализа…………..5 – 9

2.      Теория социального конфликта…………………………10 – 13

3.      Технологический детерминизм………………………….14 – 15

Заключение…………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В начале ХХ в. начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии – от философско-экономической, в Италии социология «вызрела» в лоне политических наук, в Великобритании – управленческих. Американский этап (30-е – начало 50-х годов) в развитии социологии определяется перемещением «географического» центра социологических исследований из Европы в США. Это было связано прежде всего с событиями, предшествующими Второй мировой войне и вызвавшими массовую эмиграцию видных ученых сначала из Советского Союза, а потом и из Западной Европы. Содержательно этот период характеризуется массовым развитием и совершенствованием исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений.

. В данной контрольной работе мы рассмотрим основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии, включающие в себя теорию структурно-функционального анализа, теорию социального конфликта, а так же раскроем еще одно направление западной социологии – «технологический детерминизм».

Социологическая традиция, исходящая из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивающая свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляет в тени сферу субъективных мотивов и замыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при обосновании такой позиции такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Э.Дюркгейма и еще раньше во взглядах Г.Спенсера и О.Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

             

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория структурно- функционального анализа

Понятие  структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях : 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс (1902 – 1979); 2) как метод исследования, по которому изменения элемента системы должны рассматриваться в связи с изменениями всей системы. Нас интересуют именно концептуально-теоретические взгляды Т. Парсонса и его последователей.

Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т. Парсонса – категория  равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию  равновесия.

Ни одна социальная  система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее производственные проблемы:

      приспособление к окружающей среде (адаптация);

      формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);

      поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность – поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания – политика, функцию интеграции – право и культура, латентную функцию – институты социализации (семья, школа, церковь и т.д.).

Пытаясь ответить на вопрос, благодаря чему возможна совместная жизнь людей и общественный порядок, Т. Парсонс приходит к выводу, что связывают общество не экономические отношения, а то, что делает возможным само существование этих отношений, а именно общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения, « правил игры». Так Парсонс выходит на одну из своих центральных категорий – категорию социального действия. Его специфика в отличие от физического и биологического действия заключается в

1.      символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.);

2.      нормативности (что указывает на зависимость индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм);

3. волюнтаристичности (что проявляется в зависимости социального действия от субъективных «определений ситуации»).

Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию.

Предполагается, что деятель (в этой роли может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация – это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.

Окончательно структуру социального действия определяют:

      система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

      принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

существующие средства и условия.

Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее  общие образы действий, принципы выбора целей, ценностей, верование, знаний, т.е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий.

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается  с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (рост целостности системы благодаря появлению и  упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

Парсонс различает три типа общества:

      примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

      промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

      современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Но концепция общественного развития в структурно-функциональном анализе  недостаточно подробно проработана, поскольку Парсонс считал, что «общая теория процессов изменения социальных систем невозможна при настоящем состоянии знаний».

Конкретная система социального действия – это интегрированная система элементов действий относительно ситуации, т.е. мотивационные и культурные элементы приводятся в порядок, структура которого образуется системами личности участвующих индивидов, системой культуры, которая пронизывает их действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями.

Действия включает мотивационный компонент, т.е. деятель всегда относит ситуацию со своими собственными  потребностями и целями. Деятель хочет в ситуации получить "награду".

Мотив для теории действия не имеет первостепенного значения. Гораздо существеннее опыт деятеля по определению ситуаций, по организации своих действий. Этот опыт обуславливает то, что деятель не просто реагирует, а вырабатывает систему ожиданий  относительно элементов  ситуации.

Однако в социальных ситуациях должны быть приняты во внимание возможные реакции других участников ситуации – групп и индивидов, и они должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия.

В социальной интеракции большую роль играют знаки и символы, несущие определённый смысл; они становятся средствами коммуникации между деятелями в определённой ситуации. Опыт социального действия включает, таким образом, и культурный символизм.

Социальная система представляет собой подсистему действий, поскольку каждое "отдельное действие" складывается из элементов, как системы культуры, так и системы личности, организма и социальной системы. Социальная система возникает через интерактивные процессы, которые, в свою очередь, можно считать взаимозависимостью систем действия.

Социальная система состоит из отношений между деятелями и интеракциями, определяемыми её структурой. Мельчайшей единицей социальной системы является роль, т.е. тот структурный отрезок из ориентации деятеля, который определяет и конституирует его участие в интерактивном процессе на основании дополнительных ожиданий. Роли определяются общепринятыми ценностями представлениями, они являются частью институтов, где они "осуществляют" распределение власти и престижа; они основываются на процессах дифференцирования и распределения, которые, в свою очередь, делают необходимым интегративные процессы.

Итак, они должны выполнять  адаптивные, инструментальные, экспрессивные и интегративные функции.

Эти четыре аспекта систем представляют собой в то же время фазы в отношении системы и некоей ситуации и являются функциональными требованиями для сохранения границ системы. Тем самым четыре функциональные проблемы, с которыми сталкиваются малые группы, были обобщены и переосмыслены в функциональные предпосылки, имеющие характер законов для существования и изменения систем действий.

Парсонс определяет общество как, социальную систему, которую характеризует высшая степень саморавновесия относительно окружающего её мира, другими словами, степень открытости социальной системы "общество" мала. Общество – это сложная социальная система как с вертикальным, так и с горизонтальным дифференцированием.

Структурный функционализм выдвигает особую концепцию обоснования социального неравенства. Социальная структура является результатом процесса горизонтальной и вертикальной дифференциации в общественных системах в ходе их эволюционного развития. Она является выражением определённого уровня эволюции, типа общества и его функциональных требований.

 


2. Теория социального конфликта

В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как  дисфункцию, как помеху или угрозу социальной системе, ряд современных исследователей (К. Миллс, Л. Козер, Р.Дарендорф и др.) видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма).

Американский социолог Л.Козер определяет социальный конфликт как  «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которых цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». Конфликт, по его мнению, - важнейший элемент социального взаимодействия, каждое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты.

В качестве основных функций социального конфликта выделяются:

      Интеграция социальной структуры;

      Сохранение солидарности внутри групп;

      Укрепление межчеловеческих отношений;

      Управление социальными изменениями.

В этом же русле развивает свою концепцию социального конфликта немецкий социолог Р.Дарендорф. Логика его рассуждений такова: социология занимается изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной связи, от самой узкой (контактная группа) до самой широкой (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе «индивид-общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение. Понятие «социальная роль» - очень важное понятие в социологии Дарендорфа, поскольку в нем фокусируется сразу несколько принципиальных моментов:

Информация о работе Основные подходы к анализу общества в западной социологии