Основные понятия теории инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:49, реферат

Описание

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере современного общества.
Инновация – это все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему экономическую и (или) социальную пользу, то есть инновация представляет собой не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений, таких как: новые или улучшенные услуги; новые или улучшенные производственные процессы и технологии; измененные социальные отношения на предприятии; новые или улучшенные производственные системы.

Содержание

Введение
Основные понятия теории инноваций
Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной работе
Инновационные процессы в социальной сфере
Понятие жизненного цикла и функции инноваций
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инновации.docx

— 36.67 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение

 

 

  1. Основные понятия теории инноваций
  2. Сущность, признаки и классификация  инноваций в социальной работе
  3. Инновационные процессы в социальной сфере
  4. Понятие жизненного цикла и функции инноваций

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

 

     В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере современного общества.

Инновация – это все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему экономическую и (или) социальную пользу, то есть инновация представляет собой не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений, таких как: новые или улучшенные услуги; новые или улучшенные производственные процессы и технологии; измененные социальные отношения на предприятии; новые или улучшенные производственные системы.     

Укрупненно  инновации можно классифицировать на продуктовые, заключающиеся в  разработке и внедрении новых  продуктов и услуг; технологические, реализующиеся путем изменений в технологии произ-водства продукции, оказания услуги; организационно-управленческие, являющиеся новыми формами осуществления процесса удовлетворения потребностей; социальные, влекущие за собой изменение социальных отношений в процессах потребления и производства.      

Особый  интерес представляют социальные нововведения. В первую очередь следует отметить то, что они осуществляются особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и конкретное состояние их реализации. У социальных инноваций очень тесная связь  с обществом и культурой. Поэтому  одно и то же нововведение по-разному  проявляет себя в разных странах, обществах, организациях[3].     

К основным предпосылкам этого явления  следует отнести:     

- глобальные изменения в социально-экономической жизни и социально-политическом устройстве РФ, что привело к изменению требований к продукции всех отраслей, удовлетворяющих социальные потребности населения: обострение большинства социальных проблем, требующее выработки новых подходов к их решению; острая нехватка ресурсов для развития социальной сферы, приводящая к необходимости поиска новых, более дешевых способов решения социальных проблем; резко возросшая открытость российского общества, что привело к использованию многих зарубежных социальных технологий, являющихся для России инновационными;     

- тенденцию ужесточения требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы;     

- стремление к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.     

Воздействие этих факторов на социальную сферу  приводит к необходимости внедрения  новых концепций, методик и технологий оказания услуг в отраслях социальной сферы.     

Основной  целью инновационной деятельности в социальной сфере должно быть решение  социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет  хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов  управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия теории инноваций

 

 

     Инноватика – это область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых вещей. Инноватика является междисциплинарной  наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные самых  различных областей знания – инженерии, истории техники, социологии, экономики, психологии, креатологии, акмеологии, технической эстетики, истории и  теории культуры.     

Само  понятие «инновация» заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.     

В рамках инноватики и в  другой научной литературе термины  «инновация», «нововведение «инновационный процесс» часто употребляются как  синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «изменение», то есть нововведение может пониматься расширительно, включая  любые управляемые изменения.     

Таким образом, понятие «инновация» может иметь такое значение: множество изменений, возникающих как стихийно, не целенаправленно, так и инициируемых и контролируемых изменений разного рода, вида, уровня. В этом смысле изменения и нововведения достаточно широко исследуются инноватикой, по относительно самостоятельным направлениям: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия новшеств; адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям и т.д.     

Определений инноватики много, в общем их можно свести к одному – это «нововведение или преобразование в экономической, технической и  социальной отраслях, основанные на прогрессивных  идеях, изобретениях, открытиях» [6].     

Инноватика  – теория инноваций, область научного знания, возникшая в индустриальных странах во второй половине XX в связи  с интенсивным развитием научно–технического прогресса. Изучает формирование инноваций от зарождения инновационной идеи до ее реализации и выработки инновационных решений. Одна из новых специальностей высших учебных заведений. Интегрирует идеи кибернетики, новейших информационных и социальных технологий, социально–философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии.     

Инновационная деятельность – форма профессиональной деятельности по переосмыслению целей, средств, результатов  деятельности и процесса их достижения в связи с переходом общества на новую ступень развития. При  этом отличительной чертой инновационной  деятельности является воплощение этих новых идей на практике[9].     

Итак, рассмотрев общее понятие инноватики можно сказать, что инноватика в социальной работе – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в социальной работе.     

 

 

 

  1. Сущность, признаки и классификация  инноваций в социальной работе

 

 

     В период общественного развития социальная работа приобретает все более  четкие структурные очертания как  особый вид профессиональной, научно образовательной деятельности. Современные  организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере  должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В  ходе решения этой задачи разрабатываются  и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.     

Слово «инновация» (лат.) обозначает введение практику нового.     

Инновация (нововведение) - комплексный, поэтапный  процесс создания, распространения  и использования нового практического  средства (новшества).     

Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно  организуемое нововведение или новое  явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе  развития общества в соответствии с  изменяющимися социальными условиями  и имеющее целью эффективные  позитивные преобразования в социальной сфере[12].     

Социальные  инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает  индивидуальное авторство. Кроме того отдача от социальных инноваций несколько  отдалена во времени их эффект не проявляется  так быстро и не носит такого конкретного  характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами.      

Специфика социальных инноваций состоит также  в их более четкой обусловленности  внешней средой в более широкой  сфере применения, в зависимости  от групповых и личностных качеств  людей, задействованных в осуществлении  данной инновации17.     

Основные  признаки инноваций:      

Неопределенность  и риск (уровень новизны определяет степень неопределенности, которая  объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит, прежде всего, в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с  опозданием, что в первую очередь  влияет на имидж предприятия); Комплексность (необходимость координации различных  участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной  организационной структуры по управлению инновациями). Конфликтность (перечисленные  выше признаки инноваций являются с  высокой степенью вероятности причинами  межличностных и деловых конфликтов) [13].     

Основным  товаром рынка новаций является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские  права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и  нормативными актами. Социальные инновации  весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием  явлений социальной жизни.     

При классификации социальных инноваций  используются различные подходы. 1) Исходя из уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации  глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. 2) По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах 3) По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.     

В современной концепции инноватики существует множество классификаций  инноваций по разным основаниям. Например, принято различать нововведения - продукты, нововведения - процессы, модификации  продуктов и услуг.     

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой  являются образование, управление, занятость  населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно  выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.     

Источниками социальных инноваций являются изменения  внешней среды, возникающие социальные проблемы; которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и  его членов.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

Эти положения  И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его  как изменение с целью внедрения  и использования новых видов  потребительских товаров, новых  производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. [10]

По определению, данному в «Концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация – конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновация возникает  в результате использования результатов  научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования  требуют разработки их классификации. Ниже предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет  оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

 

 

  1. Инновационные процессы в социальной сфере

 

 

     Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок  для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса. Под инновационным процессом  понимается процесс генерирования  новой идеи, разработки, экспериментальной  апробации, ее распространения и  использования.     

Информация о работе Основные понятия теории инноваций