Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:48, контрольная работа
Цель исследования - рассмотрение социальных проблем современного вузовского образования.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть современное вузовское образование, определить его место в России и в мире.
2. Определить существующие социальные проблемы образования.
3. Рассмотреть взаимосвязь различных уровней образования.
4. Изучить опыт становления и развития дистанционного образования в России, выяснить существующие проблемы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.Часть I. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В МИРЕ И ОБЩЕСТВЕ………………………………………………………….4
1.1 Образование. Проблема взаимосвязи различных уровней образования….4
1.2 Высшее образование в России и европейское образовательное пространство….………………………………………………………………….11
2.Часть II. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА…………………………..19
2.1 Проблема образования современного российского общества……………19
2.2 Дистанционное образование - реалия современной жизни……………….24
Заключение.……………………………………………………………………....28
Список литературы………………………………………………………………30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Часть I. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЕГО
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
В МИРЕ И ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………
1.1 Образование. Проблема взаимосвязи различных уровней образования….4
1.2 Высшее образование
в России и европейское образовательное пространство….…………………………………………
2.Часть II. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА…………………………..19
2.1 Проблема образования
современного российского
2.2 Дистанционное образование - реалия современной жизни……………….24
Заключение.…………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире образование, причём хорошее образование, играет очень важную роль. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни - с детских лет до глубокой старости. Но в настоящее время образование в России переживает не лучшие свои времена. В настоящей работе я исследовала социальные проблемы современного вузовского образования.
При рассмотрении многочисленных проблем образования необходимо исходить из его развития в конкретных образовательных системах и его места в мире и обществе.
Актуальность темы определена тем, что в современном стремительно развивающемся обществе все более остро стоит вопрос о реформе образования. Вхождение России в 2003 году в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране. Реформа высшего образования влечёт за собой необходимость реформы среднего образования.
Российская система
высшего образования имеет
Объектом исследования является современное вузовское образование в России.
Предметом исследования данной работы являются социальные проблемы вузовского образования.
Цель исследования - рассмотрен
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть современное вузовское образование, определить его место в России и в мире.
2. Определить существующие
социальные проблемы
3. Рассмотреть взаимосвязь различных уровней образования.
4. Изучить опыт становления
и развития дистанционного
Часть I. СОВРЕМЕННОЕ ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В МИРЕ И ОБЩЕСТВЕ.
1.1 Образование. Проблема взаимосвязи различных уровней образования
Конституция РФ утверждает
принцип тождественности
Образование - один из древнейших видов деятельности человека. Все мы - участники бессознательно охватывающей нас деятельности образования. Остроумно ответил на вопрос, какая разница между людьми образованными и необразованными, Аристипп: «Такая же, как между лошадьми объезженными и необъезженными». Древние люди считали, что через образование человеку открывается возможность калокагатии - современной жизни. Поэтому они уравнивали в правах обучение интеллектуальное, музыкальное, физическое, нравственное Социальные проблемы вузовского образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С. 26..
Век Просвещения подготовил
благоговейно-религиозное
Сегодня под образованием чаще понимается формальный процесс, на основе которого общество передаёт ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. Процесс передачи знаний и навыков хорошо технологизирован, организационно оформлен в виде многоступенчатой системы учебных заведений Социальные проблемы вузовского образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С. 26..
Итак, социальные аспекты вузовского образования связаны с передачей индивидуумам навыков, умений и, главное ценностей общества. Образованный человек всегда ищет для себя смысл жизни, своё место в обществе. Но в наше время целью становиться деньги.
Большинство людей, которые владеют деньгами, в действительности находятся во власти денег, охвачены стремлением их приумножить, уничтожают их смысл. Человек находится в благоприятном положении, у него есть средства для образования, время для «когитации». Создавая средства овладения действительностью, он оказывается пойманным в сети этих средств, теряет цель, которая даёт им смысл - самого человека. Человек стал мыслиться орудием, но уже не Божьей воли, а экономики, государства. Он как орудие индустриального прогресса работает, копит деньги, но не для наслаждения жизнью, а чтобы вкладывать, преуспевать. Монашеский аскетизм, по словам М.Вебера, заменен на аскетизм внутреннего мира, где ничто, выходящее за рамки повседневного, утилитарного или престижного, не составляет реальных целей жизни. Радикальнее других высказался М.Шелер, заявивший, что «перенасыщенный информацией XX век утратил саму идею человека». Современный кризис человечности привёл к отказу от надежд и идей эпохи просвещения, утрате веры в прогресс человека и необходимости образования Там же. - С. 29...
Однако, в настоящее время многие люди начинают понимать, что вкладывать деньги в образование - это очень выгодно. Состоятельные люди посылают своих детей учится в лучших школах и университетах мира, понимая, что это очень важно для успешной карьеры. В Америке и странах Западной Европы окончить престижную школу - это значит получить возможность поступить в престижный университет.
Одной из серьёзных социальных
проблем в России в рамках образования
в целом является именно установление
и налаживание взаимосвязей различных
уровней образования. Исследования
и наблюдения в этой области показывают,
что между институтами образова
Разрыв иного плана, другого характера существует между школой и профессиональным образованием, а именно с высшим профессиональным образованием.
В чём проявляется обозначенный разрыв? Этому свидетельствует отсев студентов на младших курсах, т.е. вчерашних школьников. Как показали социологические исследования (в том числе и наши), большой отсев студентов на первых курсах вызывался часто не столько плохим отбором абитуриентов, сколько неготовностью многих из них воспринять нормы и ценности студенческого образа жизни, прежде всего основного вида деятельности - учёбы. Значительная часть студентов первого курса не умеет (не научена в школе) записывать лекции с голоса, конспектировать источники и литературу, писать рефераты, осмысливать большой (семестровый или годовой) материал курса перед сдачей зачёта или экзамена.
Школа чаще всего не работает с учащимися с учётом этих необходимых для них в будущем качеств. Не случайно многие студенты, посредственно занимающиеся на первых двух курсах, с трудом проходящие адаптационный период, затем резко «прибавляют» в учёбе. По нашему мнению, причина состоит не в неспособности этой части студентов учится в вузе, а в неподготовленности их к самому процессу обучения. Преемственность между средней и высшей школой ещё только утверждается Там же. - С. 248..
В плане рассматриваемой проблемы нам представляется верной позиция, сформулированная ректором МГУ В.А. Садовничим на Всероссийском совещании работников образования в январе 2000 года. В своём докладе он утверждал, что разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины. При этом сложившаяся ситуация получила и получает по сей день объяснение и оправдание, базирующееся в основном на одном аргументе: у вузов якобы завышенные требования к абитуриентам, выходящие за пределы школьной программы. В.А. Садовничий считает, что не высшую школу нужно опускать до уровня средней, а, наоборот, последнюю следует поднимать до требований вуза Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Указ. соч. - С. 248..
В свете рассмотренных выше социальных проблем современной школы очевидно, что ей предстоит пройти в ближайшие годы нелегкий путь преобразований, связанный, во-первых, с достижением нового качества школьного образования; во-вторых, ориентацией на хорошее образование для всех, несмотря на серьёзные различия населения по уровню доходов; в-третьих; необходимостью образования и воспитания гражданина, приспособленного к активной жизни в стране с рыночной экономикой.
Сегодня школа стоит на пороге значительных преобразований. Проводится эксперимент с ЕГЭ (единым государственным экзаменом), который вызывает в обществе неоднозначные оценки. Этот вопрос оказывается тесно связанным с предлагаемым введением в стране ГИФО - государственных именных финансовых обязательств. Близится время вступления России в европейское образовательное пространство (так называемый Болонский процесс) Там же. - С. 249..
В системе допрофессионального обучения между институтами основного и дополнительного образования также нет глубокой внутренней связи. К сожалению, каждый из этих образовательных институтов стремится решать сугубо свои, «местнические» задачи, не задумываясь, насколько эффективно можно было бы достигать поставленных целей, осуществляя совместную деятельность или хотя бы координируя её.
Ещё одна социальная проблема
дополнительного, как и всего
допрофессионального
Социальное взаимодействие педагогов и учащихся в учреждениях дополнительного образования характеризуется господством авторитарных отношений, от принципов же педагогики сотрудничества, педагогики поддержки эти учреждения нередко весьма далеки. Парадокс проявляется в том, что неформальная атмосфера, отсутствие жестких форм контроля, санкций, нормирования, отчётности, желание, с которым приходит учащийся в эти учреждения, должные были, казалось бы на первый взгляд, стимулировать подлинное взаимозаинтересованное социальное сотрудничество обеих сторон образовательного и воспитательного процесса, но…
Ориентация педагога оказалась иной: учащийся рассматривается прежде всего как объект научения. Вместо формирования личности, создания благоприятных условий для её социализации, в рамках досуговой деятельности ставится часто инструментальная задача - обучить. Вместо организации межличностного общения детей в процессе интересного и полезного времяпрепровождения - формировать знания, навыки и умения (то же, что и в школе). Вместо особой, яркой, интересной жизни, от которой не хочется уходить, - подготавливать к профессиональному самоопределению. Разумеется, указанные здесь «вместо» - лишь тенденции, обнаруженные в исследованиях. Но они достаточно выразительно свидетельствуют об определённых доминантах в деятельности учреждений дополнительного образования Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. - С. 259..
Главное - нужна целенаправленная подготовка специалистов для системы дополнительного образования в педагогических высших и средних учебных заведениях. Система дополнительного образования нуждается в специально подготовленных кадрах по соображениям как количественного, так и качественного характера.
Начальное профессиональное образование находится сегодня в состоянии глубокого кризиса, причём кризиса более острого, чем тот, который переживают остальные институты (виды, звенья) профессионального образования.
Переход к рыночной экономике означал конец отношений между профессиональными училищами и предприятиями, для которых подготавливались рабочие. Ряд училищ был закрыт, многие приблизились к грани ликвидации. Система начального профессионального образования, очутившись под таким прессом и не обладая гибким адаптационными механизмами, оказалась в состоянии глубокого и затяжного кризиса Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. - С. 294..
О кризисе начального
профессионального образования
свидетельствует глубокое недовольство
и негативное отношение к нему
со стороны различных слоёв
Информация о работе Основные проблемы вузовского образования