План содержания.
Введение…………………………………………………………..……………………………....2
- О. Конт – основатель социологии……………………………………………3
- Социология Карла Маркса……………………………………………………….4
- Теория социальной эволюции Герберта Спенсера………………....7
- Социология Эмиля Дюркгейма………………………………………………..7
- Вильфредо Парето — теория элит……………………………………….…9
- Российская социология конца ХIХ в. — начала ХХ в……………....10
Заключение…………………………………………………………………………....11
Список используемых источников………………………………………...13
Введение
Историю социологии
можно разделить на два периода.
Первый характерен для социальных теорий,
которые еще не выделились в отдельную
науку. Второй период начинается в средине
ХIХ века, когда французский ученый Огюст
Конт основал самостоятельную науку об
обществе, назвав ее «Социологией». С этого
времени до конца ХХ века происходит зарождение
самостоятельной науки социологии. Большую
роль в это время сыграл английский социолог
Г. Спенсер, который развивал теорию социальной
эволюции. Большую роль сыграли работы
немецких социологов Ф. Тенниса, который
обратил внимание на различие общины и
общества, и Г. Зиммеля, который обосновал
особенность социального познания. Для
довоенного периода характерно возникновение
эмпирической социологии, развитие разнообразных
социологических школ. Большую роль в
это время сыграли работы Э. Дюркгейма,
М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный
период благодаря трудам Талкотта Парсонса
возникла социологическая теория «структурно-функционального
анализа», на основе которой проводились
исследования несколько послевоенных
десятилетий. В настоящее время формируется
современная социологическая теория,
в которой важную роль играют труды английского
социолога Э. Гидденса и французского
ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии
Украины и России характерно участие социологов
в решении актуальных общественных задач.
Одним из первых социологов ХIХ века были
мыслители народнической ориентации.
Они развивали идеи самобытности российской
истории и невозможностью мерить ее западными
образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский
и К. Леонтьев пророчили закат западной
цивилизации и расцвет российского общества.
Видными социологами были П. Лилиенфельд,
Э. Де-Роберти. Наиболее известным социологом
на грани веков был М. Ковалевский, украинец
по происхождению. В работах «Современные
социологи» и «Социология» он развивал
идеи социального прогресса и исследовал
факторы социального развития. Видным
социологом был Питирим Сорокин, который
развивал эмпирические исследования.
Большую роль в российской социологии
ХХ века сыграла марксистская социология(Струве,
Плеханов, Ленин). Яркой личностью начала
ХХ века был украинец Богдан Кистяковский,
автор работ «Общество и индивид», «Российская
социологическая школа».
О. Конт — основатель
социологии
О. Конт(1798—1857) — французский
философ, социолог, основатель социологии
как науки. Он основал позитивизм
— как течение общественной мысли.
Позитивное, по Конту, значит положительное,
т. е. полезное для общества, пригодное
для практического использования,
конкретное и точное знание. Конт считал,
что разрозненные знания об обществе,
находившиеся в различных науках,
надо свести в единую науку, которую
и назвал «социология». По О. Конту,
история общества — это история
человеческого духа. Он разделил историю
на три этапа, в зависимости от
типа мышления, господствующего в
каждой из эпох:
1) мифическая эпоха;
2) метафизическая эпоха
— господство абстрактного мышления;
3) эпоха позитивизма (времена
О. Конта).
Создать посредством правильного
обобщения фактов («объективный метод»)
из частных наук одну положительную
философию, а затем, через применение
«субъективного метода», превратить её
в положительную религию — так определял
сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую
в его двух главных сочинениях. Эта формула
в своём целом выражает лишь его позднейшую
точку зрения, как пишет Соловьёв. Когда
он задумывал, обрабатывал и издавал «Курс
философии позитивизма», он вовсе не думал
о превращении или хотя бы о дополнении
философии религией. Напротив, главной
причиной его разрыва с Сен-Симоном было
стремление последнего к возрождению
религиозных идей и учреждений. Для самого
Конта основное побуждение (в первый период
его деятельности) состояло в том, чтобы
объединить умственный мир человечества
на твёрдой почве положительных наук,
через совершенное исключение всяких
спорных теологических и метафизических
идей. Современное Конту образованное
человечество находилось, на его взгляд,
в критическом состоянии умственной анархии
и дезорганизации, после того как теологические
и метафизические попытки духовного объединения
потерпели бесповоротное крушение. Из
такого бедственного состояния человечество
не могло быть выведено отдельными науками;
каждая из них, имея свой специальный предмет,
не могла браться за общую задачу духовной
реорганизации. Разрешить с успехом эту
задачу была бы в состоянии только такая
система, которая с всеобъемлющим характером
прежней теологии и метафизики соединяла
бы достоверность точной науки. Такая
система и есть положительная философия,
то есть основанная не на фантазии и отвлеченном
мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном
фактическом материале наук, как последнее
обобщение их данных. Каждая наука в своей
частной области объясняет неопределенное
множество наблюдаемых фактов, сводя их
к известным единообразиям, называемым
законами и выражающим постоянную связь
явлений, в их совместности или сосуществовании
и в их последовательности. Распространяя
тот же познавательный процесс на всю
область научного ведения, философия должна
установить связь между предметами отдельных
наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного
содержания; она только приводит в общий
систематический порядок содержание всех
наук. Основание положительной философии
есть, таким образом, классификация или
«иерархия» наук. Начиная с самой общей
или широкой по объёму и простой по содержанию
науки — математики, — Конт располагает
все прочие области знания в порядке убывающей
общности и простоты, или возрастающей
спецификации и сложности. Научное знание,
по мнению Конта — высшая ступень развития
знания. Самым ценным видом знания является
научное (позитивное) — достоверное, точное,
полезное. Метафизика — наоборот неточное,
недостоверное, бесполезное. Сравнивая
многочисленные утопические проекты создания
идеального общества с точными предсказаниями
физики, он пришёл к заключению, что необходимо
и в общественных науках отказаться от
утопий и начать изучение конкретных фактов
социальной жизни, тщательно их описывать,
систематизировать и обобщать. Отвергал
философию как навязывающую свои принципы.
Поэтому задачей позитивной философии
считал описание, систематизацию и классификацию
конкретных результатов и выводов научного
познания. Наука не должна задаваться
вопросом почему происходит явление, а
только ограничиваться описанием того,
как оно происходит. Такой отказ от исследования
конечных причин и сущностей явлений в
дальнейшем стал одним из важнейших постулатов
позитивизма. Конт ввел систему наук, которая
представляла собой иерархию, т. е. восхождение
человеческого мышления от самых простых
форм к самым сложным. Каждая последующая
наука развивалась, опираясь на предыдущую.
В основании предложенной Контом пирамиды
лежит математика, затем — астрономия,
физика, химия, биология, а на вершине —
социология. Для Конта социология — это
конкретная наука об обществе, которая
опирается на законы физики, биологии,
математики. А законы мира едины для природы
и для общества. В социологическом анализе
Конт выделил два подхода:
1) социальная статика
(изучение социального порядка);
2) социальная динамика (исследование
социальных процессов и социальных изменений).
Основой общества является
всеобщее согласие, солидарность. Сущностью
социальной динамики является социальный
прогресс. Основными методами позитивизма
являются наблюдение, эксперимент, сравнение,
исторический анализ. Законы общества
имеют естественноисторический
характер. Социологию Конт пытался
превратить в практическую науку
преобразования общества.
Социология Карла Маркса
Карл
Маркс (1818-1883) — немецкий социальный
мыслитель, философ, экономист. Главное
в учение К. Маркса — идея материалистического
понимания истории. С точки зрения
К. Маркса, решающим структурно-образующим
элементом всей системы общественных
отношений выступают материальные
производственные отношения, возникающие
в процессе производства, обмена и
распределения материальных благ. Их особенность
сострит в том, что, они складываются независимо
от общественного сознания. Совокупность
производственных отношении составляет
экономическую структуру общества, реальный
базис, над которым возвышается надстройка,
включающая в себя совокупность идеологических
отношений и взглядов (политику, право,
мораль, религию, философию, искусство),
а также соответствующие им организации
и учреждения (государство, партии, церковь
и др.). Категории базис и надстройка раскрывают
диалектическую взаимосвязь всех общественных
явлений и отношений. Базис определяет
надстройку, ее особенности и структуру.
Таким образом, надстройка строится не
произвольно, а в соответствии со своим
базисом. Например, социально-классовая
структура общества, государство и его
органы, политические партии и другие
институты определяются в конечном счете
отношениями собственности — главной
стороной производственных отношений.
Изменения в базисе постепенно влекут
за собой и изменения всех элементов надстройки.
Вместе с тем, К. Маркс отмечал, что надстройка
со своей стороны активно воздействует
на базис. В любом классовом обществе базисные
отношения закрепляются всей мощью государства
и других политических организаций, а
также господствующей идеологией. Важным
принципом материалистического учения
об обществе является утверждение о его
поступательном прогрессивном развитии.
Принцип прогресса реализуется в теории
К. Маркса через учение об общественно-экономических
формациях. Общественно-экономическая.
формация — важнейшая категория марксовой
теории, отражающая исторически определенную
ступень развития человеческого общества.
Первобытная формация основана на коллективной
общинной собственности и кровнородственных
отношениях. Последующие формации базируются
на частной собственности на средства
производства, а отношения в них носят
антагонистический характер. "Подлинная"
история, человеческого общества должна
наступить с утверждением коммунистической
формации, основу общественных отношений
которой будет составлять единая общественная
собственность на основные средства производства.
Для коммунистической формации характерно
исчезновение классовых различий, существенных
различий между городом и деревней, умственным
и физическим трудом, что приведет к осуществлению
полного социального равенства, Высшему
развитию производства будет соответствовать
способ распределения по потребностям. Переходит
одной общественно-экономической формации
к другой осуществляется на основе социальной
революции. Социальная революция — это
не только глубокое качественное преобразование
общественных отношений, но и определенный
способ такого преобразования — это быстрый,
резкий, конфликтный и тотальный сдвиг
в социальных отношениях. Экономической
основой социальной революции является
углубляющийся конфликт между ростом
производительных сил общества и устаревшей,
консервативной системой производственных
отношений, который проявляется в усилении
социальных антагонизмов и обострении
классовой борьбы между господствующими
и угнетенными классами. "Первым актом
социальной революции является завоевание
политической власти. На основе инструментов
власти победивший класс осуществляет
преобразования во всех других сферах
общественной жизни, и таким образом создаются
предпосылки для формирования новой системы
социально-экономических и духовных отношений. Исследуя
проблему, классов и классовой борьбы,
К. Маркс показал, что существование классбв
связано лишь с определенными фазами развития
производства, причем каждый тип организации
общества имеет свою классовую структуру.
Возникновение классов обусловлено развитием
общественного разделения труда и появлением
частной собственности. История всех обществ,
начиная с рабовладельческого, была историей
борьбы классов. Классовая борьба является
главной движущей силой общественного
развития, которая закономерно ведет к
установлению диктатуры пролетариата,
цель которой — уничтожение всяких классов
и создание бесклассового коммунистического
общества. Творчество К. Маркса оказало
огромное воздействие на самые разные
стороны социологического знания.
Теория социальной эволюции Герберта
Спенсера
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер. В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту онсделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены ипочему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические,органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количествеи характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты онопроизводит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его членыприспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводитмногочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численностинародонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости сэволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счетеот "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например,регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зренияученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями:
"Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писалон, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо поотношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое". На этом основании социолог не принял нисоциализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсерполагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в органическойприроде) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия: уровень эволюционной сложности и масштабность
функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности простое, сложное, двойной сложности,тройной
сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить какможно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, чтоэволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считалСпенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной,бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основныеначала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу над органической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповоеобразование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующиеинституты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными инередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяютплемени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыминепосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XXстолетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Онутверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме
зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп веще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем«простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичныхобразований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих измененийСпенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организацийи т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.