Основные социологические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 08:29, реферат

Описание

Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французский ученый Огюст Конт основал самостоятельную науку об обществе, назвав ее «Социологией». С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………………………....2
I.О. Конт – основатель социологии……………………………………………3
II.Социология Карла Маркса……………………………………………………….4
III.Теория социальной эволюции Герберта Спенсера………………....7
IV.Социология Эмиля Дюркгейма………………………………………………..7
V.Вильфредо Парето — теория элит……………………………………….…9
VI.Российская социология конца ХIХ в. — начала ХХ в……………....10
Заключение…………………………………………………………………………....11
Список используемых источников………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

Основные социологические теории.docx

— 63.61 Кб (Скачать документ)

Спенсер развивал теорию социальной эволюции. Развитие общества, по его мнению, осуществляется от простого к сложному по следующей схеме:

1) общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы;

2) рост  массы приводит к усложнению  структуры, что проявляется в  росте числа социальных групп,  социальных институтов и других  компонентов общества;

3) усложнение  структуры сопровождается дифференциацией (разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества; 4)дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества;

5) если этот порядок  нарушается, то начинается регресс.  Спенсер обосновал необходимость  социологии для исследования  социальных систем и социальной  структуры. По Спенсеру существует  три вида эволюционных процессов: 1) неорганический(камень — песок);

2) органический(всё живое);

3) надорганический(общество).

Так как Спенсер считал, что общество — часть природы, где существует естественный отбор  и выживает наиболее сильный, приспособленный. Неравенство рождается с человеком  и внутренне присуще обществу. Он предпринял изучение образа жизни, социальных отношений многих народов  мира. Социология также развивалась  благодаря деятельности ученых разных стран.

Социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм(1858—1917) —  основатель современной социологии, французский социолог. Благодаря  ему произошла институциализация социологии, т. е. он основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Автор более 200 работ по социологии, три из них стали классикой: «О разделении общественного труда»(1893), «Метод социологии»(1895) и «Самоубийство»(1897). Дюркгейм утверждал принцип эмпирической обоснованности социологической теории. «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов. Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей. По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Его подход именуется «социологизмом». Сам он назвал свою теорию «социологическим реализмом», т. е. считал, что общество является целостным субъектом, который  отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу не могут быть выведены из закономерностей  индивидуального сознания. Он был  против психологического направления  в социологии и считал, что социальное явление можно объяснить только при помощи другого социального  явления. Социология, по Дюркгейму, изучает  социальные факты. Социальные факты  — это способы действия или  мышления, которые оказывают принуждающие воздействия на человека. Социальные факты следует изучать как  вещи. Предлагал различать социальную норму и патологию. Критерии нормы  — это распространенность, неизбежность явлений; природа вещей; польза; то, что является условием существования. Законы общества — это разновидности  универсальных законов. Важной проблемой  Дюркгейм считал солидарность, которая  является основным критерием социального  развития. Он различал органическую, т. е. свободную, естественную и механическую, т. е. принудительную солидарности. Силой, созидающей социальное целое является разделение труда. Оно обуславливает обмен продуктами труда, обмен деятельностью, денежный обмен. Его также интересовала проблема аномии — состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности. На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зародилось на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения как самоубийства. Он выделяет 4 вида самоубийств:

1) эгоистическое — человек  изолирован от сообщества: у него  сосредоточие всех ценностей  в себе;

2) альтруистическое — от чрезмерной привязанности, любви к людям;

3) фаталистическое — связано с чрезмерной зависимостью от общества;

4) аномическое — связано с недостатком социальных норм.

Э. Дюркгейм изучал проблемы преступности, семейной неустойчивости, социальной дезорганизации, социальных патологий, социального контроля, социальной интеграции и многое другое. В центре внимания Дюркгейма взаимоотношения  индивида и общества. Общество наступает  как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид — воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах  и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться  на основе наблюдения. Дюркгейм использовал  историко-сравнительный анализ, применял причинный анализ.

Вильфредо Парето — теория элит

Интерес к экономической теории у Парето появляется в конце 1870-х  гг., и значительная роль в становлении  ученого принадлежит известному итальянскому экономисту М. Панталеоне (1857-1924), познакомившему Парето не только со своими работами, но и с трудами Вальраса, Курно и Эджуорта. В 1893 г. Парето с подачи Панталеоне был приглашен Л. Вальрасом возглавить после него кафедру политической экономии Лозаннского университета. При этом следует отметить, что, несмотря на эту роль "преемника" Вальраса по лозаннской школе экономики, Парето никогда не был дружен с ним и вообще расходился во многих взглядах как по чисто экономическим вопросам (например, Вальрас придерживался кардиналистского подхода к понятию полезности, Парето же - один из основателей ординализма), так и по общему мировоззрению, темпераменту и отношению к окружающей жизни. За время руководства кафедрой, где Парето читал курсы теоретической и прикладной экономики, он выпустил два своих самых значительных экономических труда: сначала в 1896/97 г. - "Курс политической экономии", посвященный в основном развитию вальрасовской теории общего равновесия, и затем, в 1906 г., - "Учебник политической экономии", где уже больше внимания уделяется другим проблемам, в частности глубокому анализу кривых безразличия, позаимствованных им у Ф. Эджуорта. Позже, в 1911 г., выходит третья основополагающая экономическая работа Парето - обширная статья "Математическая экономика" во французской "Энциклопедии математических наук". После завершения преподавательской карьеры Парето, отрастивший большую бороду и облаченный в ниспадающую мантию, проводил свои дни на вилле в Селиньи, в окружении не менее двух десятков кошек. Подобно своим подопечным, он был "независим, по-кошачьи злобен и горд", любил строгость и умел "показывать зубы", если ему что-то не нравилось. Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со своими правительствами. Его воображаемые враги были повсюду: это и демократы, и пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из его сограждан, которые пытались замалчивать его сочинения. Так и жил Парето в окружении кошек, разрабатывая свою теорию общественного устройства и пытаясь внедрить в это устройство элементы кошачьего поведения. Жил, как аристократ, полный презрения к тому обществу, которое его породило. Муссолини сделал Парето сенатором, и хотя итальянские фашисты восприняли некоторые идеи из его теории "общественной элиты", вряд ли Парето был ярым приверженцем их доктрины. Он вообще не любил никаких идеологий. Однако его социологические и экономические исследования, как и все аналогичные работы, несут идеологическую нагрузку. Экономические взгляды Парето имели немалое влияние, особенно в Италии. А его социальные воззрения временно были в моде в США в 20-х и 30-х годах XX в. Некоторые из технических приемов экономического анализа, разработанные Парето, вошли даже в стабильные учебники, в частности, анализ кривой безразличия, которую Парето воспринял у английского математика-экономиста Фрэнсиса Эджворта. Уже за одно это Парето заслуживает внимания; но, помимо этого, ему принадлежит заслуга создания значительно более совершенного варианта теории общего равновесия, ставшего одной из главных отправных точек для современной экономической мысли. Именно это и сделало его крупной фигурой в истории экономической науки. Экономические работы Парето, как и любого сторонника экономического либерализма и индивидуализма, основываются на постулировании рациональности поведения индивидов. Однако (и это не было секретом и для самих основоположников чистой экономической теории) их наука далеко не всегда соответствует фактам реальной жизни. Вывод, который делает Парето: несоответствие между предполагаемым и действительным поведением людей можно объяснить лишь нелогичностью последних. Следует, значит, более пристально исследовать природу нелогического человеческого поведения и на основе этого исследования сделать выводы, более адекватные реальности. Однако это невозможно сделать в рамках экономики как науки, ибо она изучает лишь "логическое" или рациональное поведение. Восполнить эту однобокость экономической теории должна другая наука, а именно социология. Значительное место в социологической концепции Парето занимает его трактовка общества как равновесной системы - идея, близкая ему как экономисту. По Парето, состояние социальной системы определяется рядом взаимозависимых факторов, таких как внешние природные условия, воздействие других обществ и внутренние элементы системы, в частности те самые остатки, производные, чувства, запас накопленных знаний и т. п. Впоследствии его идея общества как равновесной системы оказала серьезное влияние на представителей влиятельной социологической школы структурного функционализма и ее лидера Т. Парсонса. Одним из самых больших вкладов в современную социальную теорию, внесенных Парето, является его теория элит. Парето разделял любое общество на неэлиту и элиту. Последняя состоит из лиц с наилучшими интеллектуальными, физическими или профессиональными показателями. Элита в свою очередь делится на правящую и неправящую. Правящая же элита может быть представлена личностями двух типов - вслед за Макиавелли Парето называет их "лисами" и "львами". Первый тип характеризуется преобладанием "остатков комбинаций". Представители этой элиты легко адаптируются к социальным изменениям, в качестве методов управления они используют такие приемы, как обман, убеждение, подкуп. Краткосрочные интересы у них доминируют над долгосрочными, материальные - над идеальными, индивидуальные - над коллективными. Со временем на смену "лисам" в элите приходят "львы" с их преобладанием "остатка постоянства". Этот тип лидеров характеризуется, напротив, упором на силовое решение проблем, стремлением к поддержанию status quo, авторитарностью, агрессивностью, бескомпромиссностью, упорством. Постоянный процесс смены элит - "циркуляция элит" по Парето - является необходимымусловием существования общества и поддержания социального равновесия и обеспечивает преобладание в правящем слое индивидов с нужными качествами. Таким образом, циркуляция элит лежит в основе большинства исторических событий. Причем в экономической жизни этим двум типам элит соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье". Первые, аналоги "лис" в политике, предпочитают высокую, но рискованную доходность вложений их надежности, склонны к конструированию экономических и финансовых технологий и инструментов, служат причиной экономического развития общества. "Рантье" же, ориентирующиеся на фиксированный надежный доход, представляют собой фактор стабильности и консерватизма в обществе. В сознании экономистов Парето ассоциируется прежде всего с одним из основателей ординалистской теории полезности, теории общего равновесия и теории оптимальности экономики. Действительно, этот вклад Парето в развитие экономической теории трудно переоценить или не заметить. Метод исследований  Парето называет логико-экспериментальным, предлагает концепцию социального равновесия. Общество, считает Парето, находится в состоянии динамического равновесия. Равновесие опирается на психологический фундамент, а не на экономический. Парето является сторонником психологического направления социологии. Поступки людей в социальном развитии делятся на логические(целесообразные) и нелогические(неосознанные). Движущей силой общественного развития являются нелогические поступки. Парето считает, что в действиях людей есть нелогический мотивационный остаток (резидуи). Но у человека есть потребность в логической мотивации, поэтому свои нелогические мотивы и действия человек прикрывает логическими. Это действие называется деривацией. По Парето, функциональными элементами всякой системы являются экономический фактор, интеллектуальный фактор, идеология и социальный фактор. Парето развивает теорию политического лидерства, в которой делит лидеров на лис, действующих путем хитрости и обмана, и львов, действующих путем насилия. Он предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей в обществе есть две группы элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, и контрэлита. Инструментом управления общества являются согласие и сила. Момент смены элит у Парето называется революцией.

Российская социология конца ХIХ  в. — начала ХХ в.

Социология пришла в Россию в 60-х  годах 19 века из Франции, с трудами  Огюста Конта. Его принцип позитивизма, а так же идеи других западных социологов дали начало социологии в России. Первым в России трудами Конта заинтересовался  В. Майков. Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое  количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая  база для его анализа, методы, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е. В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д. И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году. До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления. Географический детерминизм. Основной представитель — Лев Ильич Мечников. Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки»(1889). Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории. Общество способно к солидарности в условиях освоения природы. Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую. Другими направлениями социологической мысли были 2) Органицизм. П. Ф. Лилленфельд-Тоаль, А. И. Стронин 3) Концепция культурно-исторических типов. Н. Я. Данилевский 4) Народничество. Два направления народничества: 1) анархизм, возглавляемый М. А. Бакуниным и П. А. Кропоткиным и 2) бланкистское направление, возглавляемое П. Н. Ткачевым 5) Субъективная школа в российской социологии. П. Лавров, Н. К. Михайловский. 6) Психологическое направление. Н. И. Кореев , Е. В. Де Роберти 7) Классический позитивизм. М. М. Ковалевский(1850—1916). Антипозитивистская реакция. Начало 1980-х — 1900 год. В. В. Соловьев, Чичрин, И. А. Бердяев. 1) Ортодоксальная методология, занимающееся проблемами социологической методологии. К нему относились А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский, 2) Философский иррационализм. В. М. Хвостов , П. И. Новгородцев 3) Индивидуальный психологизм. Л. И. Петражицкий. Е. В. Де Роберти ввел термин «неопозитивизм».

Заключение

О. Конт(1798—1857) — французский  философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм — как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное  для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую  и назвал «социология».

Карл Маркс (1818-1883) – главное  в учении К. Маркса — идея материалистического  понимания истории. С точки зрения К. Маркса, решающим структурно-образующим элементом всей системы общественных отношений выступают материальные производственные отношения, возникающие  в процессе производства, обмена и  распределения материальных благ. Их особенность сострит в том, что, они складываются независимо от общественного сознания. Совокупность производственных отношении составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя совокупность идеологических отношений и взглядов (политику, право, мораль, религию, философию, искусство), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).

Одним из основателей социологии был английский ученый Г. Спенсер(1820—1903). Он развивал теорию социальной эволюции. Спенсер считал, что общество —  часть природы, где существует естественный отбор и выживает наиболее сильный, приспособленный. Неравенство рождается  с человеком и внутренне присуще  обществу. Он предпринял изучение образа жизни, социальных отношений многих народов мира. Социология также развивалась  благодаря деятельности ученых разных стран.

Эмиль Дюркгейм(1858—1917) —  основатель современной социологии, французский социолог. Благодаря  ему произошла институциализация социологии, т. е. он основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными.

Вильфредо Парето(1848—1923) — итальянский социолог. Парето развивает теорию политического лидерства, в которой делит лидеров на лис, действующих путем хитрости и обмана, и львов, действующих путем насилия. Он предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей в обществе есть две группы элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, и контрэлита. Инструментом управления общества являются согласие и сила. Момент смены элит у Парето называется революцией.

 

 

 

Список используемых источников.

  1. Зазыкин В.Г. «Основы психологии проницательности». Тривола, 1997 г.
  2. Кончанин Т.Л. Социология. Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 480 с.
  3. Косолапова Р. И. «С чего начинается личность». Под общей редакцией М., Политиздат., 1984 г.
  4. Осипов Г.В. Социология. «Основы общей теории». М.: Аспект 461 с. ISBN 5756701214
  5. Радугин А. А. «Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов», М., Издательство «Центр», 1997 г.
  6. http://ru.wikipedia.org/История_социологии
  7. http://www.alleng.ru/d/sociol/soc019.htm
  8. http://socioline.ru/book/dzhordzh-rittser-sovremennye-sotsiologicheskie-teorii

Информация о работе Основные социологические теории