Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:45, реферат

Описание

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Работа состоит из  1 файл

3Microsoft Word.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

При обращении за медицинской  помощью и ее получении пациент  имеет право на:

1) уважительное и гуманное  отношение со стороны медицинского  и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том  числе врача общей практики (семейного  врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание  в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим  требованиям;

4) проведение по его просьбе  консилиума и консультаций других  специалистов;

5) облегчение боли, связанной с  заболеванием и (или) медицинским  вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации  о факте обращения за медицинской  помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных  при его обследовании и лечении;

7) информированное добровольное  согласие на медицинское вмешательство;

8) отказ от медицинского вмешательства  в соответствии;

9) получение информации о своих  правах и обязанностях и состоянии  своего здоровья, а также на  выбор лиц, которым в интересах  пациента может быть передана  информация о состоянии его  здоровья;

10) получение медицинских и иных  услуг в рамках программ добровольного  медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в случае  причинения вреда его здоровью  при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката  или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя,  а в больничном учреждении  на предоставление условий для  отправления религиозных обрядов,  в том числе на предоставление  отдельного помещения, если это  не нарушает внутренний распорядок  больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой  непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического  учреждения, в котором ему оказывается  медицинская помощь, в соответствующие  профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Каждый гражданин имеет право  в доступной для него форме  получить имеющуюся информацию о  состоянии своего здоровья, включая  сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а  в отношении лиц, не достигших  возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме  гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно  знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

Информация, содержащаяся в медицинских  документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство  неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать  консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство  в отношении лиц, не достигших  возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью первой статьи 31 Основ. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Гражданин или его законный представитель  имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Основ.

При отказе от медицинского вмешательства  гражданину или его законному  представителю в доступной для  него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Оказание медицинской помощи (медицинское  освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.

Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

В отношении лиц, совершивших общественно  опасные деяния, могут быть применены  принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена  госпитализация без их согласия, или по решению суда.

Значительное место в законе отводится гарантиям осуществления  медико-социальной помощи, первичной  медико-санитарной помощи, скорой медицинской  помощи, специализированной помощи.

Важным разделом в законе является медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека - искусственное оплодотворение, искусственное прерывание беременности, медицинская стерилизация.

Проведение различных медицинских  экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза) также регламентируется настоящими Основами.

Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.

При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания  с целью соблюдения врачебной  тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

В отдельных случаях по решению  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в области  здравоохранения экспертиза временной  нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.

Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации, в том числе медико-психологической реабилитации.

Порядок организации и  производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию  здоровья граждан, подлежащих призыву  на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Гражданам предоставляется  право на производство независимой  военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 53 настоящих  Основ.

Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях  государственной системы здравоохранения  экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя или определения суда.

Судебно-психиатрическая  экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения.

Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать  перед органом, назначившим судебно-медицинскую  или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.

Порядок организации и  производства судебно-медицинской  и судебно-психиатрической экспертиз  устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую  и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При несогласии граждан  с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая  медицинская экспертиза.

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.»

В Основах законодательства зафиксированы принципиально важные положения по определению момента  смерти человека, изъятие органов  и тканей человека для трансплантации. Констатация смерти осуществляется медицинским работником.

Критерии и порядок  определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий  устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование  в сфере здравоохранения, согласованным  с Министерством юстиции Российской Федерации.

Информация о работе Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан