Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить специфику политического сознания студенческой молодежи.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность, структуру и виды политического сознания;
2) выявить особенности формирования политического сознания;
3) изучить специфику молодежи как социальной группы;

Содержание

Введение
Глава 1. Политическое сознание и особенности его формирования
1.1. Понятие, структура, виды политического сознания
1.2. Формирование политического сознания
Глава 2. Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи
2.1. Студенческая молодёжь как социально-демографическая категория
2.2. Особенности политического сознания современного студенчества
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Политическое сознание и особенности его формирования

1.1. Понятие, структура, виды политического сознания

1.2. Формирование политического сознания

Глава 2. Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи

2.1. Студенческая молодёжь как социально-демографическая категория

2.2. Особенности политического сознания современного студенчества

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение социологическими методами политической деятельности и политического поведения различных социальных групп предполагает выявление в данной деятельности и данном поведении роли массового политического сознания.

От состояния политического сознания различных социальных групп, господствующих в нем идей и настроений, зависит многое в политической, социальной, культурной жизни общества.

Особенно важно учитывать состояние политического сознания молодёжи - наиболее активной части общества, которой принадлежит будущее. «Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен, наряду с новыми государствами, общественными движениями, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п. в качестве реальной и значительной силы перемен определяет молодежь. В документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи, она становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Предполагается, что к концу столетия лица в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет — около 50%. В любом случае с молодежью придется считаться как с силой, которая будет определять политические, экономические и социальные структуры общества, и которая уже выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного общества. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодежь является важным фактором формирования вкусов. Ее духовные ценности распространяются по всему миру. Ее взгляды оказывают все большее влияние на власть имущих. Однако роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть». [1]

Формирование политического сознания молодежи является важной функцией социальных институтов.

Воспитание на принципах толерантности, политкорректности, гражданственности, патриотизма, ответственности, доверия к действиям государственной власти способствует успешной интеграции молодежи в политическое и социальное пространство, идентификации с общими ценностями и нормами, является залогом воспроизводства общества и его стабильности. В этой связи особое значение имеет исследование различных механизмов становления молодежи как субъекта социально-политических отношений.

Молодёжь как социальная группа неоднородна по своему составу. Традиционно самой передовой частью молодёжи считалось студенчество. Поэтому всестороннее изучение данной социальной группы активно велось в рамках различных научных дисциплин, таких как социология, психология, политология. В томчисле изучались и особенности политического сознания студенчества.

Известны труды Ю.А. Зубок,[2] В.Е Семенова,[3] И.М. Ильинского[4], посвящённые исследованию ценностных ориентациях молодежи и студентов, О.В.Сорокина,[5] посвящённые особенностям формирования политического сознания современной российской молодёжи, и др.

Однако политическое сознание студенческой молодёжи легко меняется под влиянием происходящих событий в мире, стране и регионе. Появляется необходимость в новых исследованиях, в изучении динамики изменения политического сознания молодежи. Тема эта не перестаёт быть актуальной.

Объект исследования: политическое сознание студенческой молодёжи.

Предмет: влияние внешней среды на политическое сознание.

Цель исследования: выявить специфику политического сознания студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность, структуру и виды политического сознания;

2) выявить особенности формирования политического сознания;

3) изучить специфику молодежи как социальной группы;

4) на основании данных исследований, проведённых во 2 -й половине 2000 -х гг., выявить особенности политического сознания студенческой молодёжи.

Методы:

- аналитический;

- сравнительный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политическое сознание и особенности его формирования

1.1 Понятие, структура, виды политического сознания

 

В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения.[6]

Политическое сознание тесно связано с политическим поведением — оно выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения.

В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактовалось как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.[7]

Понятие политического сознания имеет достаточно длительную историю употребления в различных областях обществознания, оно относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными науками о человеке и обществе.

Политическая социология трактует его, прежде всего, как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него значительное искажающее влияние. [8]

Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и теории выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.[9]

Те или иные компоненты политического сознания присутствуют в каждом политическом действии классов, социальных групп и национальных общностей. Политические настроения, взгляды, мотивы, цели, выступают в роли побудительных сил деятельности людей, характеризуют её содержание и направленность. Политическое сознание пронизывает деятельность всех политических институтов, других элементов политической структуры общества. Оно олицетворяет субъективную сторону политической жизни общества.

Политическое сознание выполняет в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование.

Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое воплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов политической деятельности.

Политическое сознание не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее. Следовательно, оно выполняет также и нормотворческую функцию, заключающуюся в том, что политическое сознание формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.).

Полититическое сознание выполняет и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).[10]

Политическое сознание - сложное духовное образование. Оно проявляется через различные состояния и уровни.

По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: обыденный теоретический.

Обыденное политическое сознание представляет собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общности; оно формируется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики.

Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого «житейского здравого смысла».[11] В силу этого обыденное политическое сознание наряду с элементами верного отражения политической действительности содержит немало политических иллюзий, ложных представлений о тех или иных политических явлениях, в том числе и о соотношении в обществе различных политических сил, о действительной направленности деятельности различных политических партий, истинных целях их лидеров и т. д. Одновременно, обыденное политическое сознание характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение. [12]

Можно сказать, что на уровне обыденного политического сознания мыслит большая часть общества., не обладающая знаниями о глубинных законах развития политической жизни. Разумеется, у людей с различным уровнем образования и культуры в разной мере развито их политическое сознание.

В отличие от обыденного, теоретическое политическое сознание направлено на раскрытие закономерностей политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности.

На уровне теоретического политического сознания осмысливаются социальная природа различных политических сил, прежде всего классов и политических партий, объективные политические интересы последних, непосредственно направляющие их политическую деятельность.

Благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясные представления о своём собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможности утвердить себя в рамках данных отношений. Как замечал по этому поводу итальянский политический деятель А. Грамши (1891 - 1937), “активный представитель массы действует практически, но у него нет ясного теоретического осознания своих действий». Такое осознание приходит с пониманием своей принадлежности к определённым социально - политическим силам. В этом заключается решающий шаг в формировании более или менее зрелого и грамотного политического сознания и самосознания, в котором «теория и практика наконец, объединяются».[13]

Содержание теоретического политического сознания составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией.

Политическая идеология представляет собой «теоретическое отражение политической действительности через призму классов, наций, политических партий и других политических сил».[14]

Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравственность. Она имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса.

На разных исторических этапах роль идеологии в обществе различна. В нашей стране идеология играла гипертрофированную роль в 30 - 50-х годов ХХ века, в период культа личности Сталина. В послесталинское время идеология, провозгласив борьбу с культом личности и его последствиями, сама оказалась непоследовательной и недиалектичной. Она утвердила догматизм в общественной науке, воздвигла жесткие границы научному поиску и выводам научных исследований: все, что выходило за рамки партийных документов (программ, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС), отвергалось и подвергалось уничтожающей критике или попросту замалчивалось.

Перекосы идеологической борьбы, выразившиеся в преследовании всякого инакомыслия (борьба с диссидентами отнюдь не только с помощью идейных средств) нанесли значительный урон научному творчеству.[15]

Кризис экономики, социальная напряженность и нестабильность не могли не отразиться на состоянии массового сознания в постсоветский период. Сегодня есть достаточно оснований для вывода о кризисе идеологии и массового сознания, проявляющегося в хаотичности и “разынтегрированности” массового сознания, ослаблении роли идеологии в обществе, в отречении от прошлого, некритическом отношении к опыту западных стран, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистических и религиозно-мистических настроений и т. д.

В основе данной ситуации лежит неспособность людей адекватно понять и объяснить происходящее.

Создание правового государства и формирование гражданского общества предполагают наличие политической идеологии, обеспечивающей становление действительно демократических принципов политической жизни, утверждение социальных и политических инноваций, свободной от догм, иллюзий и мифов, способной интегрировать разные социальные и национальные группы, аккумулировать политическую энергию и опыт людей.[16]

Устоявшаяся государственная идеология является обязательным условием политической стабильности общества, интеграции общества и государства.

Информация о работе Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи