Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа
Цель исследования: выявить специфику политического сознания студенческой молодежи.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность, структуру и виды политического сознания;
2) выявить особенности формирования политического сознания;
3) изучить специфику молодежи как социальной группы;
Введение
Глава 1. Политическое сознание и особенности его формирования
1.1. Понятие, структура, виды политического сознания
1.2. Формирование политического сознания
Глава 2. Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи
2.1. Студенческая молодёжь как социально-демографическая категория
2.2. Особенности политического сознания современного студенчества
Заключение
Список литературы
Несмотря на различия своего социального происхождения и материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует определенную социально-профессиональную группу.
Общая деятельность (обучение в вузе) в сочетании с территориальным сосредоточением в крупных городах порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально- профессиональные группы.[41]
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются уровнем социально- экономического и культурного развития страны, национальными особенностями системы высшего образования.
В настоящее время в научной литературе нет единого мнения по вопросу об особенностях студенчества как социальной группы.
Так, социологи Б.Рубин характеризуют студенчество следующим образом:
«Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве… Студенчество как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность».[42]
Другой исследователь, А.Н.Семашко, возражает, что «было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам». Эти признаки следующие: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. [43]
Автор отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества
Т.В.Ищенко, характеризуя студенчество, акцентирует внимание на том факте, что оно является составной частью такой социально - демографической группы, как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.
Отличительными особенностями студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».[44]
На основании вышеприведённых характеристик можно выделить следующие отличительные черты студенчества как социальной группы:
- студенчество является составной частью молодежи, но представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для студентов подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием;
- студенчество – высокомобильная социальная группа, состав которой постоянно меняется;
- студенчество - наиболее передовая группа молодёжи, в число которой входит будущая элита страны;
- общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза делают студенчество сплоченной социальной группой. Дружеские, профессиональные и прочие связи, берущие начало в студенческом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь;
- студенчество активно взаимодействует с различными социальными образованьями общества, характеризуется высокоинтенсивным общением;
- напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе является социально значимой чертой студенчества.
Таким образом, молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции.
2.2 Особенности политического сознания современного студенчества
Современное российское студенчество подвергается пристальному вниманию социологов. Исследуются социальные проблемы, менталитет, ценностные ориентации, жизненные установки современных студентов.
Результаты социологических исследований молодёжи вообще и студенческой молодёжи, в частности, позволяют учёным сделать вывод о том, что события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется «мозаично-эклектический псевдоменталитет», т.е. отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании»,[45] что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи.
Особенности политической социализации и политического сознания студенчества также не оставлены без внимания социологов и политологов.
Изменение социализационных механизмов, высвобождение молодежи из-под общественно-политического контроля в 90 -е гг. повлекли изменения в процессе интеграции молодежи в политическую сферу российского общества, которые выразились в создании множества молодежных организаций, формировании молодежных секций в рамках основных политических партий и др. Однако многие исследователи отмечают сегодня в целом низкое доверие представителей студенчества к действующим властным институтам, политическим партиям и большинству их молодежных лидеров. Это недоверие является следствием отсутствия реальных политических сил, отстаивающих интересы молодёжи, нерешённости её насущных социальных проблем. Молодёжь уже не верит провозглашаемым политиками лозунгам, так как не верит в их реализацию на практике. Популистские лозунги отталкивают студенческую молодёжь от участия в политике, способствуют росту нигилизма. В частности, об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведённого среди петербургских студентов в 2007 г.[46]
Участие в политической жизни в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса студентам пяти петербургских вузов, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 7,3% опрошенных). На первое место студенты ставят жизненный успех, материальное благополучие, на второе - возможность самореализации в профессии , на третье - семью.
Политикой интересуется лишь 19,4% опрошенных, отсюда и неопределенные политические позиции студентов: лишь треть из них (31,1%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время большая часть студентов либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 30,5 и 39,4%).
Однако другие исследования говорят о несостоятельности распространенного в последние годы стереотипа об аполитичности студенческой молодежи, вернее о том, что молодёжь не интересуется политикой.
Так, опрос студентов провинциальных вузов центра России показал, что лишь 7% студентов не интересуются политикой вообще. Хотя и утвердительный ответ «интересуюсь» дало всего лишь 21% респондентов. Активно участвуют в политической жизни в качестве члена политической партии, движения лишь 5% процентов опрошенных. Гораздо больший процент участвует в политической жизни только в качестве избирателя - 56%[47].
Среди казанских студентов 75 % выбрали в 2007 г. положительный вариант ответа об участии в голосовании. [48]
Социологический опрос студентов московских вузов, проведённый в 2008 году, показал, что интересуются политикой 42, 3 %, принимают участие в политике в качестве избирателей 80, 2 %, принимают активное участие в политической жизни в качестве члена политической партии или политического движения - 5,8%.[49]
Социологи также отмечают более высокий интерес к политике у студенческой молодёжи, чем у молодых людей, не обучающихся в вузе.
Большое воздействие формирование политического сознания студенческой молодежи отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию политического мировоззрения.
Е.В.Ефимова отмечает, что СМИ играют двойственную роль в формировании политического сознания молодёжи, с одной стороны, призывая активно участвовать в политической жизни, с другой, пропагандируя индивидуализм, приоритет материальных ценностей.
Социологический опрос студенчества Казани позволил исследователю сделать вывод о том, что студентам присущ пассивный политический конформизм с высоким уровнем потребления политической информации и низким уровнем активного политического участия (исключая голосование на выборах). Казанские студенты в целом поддерживают ценности существующей политической системы.[50]
Конформное отношение молодых людей к власти обеспечивает целый ряд факторов, связанных со СМИ:
1) важные проблемы общества (безработица, проблемы образования, насилие на телеэкране, культура и нравственность в российском обществе) редко упоминаются в выпусках новостей;
2) методы PR используются для популяризации отдельных политических и государственных деятелей, создания благоприятного имиджа института власти;
3) большой объём предоставляемой СМИ информации создаёт иллюзию включённости индивида в политическую жизнь общества;
4) программное содержание отвечает интересам тех, кто обеспечивает финансирование телеканалов, а не конечных потребителей продукта.
Степень воздействия СМИ на студенческую молодёжь связана не только с тем, что говорится, но более важными являются темы, о которых умалчивается. Таким способом обеспечивается конформное отношение людей к власти.
Для политической социализации молодёжи политическая пропаганда использует развлекательные и музыкальные медиа.
Е. В. Ефимова делает вывод о том, что учащиеся вузов воспринимают внешний мир главным образом посредством СМИ, они на подсознательном уровне доверяют тем, кто предоставляет им эту информацию. Она также утверждает, что СМИ предоставляют одностороннюю коммуникацию, создают искусственную информированность аудитории об общественных проблемах, что способствует «усыплению внимания индивида, наркотизации, а не активизации организованного социального действия».[51]
Фундаментальная ценность гражданского общества - демократия. В ней находит своё воплощение единство свободы и социального контроля.
Однако представления студентов о демократии весьма противоречивы. Нередко правопорядок (т.е. власть закона) сводится ими к порядку (в том числе, с применением любых - даже противозаконных - средств, включая силовые). Обычно считается, что такие настроения присущи старшему поколению. Но результаты опроса студентов показывают, что их не чужды и молодые. Так, 37% опрошенных студентов московских вузов ответили, что сильный лидер наведет порядок в стране, руководствуясь законом и действуя под контролем Думы. В то же время 34% считают, что порядок в России будет, если люди смогут объединиться и научаться решать свои проблемы демократическим путем. [52]
В целом социологические опросы студентов разных городов показывают, что респонденты поддерживают демократические идеи, хотя находится немало тех, кто отдает дань авторитарным настроениям. Наиболее значимо в демократии для молодых людей невмешательство государства в их частную жизнь.
Свобода и равенство, демократия и авторитаризм, законность - социально-политические ценности общего плана. Однако важным является и то, как студенты относятся к конкретным идейно-политическим течениям и партиям.
Проведённые в последние годы социологические исследования отражают значительное опережение «Единой Россией» своих конкурентов; но всё ещё популярны идеи КПРФ и ЛДПР в молодёжной среде, хотя и менее, чем среди молодых людей, не обучающихся в вузах. Однако около половины всех респондентов не могут или не хотят отдать предпочтение какой-либо партии. [53]
Наиболее актуальными проблемами российского общества, по мнению студентов, являются:
1)экономический кризис;
2) социальная незащищённость людей
3) проблемы терроризма и преступности.
В то же время, если в 2007 г. большинство московских студентов оценивали политическую ситуацию в современной России как напряженную (64%), то в начале 2009 характеризующих её как стабильную (59%).
Политическая деятельность - понятие очень широкое и касается всех сфер жизни общества. Позитивное отношение студентов к выбранному политическому пути характеризует лишь субъективную оценку, связанную с влиянием политики на общество в целом. Истинное же понимание влияния политики на молодежь может дать лишь такой вопрос, в котором будут задеты именно интересы молодых, а не всего общества в целом.
Результаты многочисленных опросов говорят о том, что проводимая государством политика в отношении молодежи либо вообще не имеет места, либо слабо эффективна, т.к. большая часть студенческой молодёжи не ощущает на себе никаких результатов деятельности государственных органов, занимающихся решением проблем молодежи. Однако анализ крайние оценок позволяет исследователям сделать вывод о том, что появление национальных проектов, увеличение (хоть и не значительное) зарплат и стипендий, сокращение срока службы в армии и многое другое способствует росту числа респондентов, положительно оценивающих действия руководителей российского государства в сфере молодёжной политики. [54]
Внимание социологов привлекает уровень доверия молодежи к различным социальным институтам. Исследования показывают, что положительный баланс доверия сохраняется только у Президента и у церкви.
Положительный баланс доверия Президенту связан как с деятельностью самого Президента, так и с парадоксом политического сознания (во многом, вероятно, имеющий иррациональный оттенок): в качественно новой социально-экономической и политической ситуации как бы возрождается традиционная российская иллюзия о хорошем государе и плохих чиновниках. Причем, как показывает многочисленные исследования степени доверия россиян (и не только молодых), этот разрыв в оценках Президента и других властных структур сохраняется, а порой и увеличивается.
Информация о работе Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи