Особенности синергетических явлений в этносах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание

Цель реферата: рассмотреть особенности синергетических явлений в этносах.
Задачи:
1) дать понятие синергетики и охарактеризовать особенности ее проявления в этногенезе;
2) охарактеризовать процессы развития этноса с точки зрения синергетического подхода.

Содержание

Введение 3
1. Понятие синергетики и ее проявление в этнических системах 5
2. Развитие этносов в пространстве 7
3. Развитие этносов во времени 12
Заключение 17
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

синергетика этноса 2.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня мы являемся свидетелями радикальных сдвигов  в самоидентификации различных  социальных групп (в маркерах этнических, национальных, конфессиональных) в общем контексте процессов глобализации мира. И это – в условиях, когда происходит, с одной стороны, становление информационного общества, мобильность (профессиональная, социальная, культурная) обретает невиданный до селе размах, порождая возможности к формированию самых различных типов и форм идентичностей надэтнического ранга. С другой – новая активизация социальных конфликтов как, к примеру, череда «арабских революций», волна фундаменталистских движений, локальные конфликты всех модусов – религиозных, межэтнических и пр. Это фактические данности времени.

На этом фоне обостряются и межэтнические  противоречия, набирают популярность доктрины панисламизма1. Таковы непростые контекстные условия постановки и осмысления проблематики становления российской социальной идентичности.

Эту ситуацию наиболее адекватно можно осмыслить на основе методологии постнеклассической науки, поскольку этнические системы, как и нация в целом, являются синергетическими.

Как и все  системы, являющиеся открытыми и неравновесными, этносы находятся в «диалектическом единстве» противоречивых начал, а именно перманентной аккультурации и сегрегации. С одной стороны, для поддержания неравновесности, этносы должны сохранять индивидуальную граничность (территориальную локализацию, относительную культурную замкнутость). С другой – этнос, как открытая система должна обмениваться с другими социальными общностями веществом, энергией и информацией, что проявляется, прежде всего, в культурных коммуникациях и заимствованиях. Если они слишком широки и глубоки, велика вероятность аккультураций – ассимиляции этноса. Но если заимствования по каким-либо причинам минимизируются, неизбежен изоляционизм, а оттуда – архаизация культуры, рост этноцентристских настроений, т.е. накопление энтропийных свойств.

Цель реферата: рассмотреть особенности синергетических явлений в этносах. 

Задачи:

1) дать понятие синергетики и охарактеризовать особенности ее проявления в этногенезе;

2) охарактеризовать процессы развития этноса с точки зрения синергетического подхода. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие синергетики и ее проявление в этнических системах

 

 

Для руководства любого государства крайне важной остается проблема выбора оптимальной политики в сфере межэтнических и межнациональных отношений. Национальная политика - это всесторонне обоснованная система действий и мер, осуществляемая государством в сфере национальных отношений. Для проведения такой политики, необходимо знание законов развития этнических систем и наций в целом. Одним из новых вариантов получения знаний является синергетика. В основе синергетики лежит «идея нововведения». Согласно И. Пригожина, при объединении элементов в систему, у неё появляются новые свойства, которые отсутствовали  у каждого из элементов2. При этом также имеется в виду, что если даже,  мы знаем все свойства объединяющихся элементов, нам не удастся предсказать всех свойств системы3. На первый взгляд это очевидно, на уровне элементарных частиц, нет никакой разницы между людьми, животными, растениями и неорганическими соединениями. Но эти элементарные частицы в каждом из перечисленных объектов по-разному организованы. Появление у системы нового свойства означает, что возникла новая структура, порождающая это свойство, т.е. произошла «самоорганизация».

Содержание синергетики  состоит в том, что в открытых системах, обменивающихся с внешней  средой энергией, веществом и информацией, возникают процессы самоорганизации, т. е. процессы рождения из физического (социологического, биологического и  т.д.) хаоса некоторых устойчивых упорядоченных структур с существенно новыми свойствами систем. Это общее определение справедливо для систем любой природы. Синергетика — это синтетическая наука, опирающаяся на общую и глубокую концепцию самоорганизации в динамических системах различной природы.

С точки зрения синергетических  представлений, понятие «этнос» - это открытая в отношении протока через нее вещества и энергии, диссипативная система, центрами диссипации в которой являются пассионарии4. Рассмотрение этноса как неравновесной динамической системы предполагает наличие этапов необратимого изменения состояний этнической системы. Нарушение равновесия, кризисные состояния ее, возникающие в результате возмущающего воздействия внешней среды и взаимодействия подсистем этноса, исследуются как естественные необходимые состояния. Эти вызовы требуют необходимость постоянной динамики этноса, оптимизации его развития.

Синергетическое представление  этнических систем позволяет уточнить и более строго формализовать  понятия: пассионарность, ландшафт обитания этноса, субпассионарий, пассионарий и т. п., введенные Л.Н. Гумилевым, а также использовать в этнополитическом контексте математические методы5.

Изучение этноса предполагает так называемое «мягкое моделирование», не связанное с рассмотрением лишь строго фиксированных количественных характеристик системы и их соотнесением, поскольку огромное число параметров такой системы не поддается количественному описанию. Многие переменные, описывающие поведение этнических систем являются качественными величинами.

 

 

 

 

 

 

2. Развитие этносов в пространстве

 

Все окружающее нас связано  с так называемым законом возрастания  энтропии. Вообще, за какое либо дело не взяться будет происходить  увеличение беспорядка. Причем, чем  сложнее дело, тем больше усилий потребуется, чтобы противостоять возникающему беспорядку. Действие данного закона уменьшает упорядоченность, т.е. порождает процессы, стремящиеся: а) из организованных систем сделать менее организованные; б) компенсировать сложность структурной организации системы появляющимся вокруг нее беспорядком. Чем больше энтропия системы, тем меньше её упорядоченность. Причем увеличению энтропии соответствует также «упрощение» системы, стирание её индивидуальных черт. Последнее объясняется тем, что сложность и порядок связаны между собой: любое сложное действие включает в себя определенный порядок следования нескольких элементарных операций, а простое действие – только одну.

Мера определенности, предсказуемости, логичности в системе  называется негэнтропией. Чем более упорядочена структура системы, тем более она предсказуема, тем больше ее негэнтропия.

Таким образом, в системах параллельно протекают два противоположных  процесса: изменение энтропии и негэнтропии. Энтропия, в общем, является показателем неопределённости, беспорядка, разнообразия, хаоса, равновесия в системе. С этой точки зрения энтропию можно определить как количественную меру беспорядка, хаоса. Негэнтропия измеряется в тех же единицах как энтропия (например, в битах) и направление её действия противоположно энтропии. Её  увеличение  вызывает такое же уменьшение энтропии. Однако эти величины изменяются в системе по самостоятельным закономерностям и их абсолютные значения мало зависят друг от друга. В общем случае, негэнтропия является мерой порядка, упорядоченности, внутренней структуры, связанной информации. Для этноса негэнтропия – это количественная мера структурируемости и наследия. При увеличении энтропии увеличиваются размерность системы (количество независимых переменных, факторов) и их масштабы, а также возможности  поиска более эффективных решений. Одновременно с ростом энтропии увеличивается и неопределённость состояния этноса, соответственно, увеличивается вероятность принятия неправильного решения, а также расширяются размеры пространства поиска. Для того чтобы уменьшить неопределённость состояний этноса, необходимо ввести в систему дополнительную негэнтропию, т.е. увеличить наследие, улучшить структуру этноса.

Таким образом, при прогрессивном  развитии  в этносе увеличивается больше негэнтропия, чем энтропия. При деструкции больше увеличивается энтропии. Имеются разные комбинации одновременного изменения негэнтропии и энтропии. Если этнос обладает небольшой энтропией, то и негэнтропии туда ввести можно мало, и для её развития нет условий. Можно сформулировать общие закономерности связи энтропии и негэнтропии в этносе:

  • При повышении энтропии свободная энергия (энергия созидания) в этносе всегда уменьшается, и связанная энергия (энергия взаимосвязей) увеличивается вместе с ростом неопределённости, беспорядка, разнообразия. Чем больше энтропия (неопределённость, беспорядок), тем меньше свободных, активно действующих подсистем этноса.
  • При повышении энтропии уменьшается также количество свободной, эффективной негэнтропии. Для конкретного этноса существуют пределы изменения энтропии, ограниченные возможностями ландшафта обитания. структурируемости и наследия. Если энтропия нулевая (т.е. отношения в этносе жестко регламентированы), то свободная энергия равняется внутренней энергии и ресурс этноса совпадает с негэнтропией.
  • Негэнтропия является также мерой качества энергии, производимой этносом. Чем больше качество энергии, тем больше ее негэнтропия, тем большее количество превращений из одной формы в другую она может претерпеть. Например, грамотно подобранные лозунги и призывы во время Великой отечественной войны, заряжали бойцов на подвиги. Эти подвиги в свою очередь воодушевляли поэтов и писателей на создание патриотических произведений, которые являлись важным стимулом для бойцов фронта и тыла. При каждом превращении часть энергии необратимо рассеивается в хаотическое движение. То есть любой процесс сопровождается понижением качества энергии, все в мире разрушается и деградирует. Наличие упорядоченных структур типа кристаллических решеток, живых организмов и т.п., способствует упорядочению движения частиц за счет уменьшения их степеней свободы. Поэтому принцип роста энтропии требует роста количества степеней свободы в каждом реальном процессе превращения энергии. Поэтому все упорядоченные структуры имеют тенденцию к разрушению.

Таким образом, разрушение структуры, требуемое принципом  роста энтропии, является необходимым  компонентом этногенеза. Но жизнь  научилась использовать разрушение во благо, поэтому разрушение не обязательно  сопровождается гибелью этносистем. «Умеренное разрушение», на которое накладываются определенные ограничения, приводит к расширению и усложнению жизни этноса. Наиболее характерно в этом отношение деление клетки. Здесь смерть и рождение слились в одном процессе. Очень ярко об этом свойстве жизни выразился Ричард Бах: «Там, где глупец видит смерть гусеницы, мудрец видит рождение бабочки».

Связь между энтропией  и хаосом была установлена Л. Больцманом в конце XIX века. Энтропия системы пропорциональна логарифму числа вариантов взаимодействия элементов системы между собой. Понятно, что чем больше порядок, тем больше ограничений наложено на поведение элементов и, как следствие, меньше число вариантов их взаимодействия.  В случае хаоса, беспорядок может быть представлен большим числом взаимодействия элементов системы, чем порядок, а значит, будет соответствовать большему значению энтропии.

Несмотря на закон возрастания  энтропии, вокруг нас происходят не только процессы упрощения, но и процессы усложнения систем, т.е. возникает «самоорганизация» новых систем.  Это связано с тем, что окружающий нас мир является не закрытой, а открытой системой, энергия в которую может поступать извне. Поэтому при «самоорганизации» элементы образуют новый порядок, который сопровождается упорядочиванием системы, а следовательно, уменьшением энтропии.

В качестве примера  можно привести  Смутное время 1604-1613 гг. в России, когда наша  страна,  пережив  первую  в  своей истории гражданскую войну, развал государства, голод и социальный распад, «пробовала» различные типы политического порядка - власть «царя-иноземца» (Лжедмитрий), боярское правление, и уже ставшее традиционным  самодержавие и, в конце концов, выбрала последний, согласившись на Земском соборе 1613 г. на избрание нового царя. Выбрав, таким образом, оптимальную в конкретных условиях форму самоорганизации, этническая система сбрасывает в окружающее пространство лишнюю, не нужную для образования и функционирования новой структуры энергию, например, в форме постреволюционного террора, уничтожающего все элементы, отказавшиеся принять складывающийся по итогам революции порядок6.

Неизбежность самоорганизации  в этносе можно вывести из второго  постулата принципа оптимальности, сформулированного в форме вариационного принципа минимума диссипации (рассеяния) энергии: если возможно множество сценариев протекания процесса, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему, то в реальности процесс протекает по сценарию, которому отвечает минимальное рассеяние энергии, то есть минимальный прирост энтропии. Другими словами, если в ходе процесса этногенеза возможно образование упорядоченных устойчивых статических или динамических структур в подсистемах этноса, то они обязательно возникнут, уменьшая тем самым суммарный прирост энтропии.

Таким образом, в процессе самоорганизации этноса происходит самопроизвольный поиск устойчивых структур. Под устойчивостью этноса понимают его способность сохранять свою структуру при наличии внешних воздействий на нее; при снятии воздействия такой этнос должен вернуться в исходное состояние. Для устойчивых этносов характерно подобие части и целого. Однако подобие не должно быть абсолютным. Устойчивые структуры гармоничны, то есть в них заложено «золотое соотношение» между предсказуемостью и непредсказуемостью.

Информация о работе Особенности синергетических явлений в этносах