Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа
Цель реферата: рассмотреть особенности синергетических явлений в этносах.
Задачи:
1) дать понятие синергетики и охарактеризовать особенности ее проявления в этногенезе;
2) охарактеризовать процессы развития этноса с точки зрения синергетического подхода.
Введение 3
1. Понятие синергетики и ее проявление в этнических системах 5
2. Развитие этносов в пространстве 7
3. Развитие этносов во времени 12
Заключение 17
Список литературы 19
Содержание
Сегодня мы являемся
свидетелями радикальных
На этом фоне обостряются и межэтнические противоречия, набирают популярность доктрины панисламизма1. Таковы непростые контекстные условия постановки и осмысления проблематики становления российской социальной идентичности.
Эту ситуацию наиболее адекватно можно осмыслить на основе методологии постнеклассической науки, поскольку этнические системы, как и нация в целом, являются синергетическими.
Как и все системы, являющиеся открытыми и неравновесными, этносы находятся в «диалектическом единстве» противоречивых начал, а именно перманентной аккультурации и сегрегации. С одной стороны, для поддержания неравновесности, этносы должны сохранять индивидуальную граничность (территориальную локализацию, относительную культурную замкнутость). С другой – этнос, как открытая система должна обмениваться с другими социальными общностями веществом, энергией и информацией, что проявляется, прежде всего, в культурных коммуникациях и заимствованиях. Если они слишком широки и глубоки, велика вероятность аккультураций – ассимиляции этноса. Но если заимствования по каким-либо причинам минимизируются, неизбежен изоляционизм, а оттуда – архаизация культуры, рост этноцентристских настроений, т.е. накопление энтропийных свойств.
Цель реферата: рассмотреть особенности синергетических явлений в этносах.
Задачи:
1) дать понятие синергетики и охарактеризовать особенности ее проявления в этногенезе;
2) охарактеризовать процессы развития этноса с точки зрения синергетического подхода.
Для руководства любого
государства крайне важной остается
проблема выбора оптимальной политики
в сфере межэтнических и межнац
Содержание синергетики состоит в том, что в открытых системах, обменивающихся с внешней средой энергией, веществом и информацией, возникают процессы самоорганизации, т. е. процессы рождения из физического (социологического, биологического и т.д.) хаоса некоторых устойчивых упорядоченных структур с существенно новыми свойствами систем. Это общее определение справедливо для систем любой природы. Синергетика — это синтетическая наука, опирающаяся на общую и глубокую концепцию самоорганизации в динамических системах различной природы.
С точки зрения синергетических представлений, понятие «этнос» - это открытая в отношении протока через нее вещества и энергии, диссипативная система, центрами диссипации в которой являются пассионарии4. Рассмотрение этноса как неравновесной динамической системы предполагает наличие этапов необратимого изменения состояний этнической системы. Нарушение равновесия, кризисные состояния ее, возникающие в результате возмущающего воздействия внешней среды и взаимодействия подсистем этноса, исследуются как естественные необходимые состояния. Эти вызовы требуют необходимость постоянной динамики этноса, оптимизации его развития.
Синергетическое представление этнических систем позволяет уточнить и более строго формализовать понятия: пассионарность, ландшафт обитания этноса, субпассионарий, пассионарий и т. п., введенные Л.Н. Гумилевым, а также использовать в этнополитическом контексте математические методы5.
Изучение этноса предполагает так называемое «мягкое моделирование», не связанное с рассмотрением лишь строго фиксированных количественных характеристик системы и их соотнесением, поскольку огромное число параметров такой системы не поддается количественному описанию. Многие переменные, описывающие поведение этнических систем являются качественными величинами.
Все окружающее нас связано с так называемым законом возрастания энтропии. Вообще, за какое либо дело не взяться будет происходить увеличение беспорядка. Причем, чем сложнее дело, тем больше усилий потребуется, чтобы противостоять возникающему беспорядку. Действие данного закона уменьшает упорядоченность, т.е. порождает процессы, стремящиеся: а) из организованных систем сделать менее организованные; б) компенсировать сложность структурной организации системы появляющимся вокруг нее беспорядком. Чем больше энтропия системы, тем меньше её упорядоченность. Причем увеличению энтропии соответствует также «упрощение» системы, стирание её индивидуальных черт. Последнее объясняется тем, что сложность и порядок связаны между собой: любое сложное действие включает в себя определенный порядок следования нескольких элементарных операций, а простое действие – только одну.
Мера определенности, предсказуемости, логичности в системе называется негэнтропией. Чем более упорядочена структура системы, тем более она предсказуема, тем больше ее негэнтропия.
Таким образом, в системах
параллельно протекают два
Таким образом, при прогрессивном развитии в этносе увеличивается больше негэнтропия, чем энтропия. При деструкции больше увеличивается энтропии. Имеются разные комбинации одновременного изменения негэнтропии и энтропии. Если этнос обладает небольшой энтропией, то и негэнтропии туда ввести можно мало, и для её развития нет условий. Можно сформулировать общие закономерности связи энтропии и негэнтропии в этносе:
Таким образом, разрушение структуры, требуемое принципом роста энтропии, является необходимым компонентом этногенеза. Но жизнь научилась использовать разрушение во благо, поэтому разрушение не обязательно сопровождается гибелью этносистем. «Умеренное разрушение», на которое накладываются определенные ограничения, приводит к расширению и усложнению жизни этноса. Наиболее характерно в этом отношение деление клетки. Здесь смерть и рождение слились в одном процессе. Очень ярко об этом свойстве жизни выразился Ричард Бах: «Там, где глупец видит смерть гусеницы, мудрец видит рождение бабочки».
Связь между энтропией и хаосом была установлена Л. Больцманом в конце XIX века. Энтропия системы пропорциональна логарифму числа вариантов взаимодействия элементов системы между собой. Понятно, что чем больше порядок, тем больше ограничений наложено на поведение элементов и, как следствие, меньше число вариантов их взаимодействия. В случае хаоса, беспорядок может быть представлен большим числом взаимодействия элементов системы, чем порядок, а значит, будет соответствовать большему значению энтропии.
Несмотря на закон возрастания энтропии, вокруг нас происходят не только процессы упрощения, но и процессы усложнения систем, т.е. возникает «самоорганизация» новых систем. Это связано с тем, что окружающий нас мир является не закрытой, а открытой системой, энергия в которую может поступать извне. Поэтому при «самоорганизации» элементы образуют новый порядок, который сопровождается упорядочиванием системы, а следовательно, уменьшением энтропии.
В качестве примера
можно привести Смутное время
1604-1613 гг. в России, когда наша
страна, пережив первую в
своей истории гражданскую
Неизбежность самоорганизации
в этносе можно вывести из второго
постулата принципа оптимальности,
сформулированного в форме
Таким образом, в процессе самоорганизации этноса происходит самопроизвольный поиск устойчивых структур. Под устойчивостью этноса понимают его способность сохранять свою структуру при наличии внешних воздействий на нее; при снятии воздействия такой этнос должен вернуться в исходное состояние. Для устойчивых этносов характерно подобие части и целого. Однако подобие не должно быть абсолютным. Устойчивые структуры гармоничны, то есть в них заложено «золотое соотношение» между предсказуемостью и непредсказуемостью.
Информация о работе Особенности синергетических явлений в этносах