Особенности социальной работы как вида деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:02, реферат

Описание

В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

Деятельностный подход в социальной работе………………………………….5

Социальная работа как профессиональная деятельность………………….…..8

Интегративный и комплексный характер социальной работы……………….16

Заключение………………………………………………………………….……19

Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Особенности социальной работы как вида деятельности.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра истории и методологии  социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ по предмету «Теоретико-методологические основы процесса социальной работы,

деятельности  специалиста социальной работы» 

на тему : Особенности социальной работы как вида деятельности 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Составила студентка СРБ-ДМ-6-1

                                                                       Жучкова О.С.

                                                                       Проверила к.ф.н., доцент

                                                                       Медведева Г.П.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..…….3

Деятельностный подход в социальной работе………………………………….5

Социальная  работа как профессиональная деятельность………………….…..8

Интегративный и комплексный характер социальной работы……………….16

Заключение………………………………………………………………….……19

Список  литературы………………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В 1991 г. в Российской Федерации была введена  принципиально новая для нашей  страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят  на курсах, в школах, лицеях, средних  специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется. В

1990/1991 учебном  году их было 8, сейчас – более  70. Профильная направленность вуза  предопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям. 

Социальная  работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа – особый вид деятельности. 

Почему  её следует отнести к особым видам  деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол.

Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в  другое. Мастер по ремонту радиоаппаратуры  разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность  в его работе. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы  снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д. 

Каждый  выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У столяра – кусок дерева, у физика – электрон, у социального работника – человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. 

Совокупность  действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета. 

Социальной  работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ  ПОДХОД К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

  

Известно, что социальная работа представляет собой систему, объединяющую три составных элемента данного феномена: социальную работу как науку, социальную работу как учебную дисциплину и социальную работу как специфический вид деятельности. В чем же есть специфика социальной работы как вида деятельности? Каким образом возможен анализ социальной работы с точки зрения деятельностного подхода? В данной статье сделана попытка дать ответы на эти вопросы.  

Деятельность  – это способ воспроизводства  социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром ; это осознанная целенаправленная активность, в ходе которой предмет превращается в продукт; это и фундаментальный способ бытия человека, воплощающий в себе его разумность, активность . Применительно к социальной работе можно использовать определение П.Д.Павленка, согласно которому деятельность – это способ существования и развития действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира .  

Деятельность  охватывает все формы человеческой активности (экономическая, политическая, духовная деятельность) и все сферы жизнедеятельности человека. Деятельность можно выразить и как способ понимания социальности. В деятельности вещи человеческого мира показывают свои социальные значения. Деятельность в то же время – это специфическое отношение человека к действительности, которое отражает активный и творческий потенциал личности, осуществляется в рамках определенных социокультурных условий и представляет собой сложной многомерное образование. Единицей деятельности выступает действие. 

Социальная  работа – это не просто деятельность, это, безусловно, деятельность социальная. Социальная деятельность – это ориентированная  на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности.  

Социальная  деятельность базируется на различных  элементах: 

·        национально-географический аспект, который  говорит об ограничении социальной работы как деятельности рамками  учреждения, общности людей, муниципалитета, региона, страны; 

·        политический аспект, в соответствии с которым условия осуществления  практической деятельности в социальной работе определяется политической организацией общества; 

·        социально-экономический аспект, согласно которому социальное согласие в любой группе или стране зависит от справедливого распределения имеющихся ресурсов; 

·        культурный аспект, основанный на взаимном уважении традиций и культурных норм отдельных людей, семей, социальных групп и институтов; 

·        духовный аспект, регулирующий систему ценностей, морально-этических норм, идеалов, философских убеждений, существующих в обществе, в целом, или принадлежащих его представителям. 

Вспомнив, что элементом деятельности является действие, можно предположить аналогичную  схему и применительно к социальной деятельности. В связи с этим теоретической основой данного вопросам может служить концепция социального действия Макса Вебера. «Социальным действием, – говорит он, – надо называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании» .

Социальное  действие предполагает два момента: а) субъективную мотивацию индивида или группы; б) ориентацию на другого (на других), без которого действие не может называться социальным. Следовательно, социальная деятельность представляет собой особый вид деятельности, регулирующий отношения человека с окружающим его миром. 

Частным проявлением социальной деятельности выступает социальная работа – деятельность, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, социальной защиты людей, создание нормальных условий их жизнедеятельности. 

В социальной работе как практическом виде деятельности существует несколько различных  аспектов; она может рассматриваться как: 

·        профессиональная деятельность, выполняемая  лицами, получившими профессиональную подготовку, прослушавшими в соответствующем  учебном заведении официальный  курс по теории и практике социальной работы; профессиональная деятельность оказания помощи инвалидам, группам и общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и созданию благоприятных общественных условий для достижения этих целей ; 

·        интегрированный универсальный  вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в равной степени как индивида, так и общества; 

·        профессиональное содействие людям  в успешном разделении их жизненных  проблем посредством осуществления  социальных перемен, высвобождения  и развития ресурсов человека и его социального окружения . 

Анализируя  социальную работу как вид социальной деятельности, можно использовать системный  и морфологический методы, предложенные М.С.Каганом. Так, говоря о структуре  деятельности, М.С.Каган отмечает, что  с точки зрения системного подхода в нее включаются следующие элементы: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта. Если же применить морфологический подход, то тогда, выделив преобразовательную, познавательную и ценностно-ориентационную деятельности можно говорить о субъект-субъектных отношениях в социальной работе . 

Исходя  из этого, получается, что единицей деятельности в социальной работе может  выступить то, что М.Вебер назвал «общностно-ориентированным действием» – то есть такой ситуацией, когда действия индивида субъективно осмысленно соотносятся с поведением других людей.

Существуют  ценности, которые лежат (должны лежать) в основе деятельности специалистов в области социальной работы и тем самым определяют ее специфику : 

·        главнейшей заботой общества является индивид; 

·        между индивидами в обществе существует взаимозависимость; 

·        индивиды взаимно ответственны друг перед другом; 

·        есть человеческие потребности, общие для каждого в отдельности, и все же каждый существенно отличается от других; 

·        существенным признаком демократического общества является полная реализация личностного потенциала каждого  и предположение о его социальной ответственности за активное участие в жизни общества; 

·        общество ответственно за обеспечение  индивида средствами преодоления или  предотвращения препятствий на пути к его самореализации. 

Таким образом, социальная работа по своей  сути действительно представляет специфический вид социальной деятельности, носящей субъект-субъектный характер, предполагающей творческую активность и имеющей свою внутреннюю особую структуру. 
 

Информация о работе Особенности социальной работы как вида деятельности