Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:02, реферат
В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется
Введение……………………………………………………………………..…….3
Деятельностный подход в социальной работе………………………………….5
Социальная работа как профессиональная деятельность………………….…..8
Интегративный и комплексный характер социальной работы……………….16
Заключение………………………………………………………………….……19
Список литературы………………………………………………………………21
Поле деятельности социального работника очень широко: в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения, и т. д.
Рассматриваемые
задачи социальной работы, роли, функции
и обязанности социального
Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
Умение создать и развивать отношения.
Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
Умение добиться доверия подопечных.
Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое. ж) Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
Умение налаживать межинституциональные связи.
Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.
Умение
активизировать усилия подопечных по
решению собственных проблем.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:
Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.
Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.
Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).
Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
Социальный
работник, анализирующий разнообразные
случаи, может обсуждать их только
с профессиональной целью и только
с людьми, профессионально связанными
с ними.
Информация, полученная в процессе исследовательской работы, должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:
интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
социальный
работник должен стараться максимально
давать возможность клиенту
социальному
работнику не следует участвовать
от имени клиента в действии, которое
нарушает или подрывает гражданские
или юридические права клиента.
Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:
уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
получить
согласие клиента на печатание, запись
разговоров, участие третьего лица;
в отношении с коллегами должен
быть уважителен, справедлив, честен, корректен.
Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов; относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет.
К профессиональным
качествам социального
Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.
Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.
Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.
Социальный
работник должен участвовать в накоплении
знаний социальной работы, делиться результатами
исследований и практическим опытом с
коллегами.
Нужно также выделять личные качества социального работника, отношение к работе и его навыки общения.
Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность. Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям. Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемыми
для социальных работников клиента
считают следующие качества: личностные
особенности: нервозность, корысть, душевная
черствость, высокомерие, нечестность,
жестокость. Навыки общения: грубость,
неуважение к старым людям, брезгливость,
злость, невежливость, дерзость. Отношение
к работе: безразличие к подопечным, постоянная
спешка, безответственность, лень, недобросовестность,
нежелание помочь, легкомыслие, несобранность,
вымогательство.
Интегративный
и комплексный характер социальной работы
Социальная
работа как наука состоит из двух
основных разделов: теоретико-методологического,
фундаментального (методология, законы,
категориальный аппарат науки) и
прикладного — области
По своей
природе социальная работа, имманентной
характеристикой которой
Сбалансированность
всех компонентов конкретного вида
социальной деятельности, степень, до
которой они распространяются на другие
сферы социальной практики, их важность
для всех субъектов этой деятельности
— вот критерии условий, которыми проверяется
любая теория, используемая на практике.
В частности,
если описания, объяснения, содержащиеся
в определенной теории, помогают нам понять
определенные сочетания обстоятельств,
обусловливающих те или иные социальные
проблемы, то эта теория является адекватной
для данной формы практики социальной
работы.
Теория
действенна, если она определяет конкретные
травления деятельности по оказанию социальной
помет человеку, по защите его социальных
прав и гарантий.
В то же
время эти направления состоят
из определенны компонентов
Определение
места теории социальной работы в
системе других наук в немалой
степени зависит от содержания ее
категорий, от особенностей ее методов,
от исследованности проблем, составляющих
ее основное содержание. Это еще раз подчеркивает
междисциплинарный характер.
Накапливая
знания об одних аспектах социальной
работы, научная система создает
благоприятные предпосылки для
познания других аспектов и для более
глубокого проникновения в
Итак, становление
и развитие социальной работы как
самостоятельной науки проходит
в условиях постоянных дискуссий
по ее основным методологическим проблемам.
И одновременно с развитием методологии
социальной работы как научной теории
идет осмысление и выделение методологических
принципов использования явлений (факторов,
процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое
познание социальной работой как специфической
область социального знания.
Обобщая
сказанное, можно сделать следующий
вывод. Способствовать тому, чтобы каждый
человек жил и действовал в
соответствии со своей социальной природой,
— такова практическая цель социальной
работы, которая определяет и ее теоретическую
основу как науки о человеке, способах
лучшения его социального самочувствия.
Именно такой подход исключает сведение
задач социальной работы с точки зрения
теории только к обоснованию необходимости
социальной помощи и социальной защиты
населения.
Информация о работе Особенности социальной работы как вида деятельности