Особенности трудовой деятельности. Уровень удовлетворенности трудом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:54, реферат

Описание

Определяющим для развития личности в зрелости, по мнению большинства психологов, является стремление к наиболее полной самореализации в различных сферах жизни – профессиональной, семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами собственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Напротив, неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место, приводит к тягостным переживаниям личностного застоя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Определение трудовой деятельности………………………………………
Понятие удовлетворенности трудом ………………………………………
Факторы, влияющие на удовлетворение своей работой………………….
Методы изучения степени удовлетворенности трудовой деятельностью……………………………………………………………….
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

методы- РЕФЕРАТ.docx

— 43.89 Кб (Скачать документ)

1) уровень заработной платы – если заработная плата соответствует индивидуальным финансовым запросам и ожиданиям;

2) возможность продвижения – реальная и объективная возможность роста работника;

3) качество руководства, которое удовлетворяет работника;

4) характер работы – соответствие индивидуальных интересов и склонностей работника профилю работы;

5) оценка рабочего коллектива – отношение коллег к качеству труда работника.

       Проведя анализ компонентов удовлетворенности  трудом, можно сделать вывод о  том, что результативность труда  и удовлетворение работой зависит  не только от уровня его технической  оснащенности, профессиональных навыков  работника, его умений и знаний, материального  вознаграждения, но и от не всегда поддающихся  учету показателей социального  развития: нравственного потенциала личности, формы человеческого общения, атмосферы в трудовых коллективах. Возникает социально-психологический баланс, обусловливающий общее состояние удовлетворительности или неудовлетворительности человека выполняемой им работы. 
 
 
 

Способы изучения степени  удовлетворенности  трудовой деятельностью.

       Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и непосредственно сама практическая деятельность исследователя. Хотя накоплено большое количество исследований, в исследовании удовлетворенности трудом все еще присутствуют крупные недостатки.

       Методы, применяемые и используемые в  психологии труда, можно разделить  на две большие группы: экспериментальные  и не экспериментальные.

       Как известно, экспериментальный метод  является основополагающим методом  психологии. Он заключается в том, что исследования и анализ того или  иного действия, события проходят в специально созданной обстановке или в естественной для этого  действия обстановке. Но в исследовании удовлетворенности трудом, применяется крайне редко.

       Самым распространенным способом, применяемым  в не экспериментальных методах, является наблюдение. В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д. Традиционно принято выделять два типа наблюдения: внешнее и внутреннее. Внешнее, еще его называют непосредственным, позволяет с точностью описать приемы и действия работника и провести сравнение с нормативными целями. Для процесса наблюдения важен подход сравнения, который предполагает исследование поведения людей, стоящих на разных карьерных ступенях, с разным стажем работы, разной возрастной категории. Это сравнение позволяет выявить так называемую причину успешной карьеры одних и неудачи других.

       Недостатками  метода наблюдения являются маскировка недостатков, зачастую – недоступность  важных элементов.

       Для более четкой, объективной и ясной  картины широко применяются такие  методы, как «фотография» рабочего дня, хронометраж, самонаблюдение и  анализ результатов трудовой деятельности.

       Хронометраж, как правило, служит для определения и анализа нормативов по труду и определения их длительности.

       Хронометраж применяют для:

       1) определения, а иногда и установления нормативов времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов;

       2) проведения проверки уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности;

       3) выявления, по какой причине происходит невыполнение установленных норм;

       4) определения трудовых затрат, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается.

         «Фотография» рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня, режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д.

       При подготовке к наблюдению изучаются  следующие параметры:

       1) технологический процесс, который  выполняется администратором при  выполнении им трудовых функций;

       2) организация труда на рабочем месте;

       3) порядок обслуживания;

       4) технические характеристики, режимы работы.

Все полученные данные фиксируются в специальном  бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций.

       Анализ  продуктов трудовой деятельности, как правило, используется не как основной метод, а как дополнение к непосредственному методу. Метод основан на изучении официальной документации, статистики по труду, анализе фиксированных продуктов труда и т. д. Использование данного метода позволит проанализировать динамику работоспособности, так как он помогает проследить изменения в течение рабочего дня, определить требования к труду и сравнить их с психологическими возможностями человека.

       Не  менее популярным не экспериментальным методом является опросный метод. Чаще всего опросный метод выглядит в виде устного опроса или письменного опроса (анкетирование).

Что касается устного опроса, то это может быть как беседа, так и интервью.

Беседа  является одним из самых часто  используемых методов, применяемых  не только в психологии труда, но и  в психологии в целом. Она необходима при изучении структуры труда, личностного  отношения к труду, удовлетворенности  трудом, выяснении мотивации к  труду, личных и профессиональных особенностей, функциональных обязанностей, трудовых предпочтений и многого другого.

Беседу  необходимо заранее продумать, спланировать, проанализировать ее рациональность, необходимо включить только те вопросы, которые не носят внушающего характера  и не давят на точку зрения собеседника.

       Анкетирование предполагает получение ответов на конкретно заданные, заранее сформулированные вопросы в письменной форме. При этом листовки с вопросами могут раздаваться не психологом, а, например, менеджером или непосредственным руководителем. Анкетирование применяется лишь в тех случаях, когда необходимо получить информацию от большого количества людей. Способ очень удобен в применении, так как не отвлекает работника от работы и не занимает много времени на заполнение ответов на вопросы.

       Метод экспертных оценок предполагает опрос специалиста об элементах его трудовой деятельности, его поведении в определенной ситуации с целью составления заключения. Самым распространенным методом групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Суть данного метода заключается в том, что описываются профессионально важные качества конкретного специалиста, при этом источники информации о личности разные, т. е. это могут быть руководители, подчиненные, коллеги, родственники и т. д. Эксперты, примерно 5–7 человек, оценивают и описывают определенную особенность личности работника по предварительно составленной шкале.

       Метод анамнеза представляет собой сбор информации, связанной с историей развития конкретной личности, его становлением как субъекта труда. При этом методе психолог изучает биографию личности, особенности ее психического и физиологического развития, условия жизни, ее профессиональную деятельность. Источниками получения информации служат как ответы самого работника на поставленные вопросы и его высказывания, так и официальные документы, такие, как личное дело, диплом об образовании, сертификаты и т. д.

       Тестирование  является одним из самых распространенных методов. С помощью данного метода можно получить сопоставимые качественные и количественные показатели степени развитости психологических свойств и качеств личности. В основном в литературе можно встретить два типа тестов: стандартизированные и проектные. При рассмотрении стандартизированных тестов их можно поделить еще на два типа, а именно: тест-опросники и тест-задания.

       Применяемые в настоящее время способы  измерения удовлетворенности трудом можно разбить на четыре группы:

       1. Самый распространённый метод  — прямой вопрос респонденту  о его удовлетворенности трудом.

       2. Индексы. Конструкция индекса  находится в определенной связи  с исследовательскими представлениями  об удовлетворенности трудом  и структуре удовлетворенности.

       3. Помимо опросных методик существуют попытки строить шкалы удовлетворенности трудом на основе объективного, наблюдаемого поведения. Так, В.Г. Асеевым предпринята попытка построить обьективированную шкалу удовлетворенности, используя в качестве основы для этой шкалы интенсивность увольнений по собственному желанию.

       Опираясь  на результаты исследований удовлетворенностью работой, работодатель может корректировать трудовую деятельность организации, разрабатывать  новые системы взаимодействия с  коллективом, партнерами по бизнесу  и другими заинтересованными  лицами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Трудовая  деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и общества.

       Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является одним из важнейших факторов повышения  производительности и эффективности  труда. Снижение удовлетворенности  собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя  к негативным последствиям в кадровом обеспечении: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам  на работу, фактам небрежного отношения  к имуществу компании вплоть до прямого  воровства и т.д.

       Удовлетворенность трудом складывается из удовлетворенности  внутренними и внешними поощрениями. Внутренние поощрения связаны с  самим процессом выполнения работы. Примером внутренних поощрений является чувство удовлетворенности от хорошо выполненной работы, достижения высокого результата и реализации поставленных целей. К внешним поощрениям относятся  финансовые стимулы (зарплата, премии и т.п.), дополнительные льготы, продвижение  и т.д. Оба типа поощрений важны  для работников, поскольку они  отвечают их разным потребностям.

       Взаимоотношения между поощрениями и удовлетворенностью являются динамическими: они изменяются по мере изменения как самих работников, так и их окружения.

       Сложность и многоаспектность проблемы удовлетворенности  трудом обусловливает множественность  подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к  методам ее изучения.

       Опираясь  на результаты исследований удовлетворенностью работой, работодатель может корректировать трудовую деятельность организации, разрабатывать новые системы взаимодействия с коллективом, партнерами по бизнесу и другими заинтересованными лицами.

Список  использованных источников:

 
  1. Бессокиpная, Г.П. Удовлетворенность работой на пpедпpиятии и удовлетворенность жизнью / // Социологический журнал N 12. - 1999. -С.186-191.
  2. Базарова Т.Ю, Еремина Б.Л. Управление персоналом: - М.: ЮНИТИ, 2001. - 560 с.
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Юнити, 1998.
  4. Носкова О.Г. Психология труда. – М.: Академия, 2004.
  5. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Академия, 2008.
  6. Старобинский, Э.Е. Как управлять персоналом. -М.: Интел-синтез, 1995. - 143 с.

Информация о работе Особенности трудовой деятельности. Уровень удовлетворенности трудом