Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:46, курсовая работа
На сегодняшний день проблема отношения молодежи к людям старших поколений является очень актуальной. Она занимает немало места в работах и исследованиях социологов, психологов, педагогов.
Отношение молодежи к представителям старшего поколения
Обоснование проблемы исследования: На сегодняшний день проблема отношения молодежи к людям старших поколений является очень актуальной. Она занимает немало места в работах и исследованиях социологов, психологов, педагогов.
Межпоколенные
отношения давно и успешно
исследуются зарубежными и
В России за последние 20 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.
В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор. Реформы и дестабилизация в стране вынуждают человека выживать, что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.
В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали «обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт, и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему: из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное.
В определение современных отношений между младшими и старшими поколениями вкрадывается и такое явление как эйджизм (от англ. – ageism). Этот термин описывает и отражает чувства глубокой тревоги некоторых молодых людей и людей среднего возраста, их личное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности и страх беспомощности, бесполезности и смерти.
Сегодня, в условиях экономического расслоение нашего общества, его расслоения и всеобщей непримиримости, нужно уделить особое внимание стабилизации межпоколенных отношений, воздействуя на институты семьи, политики, образования.
В данном исследовании на примере города Тольятти мы постараемся ответить на вопрос, почему же образ старшего поколения, ассоциировавшийся ранее с опытом, мудростью и знаниями ныне в основном, негативен, неточен, либо отсутствует вовсе (в том числе вытеснен) и не имеет ресурсного значения.
Целью данной курсовой работы является возможность проследить тенденции развития межпоколенческих отношений в городе Тольятти. Юля! Цель сформулирована очень расплывчато.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
Объект данного эмпирического исследования – это молодые люди 16-30 лет, школьники, молодые люди, работники различных отраслей производства, студенты колледжей и ВУЗов города Тольятти. Объект нужно сконструировать из двух категорий, чтобы можно было сравнить.
Предметом изучения данной курсовой работы является тенденции восприятия молодыми людьми старшего поколения и влияние социальных условий городской среды на формирование облика старшего поколения. Это другой предмет.
Системный анализ объекта исследования
Социально - демографические характеристики респондентов:
Характеристика семьи как важной микросреды:
Ценностные аспекты личности:
Оценка внешних условий (городской среды):
Эти блоки не связаны с темой.
Конечно
же, при проведении любого эмпирического
исследования необходимо учитывать
социально-демографические
В своей
курсовой работе, я постараюсь учесть
все критерии, формирующие отношение
молодежи к старшему поколению и
задействовать в своем исследовании респондентов
с разными социальными характеристиками,
чтобы получить максимально достоверные
и полные данные по рассматриваемой проблеме.
Гипотезы социологического исследования
Гипотеза 1. На мой взгляд, люди старшего поколения во многом сейчас обделены вниманием государства именно потому, что не осознается и не воспринимаются в качестве особой ценности. И мало кто серьезно задается вопросами: «За что стоит ценить молодежь? Какая польза от нее в настоящем и будущем? За что к ней можно относиться с уважением, признанием, почтением?»
Гипотеза 2 . Следует уделить особое внимание семье как важной микросреде для развития межпоколенных отношений, как для молодого, так и для старшего поколения. «Отцы» не разговаривают с «детьми», «дети» их ни о чем не спрашивают, а когда начинают говорить, то чаще не слышат друг друга. Открытого и честного диалога между поколениями нет.
Гипотеза 3. Немаловажное место в формировании облика и отношения к чему-либо занимает образ жизни и внешность. В современном обществе навязывается «культ молодости», а к признакам старости относят такие отрицательные характеристики как: наличие большого количества морщин, неухоженность, скудное материальное положение, ухудшение здоровья.
В связи с этим происходит формирование негативного отношения и на второй план отходят такие характеристики, как опыт, мудрость, спокойствие.
Юля!
Это не гипотезы, а программа преобразований!!!
Теоретическая интерпретация социологических понятий
В данном исследовании мы руководствовались следующими понятиями и категориями:
Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или иными социально-психологическими свойствами, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.
Пожилые люди -???
Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.
Конфликт поколений
Сопричастность
Межпоколенный ресурс
Разрыв поколений
Возраст - продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времен.
Обычно
под словом «возраст» понимается
календарный возраст (паспортный возраст,
хронологический возраст), при котором
не учитываются факторы развития организма.
Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей
развития организма от средних показателей
послужили основанием для введения понятия
«биологический возраст», или «возраст
развития».
Операционализация
социологических
понятий
Данное исследование предполагает выяснение в первом блоке вопросов анкеты общих положений, оценок, характеристик респондентов. Отношение поколения молодых людей к представителям старших поколений мы предполагаем изучить на основе выделения следующих факторов:
Определения микроклимата и взаимоотношений в семье:
1. какие отношения сложились у Вас с представителями старших поколений (родителями, бабушкам и дедушками);
2. как, по-вашему, какое положение занимают представители старших поколений в Вашей семье;
3. как часто и в какой форме вы проводите досуг;
4.
если с Вами в семье не проживают бабушки
и дедушки, то, как часто Вы их навещаете,
помогаете им.
В рамках данного исследования можно сказать, что на социальные представления о других поколениях огромную роль играет семья как первичный институт социализации человека и формирования его личности.
Следующий блок посвящен непосредственно оцениванию характеристик старости. Респондентам будет предложено описать возраст, который они относят к старости, назвать положительные и отрицательные стороны этого возраста и «примерить» этот возраст на себя.
Информация о работе Отношение молодежи к представителям старшего поколения