Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:46, курсовая работа
На сегодняшний день проблема отношения молодежи к людям старших поколений является очень актуальной. Она занимает немало места в работах и исследованиях социологов, психологов, педагогов.
Выделено 8 основных критериев:
1. внешний вид,
2. здоровье,
3. активность (деятельность)
4. материальное положение (достаток)
5. жизневосприятие
6. качества личности
7. особенности взаимоотношений с окружающими
8. удовлетворенность условиями городской среды
Также представлены
и отрицательные
С помощью следующих вариантов ответов, мы постараемся определить, в чем же заключается истинное счастье в старости
Также очень важно выявить, какие факторы, по мнению молодежи, участвуют в разрыве поколений
Завершает анкету блок вопросов социально-демографических характеристик респондентов. Оценка материального положения семьи возможна по следующим критериям:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ
Обоснование
выборки социологического
исследования
При
изучении вопроса отношения молодежи
к старшему поколению был использован
выборочный метод исследования в объеме
100 человек. По типу - выборка целевая, где
единицами отбора выступают индивиды
в возрасте от 16 до 30 лет, а именно: учащиеся
старших классов, студенты тольяттинских
колледжей и ВУЗов, молодые люди, работающие
в различных сферах производства. На наш
взгляд, такая выборка обусловлена самим
определением слова молодежь, молодые
люди, которое включает в себя людей в
возрасте от 14 до 30 лет, поскольку на каждом
этапе своей социализации молодежь, так
или иначе, сталкивается с представителями
старших поколений. Будь то педагоги в
школе, или в ВУЗе, коллеги по работе, или
командира в армии. Данные, проанализированные
через призму разных возрастов, позволят
получить более полные и объективные результаты
по рассматриваемой проблеме.
Методы социологического исследования
Для
получения результатов исследования
будет проведен групповой анкетный опрос
в присутствии анкетера (интервьюера).
План-график исследования
Первый этап составляет подготовка к социологическому исследованию: разработка программы, составление инструментария.
На втором этапе будет проведен конкретно сам анкетный опрос. Затем - сбор полученных результатов, обработка, первичный анализ.
На
третьем - на основе полученных данных
пишется научный отчет, подтверждение
или опровержение гипотез, рекомендации.
Анкета
Уважаемые респонденты!
Кафедра социологии Тольяттинского государственного университета проводит социологическое исследование Просим Вас по возможности ответить на все вопросы анкеты, выбрав вариант ответа, более точно отражающий Ваше мнение. Отметьте свой вариант кружком. Некоторые вопросы предполагают несколько вариантов ответа. Если Вы не согласны ни с одним из предложенных вариантов, допишите, пожалуйста, свой ответ на свободной строчке. Ваши ответы будут использоваться только в обобщенном виде.
Заранее
благодарим Вас за участие в социологическом
исследовании!
Во-первых, нужно спросить есть ли в семье пожилые люди, проживают ли они совместно или раздельно.
2.
Проживают ли в вашей
семье бабушки и дедушки
2.1. да
2.2. нет (переход
к вопросу №4)
3.
Как часто Вы
навещаете их, помогаете
им? Юля,
навещать и помогать
это разные вопросы.
3.1. часто навещаю
и помогаю
3.2. иногда
навещаю
3.3. хотел(а)
бы навещать чаще, но нет времени
3.4. не навещаю совсем
1.
Оцените, пожалуйста,
какие отношения
со старшими поколениями (родителями, бабушками,
дедушками) сложились
в Вашей семье. Юля,
давайте родителей не
рассматривать в этом
исследовании
1.1. очень крепкие,
доверительные отношения
1.2. иногда возникают
некоторые противоречия, но в
целом - отношения хорошие
1.3. отношения очень
противоречивые, сложные
1.4. у меня
своя семья, но с близкими
родственниками отношения
1.5. затрудняюсь
ответить
3.
Оцените, пожалуйста,
микроклимат в
Вашей семье (проставьте
в каждой графе,
балл соответствующий
Вашему мнению
от одного до пяти:
«5» высший балл», 1- «
низший», «0» - затрудняюсь
ответить).
3.1. проведение
досуга
3.2. общение, «разговоры
по душам»
3.3. оказание
помощи друг другу
3.4. заинтересованность
в делах, проблемах друг друга
3.5. влияние бытового
вопроса на взаимоотношения
3.6. влияние материального положения на взаимоотношение
3.7. влияние вопроса
о передаче собственности (
4.
Какие характеристики
старости, на Ваш взгляд,
являются наиболее положительными?
Юля, я не понимаю, что
Вы хотите спросить
в этом вопросе???
4.1. доброта, заботливость, спокойствие
4.2. крепкое здоровье, здравый ум, хорошая память,
4.3. энергичность, хорошая физическая форма
4.4. уверенность, мудрость опытность
4.5. стабильность в жизни, хорошее материальное положение
4.6. молчаливость
4.7. самодостаточность
4.8. понимание молодого поколения
4.9. стремление помочь
4.10. свой вариант ответа
5.Определите, какие характеристики старости, на Ваш взгляд, являются наиболее отрицательными? Юля, это не характеристики старости, а характеристики некоторых старых людей!!! Так вопрос задавать нельзя!!!
5.1. ригидность и консерватизм
5.2. агрессивность (грубость)
5.3. равнодушие
5.4. высокомерие
5.5. «постоянное стремление поучать»
5.6. жадность
5.7. наглость
5.8. пассивность
5.9. распространение сплетен
5.10. свой вариант ответа
6. Оцените степень Вашего доверия к старшему поколению? Какому старшему поколению??? Вообще???
6.1. доверяю полностью, всегда обращаюсь за советами к старшему поколению
6.2. доверяю в некоторых вопросах
6.3. не доверяю совсем, никогда не обращаюсь за помощью к старшим
7. В чем, по вашему мнению, заключается истинное счастье в старости? Этот вопрос не подходит!!!
7.1. много внуков
7.2. навещают дети и внуки
7.3. полезность для близких
7.4. жизнерадостность и активность
7.5. материальная обеспеченность
7.6. счастье и здоровье внуков
7.7. здоровье
7.8. рядом муж, жена
7.9. другое
8. Как Вы считаете,
существует ли на сегодняшний
день межпоколенный
конфликт ( кого с кем?
Между братьями, у которых
разница 10 лет тоже может
быть конфликт?
8.1. определенно, да
8.2. скорее да, чем нет
8.3. нет, такого конфликта не существует (переход к вопросу №11)
8.4. затрудняюсь ответить (переход к вопросу №11)
8.5. что это такое? (переход к вопросу №11)
9. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы его разрешить?
9.1. проводить молодежную политику, направленную на поднятия авторитета старшего поколения среди молодых людей ????
9.2. проявлять по отношению к пожилым людям элементарные знаки внимания (уступать место в общественном транспорте, приветствовать), сочувствия, понимания
9.3. необходимо наладить открытый и честный диалог между поколениями, в том числе и через СМИ
9.4. разрешать конфликт нужно начинать прежде всего с самого себя, анализируя свое поведение по отношению к пожилым людям
9.5. изолировать пожилых людей от общественной жизни, например, приставить к каждому социального работника, который выполнял бы все их нужды и тем самым уменьшились бы точки соприкосновения молодого и старшего поколений
9.6. не делать ничего, оставить все, как есть, потому что конфликт поколений – это норма общества
10. Отметьте наиболее главные факторы конфликте поколений:
10.1. понижение социального статуса пожилых людей
10.2. изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса
10.3. обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений
10.4. распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста
10.5. в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается
10.6. обесценивание старости в глазах молодежи, боязнь и страз пред смертью
10.7. представление о росте межпоколенных различий иллюзорны, ничего нового в этом отношении не произошло
10.8. другое
11. Считаете ли Вы, что люди старших поколений являются источником передачи традиционно - культурных ценностей, мудрости и опыта?
11.1. да, именно старшие поколения являются носителями культурного ядра, которое по законам преемственности должно быть передано от «отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам»
Информация о работе Отношение молодежи к представителям старшего поколения