Отношение студенческой молодежи к витальным ценностям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание

Цель: выявить особенности отношения молодежи к витальным ценностям.

-задачи:

1провести теоретический анализ подходов к витальным ценностям молодежи

2 изучить специфику отношения студенческой молодежи к зож, на примере физической активности.

3 выявить особенности отношения молодежи к самосохранительному поведению.

Содержание

Введение 3

1.1 6

1.2 12

1.3 18

Заключение 23

Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

отношение студенческой ммолое.docx

— 124.41 Кб (Скачать документ)

   Охрана  здоровья студентов традиционно  является одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности подростковой и студенческой молодежи.

     Сознание, которое присуще человеку  в отличие от животных, побуждает  его уделять определённое внимание  здоровью. В связи с этим забота  о здоровье у большинства людей  должна стоять на первом плане.  В действительности же из-за  низкого уровня сознания у  большей части населения такого  ещё не наблюдается. И лишь в последнее время, во многом благодаря государству, началась пропаганда спорта. Среди молодых людей в 90г.стремление к здоровью не приветствовалось. Результатом этого является то, что доминирующая часть населения не соблюдает элементов здорового образа жизни.

   Анализ  фактических материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнения самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние на здоровье отдельных компонентов, образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24 – 30%, на режим питания 10 – 16%, на режим двигательной активности 15 – 30%. Накапливаясь в течение учебного года негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5 – 6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

   Здоровый  образ жизни характеризуется  направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствования образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное значение

   В Белгородском государственном технологическом университете им В.Г.Шухова было проведено исследование. По окончании исследования были получены следующие результаты:

   большинство респондентов утверждают, что у них  нет вредных привычек (61% опрошенных). Пугает тот факт, что среди лиц  женского пола 24% с вредными привычками.  Процент вредных привычек среди молодых людей выше, чем у девушек на 13%;

   большинство парней не стремятся избавиться от вредных привычек 53%, 26%  не хватает  на это силы воли. У девушек процент  не стремящихся избавится от вредных привычек ниже и составляет 22%.

   Вопросы о физической активности позволили  установить, что достаточно большая  группа молодых людей имеют низкую физическую активность или не занимаются совсем, что особенно неправильно  для студентов специальных групп. Так 36% не посещают спортивные секции и 59% очень редко занимаются физическими упражнениями дома или не занимаются совсем. У девушек этот показатель еще выше 39% и  66%. Подтверждается гипотеза о посредственном отношении к физической активности.

   Радует  тот факт, что регулярно посещают спортивные секции хотя бы 30% юношей и 39%девушек, соответственно 30% и 34% занимаются дома. Хотя процент занимающихся самостоятельно средний, все же студентам спецгрупп  следует заниматься под руководством специалистов.

   Мотивацией  для большинства посещающих пары физвоспитания является:

   для парней возможность поиграть в спортивные игры 62%;

   Казалось  бы неплохой показатель, но это так  же говорит о низком уровне организации  самих студентов: огромное внимание нужно уделять разминке и упражнениям  во избежание травм, в столь любимых  играх.

   для девушек нежелание иметь проблемы с зачетом 55%.

   Можно сделать вывод о том, что необходимо развивать привлекательность уроков физкультуры особенно для студенток. Ведь здоровье женщины это здоровье будущего общества.  

   В числе компонентов здорового  образа жизни, не связанных с физической активностью мы взяли для исследований параметр отношения к питанию  и контролю психо-эмоционального состояния, которые представляются нам наиболее значимыми и доступными для поддержания и укрепления здоровья.  

   Основная  масса студенчества питается неправильно  и не имеют возможности питаться иначе 49%. Так же большой процент не задумываются о правильности своего питания 26%. Возможно именно в этом вопросе самая большая группа лиц стремится к здоровому образу жизни.

   Радует  так же факт устойчивого эмоционального состояния молодежи, потому что 51% респондентов считают, что могут «взять себя в руки» в сложных ситуациях. Умение не волноваться в сложных ситуациях как никогда ценно на сегодняшний день, зачастую именно нервные расстройства становятся причиной физических заболеваний. Причем 4% не могут контролировать себя.

   Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта, возможна дисгармония познавательных, психологических, функциональных процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в ВУЗе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

   В заключении хотелось бы сказать, что  по-настоящему здоровый образ жизни, люди ведут, не задумываясь принося себе пользу. Но это возможно лишь в идеальном чистом и безопасном мире. В современных  динамичных и постоянно меняющихся условиях со всем многообразием опасностей, соблазнов и псевдорадостей жизни необходимо быть внимательным к себе и иметь сильную волю для поддержания здоровья. 

   1.2Аутоагрессия среди молодежи

   Аутоагрессия  – агрессия, направленная на себя. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений  вплоть до самоубийства ; в выборе аутодеструктивного поведения (пьянство, алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение). Аутоагрессия не коррелируется ни с какими другими шкалами агрессии. Это подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии. Аутодеструктивные действия можно классифицировать следующим образом (Агазаде):

По влиянию  на область человеческого бытия: физические, психические, социальные, духовные;  
Структурные характеристики:

а) уровневые  проявления: идеаторный, аффективный, внешнеповеденческий 

б) по способу  реализации: непосредственные, расширенные, опосредованные, трансагрессивные;

в) по степени  произвольности: осознанные, неосознанные (Жмуров, 2001);  
Динамические характеристики:

а) по темпу формирования: острые, подострые, хронические 

б) по временным  показателям: транзиторные, рецидивирующие, персистирующие

 в) по типу  развития: стационарные, прогрессирующие,  регрессирующие, трансформирующиеся;  
По связи с заболеванием или его обострением:

а) морбидные 

б) внеморбидные (пре- и постморбидные);  
По влиянию на течение болезни:

а) условно-негативные

б) условно-позитивные

 в) условно-нейтральные.  
 
Сложившаяся в настоящее время ситуация с ростом различных форм аутоагрессивного поведения свидетельствует о том, что существующие подходы к пониманию аутоагрессивной активности недостаточно адекватны тому, что происходит в действительности. Это обусловлено несколькими аспектами.  
1. Прежде всего, это мультидисциплинарная основа феноменологии аутоагрессии. Аутоагрессия как явление человеческого поведения изучается и совсем по-разному объясняется как естественными, так и гуманитарными дисциплинами. С одной стороны это позволяет углубить и расширить наше понимание феноменологии аутоагрессии, но, к сожалению, не решает при этом проблемы снижения уровня аутоагрессивной активности. С другой стороны, это — в какой-то мере — разобщает усилия по решению конкретных задач превенции, интервенции и поственции аутоагрессивного поведения. Такой вывод, прежде всего, касается клинических аспектов суицидологии . 
2. Следующим (и таким же по значимости) является тот фактор расплывчатости тезауруса в суицидологии, в частности в ее социо-биологическом и клиническом аспектах. Особое внимание к понятийному аппарату обусловлено тем, что это непосредственно влияет на терапевтические подходы в работе с суицидентами. Одним из примеров реального положения дел может быть понимание принципиальной семантической разницы между понятиями аутоагрессивного и суицидального поведения. Практика показывает, что понимают, о чем идет речь даже далеко не все психиатры, не говоря уже о врачах других специальностей . 
3. Дифференциация феноменов аутоагрессивного и суицидального поведения непосредственно вытекает из разницы в этиопатогенезе и клинических проявлениях между внешними и внутренними формами аутоагрессивного поведения. Кроме этого, необходимо помнить о совершенно разных механизмах формирования аутоагрессивной активности при невротическом и психотическом регистрах психопатологических расстройств. А также то, что формирование суицидальной активности как частного варианта аутоагрессии и саморазрушающих эквивалентов аутоагрессивного поведения, к которым относятся самые разнообразные формы поведения и состояний (алкоголизм, наркомании и токсикомании, девиантные формы поведения, а также — в какой-то степени — любые невротические и соматизированные расстройства), также имеют отличия в этиопатогенетических и приспособительных механизмах. 

    Враждебное  чувство против людей, к которым  ребенок испытывает привязанность, особенно если это родители, вызывает внутренний конфликт. В таких ситуациях маленькие дети могут выбирать в качестве альтернативы наказания самих себя, то есть опять же происходит замещение объекта агрессии. Однако трансформация в данном случае состоит в том, что внешняя агрессия заменяется аутоагрессией. Внешними проявлениями аутоагрессивного поведения является склонность ребенка в ситуациях напряжения бить, царапать, кусать самого себя или причинять вред самому себе каким-либо иным образом. Аутоагрессивное поведение, безусловно, деструктивно. Необходимо предпринимать меры для того, чтобы оно не стало привычным. Аутоагрессия, превратившись в устойчивую личностную особенность, в более старшем возрасте совсем не обязательно будет проявляться в прямых актах причинения самому себе именно физического вреда, однако от этого она не становится менее деструктивной и вредной. Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Однако связи эти являются далеко не тривиальными, а, на первый взгляд, даже и парадоксальными. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Уровень аутоагрессии оказался отрицательно связанным лишь с представлением о том, "каким меня видят другие" (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности. Необходимо заметить, что данный социально-перцептивный феномен прямо связан с зафиксированными выше особенностями самооценочного субблока аутоагрессивного паттерна личности. В заключение отметим, что аутоагрессия по данным А.А. Реана не коррелирует ни с какими другими шкалами агрессии (всего в исследовании использовалось 10 таких субшкал), за исключением положительной корреляции со шкалой "обида". Это еще раз подчеркивает особенность феномена аутоагрессии внутри общей проблематики психологии агрессии. Мы предполагаем, кроме того, определенную недостаточность методической концепции Басса-Дарки именно относительно феномена аутоагрессии. Кратко, эта недостаточность связывается нами с доминантой указанной концепции на "чувстве вины" при недостатке внимания к общему "неприятию самого себя". Неприятие самого себя является, очевидно, стержневой и наиболее общей характеристикой аутоагрессивной личности, в то время как, чувство вины отражает лишь один из аспектов аутоагрессии. По крайней мере, ясно, что аутоагрессия в целом не сводится лишь к чувству вины.  

Самоубийства  среди молодежи.

Информация о работе Отношение студенческой молодежи к витальным ценностям