Перспективы развития социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться
имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для
формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает
политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной
поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать
поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на
осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в
социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны
населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Современное положение социального обеспечения в России
2. Сущность социальной защиты населения
3. Государственная политика в области социальной защиты
4. Перспективы развития социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.36 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                      

1. Современное  положение социального обеспечения в России    

2. Сущность социальной  защиты населения                                     

3. Государственная  политика в области социальной защиты         

4. Перспективы  развития социальной защиты населения              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                   

Список используемой литературы                                               

    

ВВЕДЕНИЕ 

Переходный период к рыночным отношениям знаменует  собой новый этап в

социально-экономическом  развитии России. В то же время, будучи прогрессивным,

по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали

управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся  преобразования, нарушившие существовавший более полувека

экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и

потребовали неотложного  формирования принципиально новой  социальной политики.

Сложность заключается  в том, что социальная политика не может ориентироваться

на краткосрочные  задачи, она должна определять стратегические направления,

которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в

целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и

формироваться с учетом исторических условий и  национальных особенностей,

политики и  экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика

носит, кроме  того, консервативный и инновационный  характер. Консервативность

заключается в  том, что она как бы сохраняет  то, что уже достигнуто в

социальной сфере  и передает это тем, кто нуждается  в социальном

вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать

социальные структуры  к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально  использоваться

имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что  и послужит базой для

формирования  новой концепции социального  обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает

политический  аспект социальной защиты. Любые мероприятия  по социальной

поддержке и  меры социальной помощи должны планироваться  так, чтобы оказывать

поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на

осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в

социальной сфере  призваны укреплять доверие к  руководству страны со стороны

населения, и  они же должны содействовать снижению социальной напряженности 

     1.  Современное положение системы социального обеспечения в России.

Система социального  обеспечения каждой страны имеет  свои характерные

особенности в  связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право

на социальное обеспечение закреплено в Конституции  Российской Федерации и

представляет  собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных

мер.

В основном в  Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и

малообеспеченных  групп населения осуществляется по двум основным направлениям -

социальное  обеспечение и социальная помощь.

Социального обеспечения  в России включает в себя следующие  виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери  кормильца, за выслугу

лет, социальные):

- пособия (временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, многодетным и

одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной

службы, инвалидов  детства и др.);

- содержание  и обслуживание престарелых и  инвалидов в специальных учреждениях

(домах-интернатах):

профессиональное  обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую  помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и  преимущества инвалидам.

И хотя всей системе  социального обеспечения присущи  общие черты, но в то же

время каждый вид  имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности

механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию  производятся из

страховых фондов, в которых сосредотачиваются  собранные в виде налогов

средства. А государственные  вложения осуществляются за счет ассигнований из

бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на

социальное обеспечение  сосредоточиваются, прежде всего, в  государственной

службе и в  фонде социального страхования.

Существующая  система социальных служб  включает государственную,

муниципальную и негосударственную службу. Все  социальные службы

ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами

социальных услуг.

В зависимости  от ориентации социальных служб различаются  функции ими

осуществляемые, которые были сгруппированы следующим  образом:

а) собственно функция  социальной помощи, которая включает в себя как учет,

выявление лиц  нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т.

д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным

вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования  социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ

и помощь по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных

конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета  государственных начал в организации  социальной службы и

гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

- принципа опоры  на общественное участие:

- принципа территориальности:

- принципа информированности:  означающего право на сбор  информации и

сведений, необходимых  социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального

обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время

управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты

населения совместно  с органами здравоохранения, народного  образования,

культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными  органами,

государственными  службами по делам молодежи и занятости  и иными органами

управления, а  также с общественными, религиозными, благотворительными

организациями и фондами. В перспективе

большую помощь по координации деятельности по социальному  обслуживанию

населения может  осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов,

представителей  заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

     2. Сущность социальной защиты населения

Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится

в процессе своего развития. Термин «социальная защита»  имеет различные

значения. В новых  экономических условиях он заменил  термин «социальное

обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал

специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую

непосредственно государством.

В современных  условиях потребовалось развитие других организационно-правовых

форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий  населения. Был введен

термин «социальная  защита», который давно использовался  в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность

правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические

проблемы, в международном  контексте обычно имеет дело с установленными

законодательством категориями граждан, которые в  силу утраты

трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют

достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и

потребностей  нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты

таким гражданам  при наступлении установленных законодательством

неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в

денежной и  натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме

того, системы  социальной защиты осуществляют меры профилактического

характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная

защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая

такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование,

социальное страхование, адресная социальная помощь,

государственное социальное обеспечение и др. Использование  тех или иных

организационно-правовых форм социальной защиты может иметь  различные

социальные и  экономические последствия, которые  необходимо учитывать при

осуществлении управления данной отраслью.

Вместе с тем  социальная защита, являясь по своему функциональному характеру

достаточно целостной  системой, представляющей собой самостоятельный

социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с

технологиями  оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий

существенно отличается от технологии оказания медицинской  помощи, социально-

реабилитационных  технологий или технологий обеспечения  безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и

выработки национальной политики в отношении путей его  дальнейшего развития в

нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя

такой институт в России имеется и играет исключительно  важную роль в жизни

российских граждан, его развитие в определенной степени  осуществляется

Информация о работе Перспективы развития социальной защиты населения