Перспективы развития социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться
имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для
формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает
политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной
поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать
поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на
осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в
социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны
населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Современное положение социального обеспечения в России
2. Сущность социальной защиты населения
3. Государственная политика в области социальной защиты
4. Перспективы развития социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 47.36 Кб (Скачать документ)

стихийно, без  должного представления о том, какие  задачи и каким образом он

должен решать и какова должна быть его организационная  структура, с точки

зрения как организации системы правовых норм, так и административной

структуры данного  института, призванной разрабатывать  и осуществлять на

практике правовые нормы данного института.

Кроме того, следует  отметить, что, несмотря на фактическое  существование

системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще

не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного

социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно

сужается. На практике в функции органов государственной  власти, имеющих в

своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство

социальной защиты населения Российской Федерации  или министерства, комитеты

или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят

многие функции, которые по определению должны входить  в сферу их компетенции.

В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации  Программе социальных

реформ на 1997 — 2000 гг. понятие «социальной защиты»  сводится лишь к

вопросам социального  обслуживания населения, социальной защите инвалидов,

социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к

социальной поддержке  граждан, уволенных с военной  службы в запас или

отставку.

Отсутствие общего представления о характере института  социальной защиты и его

содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных

категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия  смысла данного

института,

В советский  период, в связи со слабой теоретической  проработкой социальной

защиты как  социального института, термин «социальное  обеспечение»

использовался в широком смысле для определения  всей совокупности социально-

экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в

этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название

«право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное

обеспечение»  в узком смысле использовался  для определения системы отношений  в

области социальной защиты, связанных с предоставлением  отдельных видов

обеспечения за счет средств государственного бюджета.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное

обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в

централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для

определения ни всей совокупности социально-экономических  отношений в сфере

социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.

Поэтому термин «социальное обеспечение» был в  значительной степени вытеснен

из практической сферы новым термином «социальная  защита».

Термин «социальная  защита» в наибольшей степени  соответствует сущности

данного социального  института, хотя термин «социальное  обеспечение»

продолжает существовать как «право социального обеспечения».

Социальная защита также предусматривается в отношении  семей с низкими

душевыми доходами, не обеспечивающими общественно  необходимого прожиточного

минимума, результатом  чего обычно является отсутствие средств  существования

или средств  на оплату жизненно значимых товаров  и услуг (средств

реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и

пособий, в натуральной  форме, а также путем оказания различного рода услуг

лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может  иметь как

компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно 

государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки

непосредственного государственного обеспечения —  финансирование расходов за

счет государственного бюджета и установление категорий  обеспечиваемых лиц и

уровня их обеспечения  в соответствии с приоритетами, определяемыми  органа- ми

государственной власти.

Непосредственное  государственное обеспечение в  странах с рыночной экономикой

имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное

страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с

рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе

лежит понятие  социальных рисков и требование их обязательного и добровольного

страхования.

Финансирование  выплат по социальному страхованию  осуществляется за счет

страховых взносов  работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как

правило, в равных долях. В финансировании систем социального  страхования

иногда также  участвует государство.

В странах с  рыночной экономикой также активно  используется такая

организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь.

Она носит адресный характер и предоставляется лицам  после проверки их

нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть

провиденные фонды  — обязательное (принудительное) накопление средств на

случай возникновения  некоторых обстоятельств. Эти фонды  существуют в отдельных

странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными

организациями,

предназначенными  для осуществления обязательных сбережений всеми работающими

гражданами. Фонды  преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность

каждого работающего  за свое благосостояние в будущем. Они  представляют собой

учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться  этими вкладами можно в

случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае

безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они

создаются не в  обязательном порядке в силу принятия соответствующего

законодательства, а в силу частной инициативы отдельных  субъектов отношений в

данной среде, которые принимают на себя обязательства  по осуществлению

социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них

определенный  интерес. Частные формы могут  применяться в таких видах

социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской

помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная

система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания

разносторонней  помощи нетрудоспособным или ограниченно  трудоспособным лицам, а

также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно

необходимого  уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно

реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост

социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать  возможные

конфликты и  радикальные формы протеста.

     3.Государственная политика в области социальной защиты

Проводимая в  современной России социальная политика строится по принципу,

когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и

корректирует  рыночные механизмы перераспределения  ВВП, ориентируясь при этом

на гарантированное  удовлетворение лишь минимальных базовых  потребностей и

оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.

Однако традиция активного участия государства  в управлении экономическими и

социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы

социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание

благотворительных фондов, развитие страховых компаний.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г.

утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются  в социальном

обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и

социальной работы.

К ним относятся:

     • граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;

     • участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,

труженики тыла во время Великой Отечественной  войны;

одинокие пожилые  люди и семьи, состоящие из одних  пенсионеров (по возрасту,

инвалидности  и другим основаниям);

     • вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и

в мирное время;

     • бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

     • зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

     • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на

Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;

     • лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального

учебно-воспитательного  учреждения;

     • лица без определенного места жительства;

     • семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих

наркотики;

     • семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

     • семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей;

     • семьи с низким уровнем дохода;

     • многодетные семьи; • неполные семьи;

     • семьи несовершеннолетних родителей;

     • молодые, в том числе студенческие семьи;

матери, находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком;

     • беременные женщины и кормящие матери;

Информация о работе Перспективы развития социальной защиты населения