Планирование и прогнозирование социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
Задачи:
 рассмотреть основные виды планов развития;
 выявить особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы;
 изучить механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения.Цель данной работы – рассмотреть прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
Задачи:
рассмотреть основные виды планов развития;
выявить особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы;
изучить механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения.

Содержание

Введение 3
1. Основные виды планов развития 5
2. Особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы 10
2.1. Прогнозирование социально-бытовой инфраструктуры – социального обеспечения 10
2.2. Виды мероприятий, реализующих развитие социальной сферы 15
3. Механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)


  Содержание

 

 

 

Введение

 

Переходной этап к рыночным отношениям в экономике России характеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей части работников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свелась практически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедность мотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.

Сказанное относится не только к  работникам, но и к специалистам и управленцам, в частности управленцам  среднего звена.

Часть работников, сохранивших нравственные основы трудового сознания, богатую  трудовую мотивацию, составляют меньшинство  и зачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касается работодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическим опросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдают предпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управления падением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного метода воздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился на сегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточно эффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства и значительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнести пропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы, коллективный подряд и другие известные приемы.

Хотя метод «кнута и пряника» неперспективен, он продолжает использоваться во многих организациях, где проблеме управления персоналом не уделяют должного внимания, предпочитая использовать «проверенные» способы воздействия на людей.

Развитие социальной сферы (как  «пряник») является наиболее эффективным  способом повышения и мотивации  персонала, и повышением производительности труда. Предприятия, уделяющие большое внимание к развитию именно социальной сферы на сегодняшний день оказываются в более выигрышном положении.

Цель данной работы – рассмотреть  прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.

Задачи:

  • рассмотреть основные виды планов развития;
  • выявить особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы;
  • изучить механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения.

 

1. Основные виды планов развития

 

 

Последние десятилетия в России знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.

В большей части стратегий:

  • фиксируются цели и задачи;
  • определяются важнейшие сектора экономики и общие условия развития;
  • проводится SWOT анализ (сильные и слабые места, возможности и опасности);
  • формулируется стратегический план;
  • стратегический план дополняется планами практических действий или планами мероприятий, которые могут подразделяться на отраслевые планы (например, планы действий в сфере экологии, в важнейших отраслях, в сфере малых и средних предприятий).

Стратегические планы, планы мероприятий  и отраслевые планы должны гибко  реагировать на меняющиеся условия  и максимально учитывать интересы всех участников. Поэтому процесс планирования, установления целей и анализа организуется так, чтобы привлечь возможно более широкий круг лиц и организаций. Для этого необходима активная позиция города как лидера и координатора.

Отметим растущую популярность подходов, основанных на применении к управлению городом методов управления предприятиями. Города рассматриваются как сложные предприятия, в управлении которыми применимы те же инструменты менеджмента, что и в частном секторе. Соответственно стратегии развития года строятся по образцам стратегий бизнеса.

Очень важная роль в рассмотренных стратегия  отводится принципу партнерства. Признано, что успешной сегодня может стать  только всеохватывающая политика, объединяющая различные уровни власти, частный  сектор и местное население, предполагающая региональное партнерство и международное сотрудничество между городами.

Работа  над планом не заканчивается с  его принятием и публикацией. Ведется мониторинг его выполнения, сохранены созданные организационные  структуры, ежегодно проходит оценка хода реализации и корректировка плана1.

У любой нормальной власти высшей целью  проводимой экономической и социальной политики является создание условий  для повышения благосостояния и  качества жизни проживающих на её территории граждан. Это, прежде всего, хорошая работа и достойная зарплата, нормальные условия для рождения и воспитания детей, наличие удобного жилья, возможностей пользоваться гарантированными услугами здравоохранения и социального обеспечения, политическая стабильность в городе, экологическая и общественная безопасность, образовательные, культурные и досуговые возможности. Соответственно основными приоритетами социально-экономической политики у муниципальных органов власти должны быть задачи обеспечения существенного роста числа рабочих мест, повышения покупательной способности и улучшения здоровья людей, широкого распространения здорового образа жизни, поддержки высокого уровня культуры города.

Приведем  пример. Очевидно, что восстановить в прежних масштабах предприятия  военно-промышленного комплекса в Новосибирске нереально. Сокращение госзаказа и инвестиционный кризис в стране вызвали резкое и в силу кадровых, технологических, экономических потерь и политической близорукости федеральной власти необратимое свертывание внутреннего российского рынка продукции подавляющего большинства предприятий города, работавших на оснащение армии. Существовавшие в прошлом конкурентные преимущества в производстве капиталоёмкой, наукоёмкой и энергоёмкой продукции машиностроения в существенной степени сведены на нет опережающим ростом цен на материальные и энергоресурсы, ухудшением экономического положения производителей. Спад настолько поразил многие наши крупнейшие предприятия, что, случись чудо, и государство вдруг даст важный и финансово обеспеченный заказ, возникает сомнение, все ли смогут его принять и на должном уровне выполнить. С другой стороны, именно здесь, на предприятиях военно-промышленного комплекса волею судеб в дореформенный период накоплен тот самый потенциал высоких технологий, которым гордились и гордятся жители города. Отказываться от этого задела было бы нерационально. Следовательно, встает сегодняшняя задача организации на новой экономической основе использования этого и дополненного за счет научных и технологических достижений последнего времени технологического потенциала. Это одна из наиболее приоритетных задач нашей промышленной политики на ближайшие годы, но решена она может быть только в процессе конверсии, диверсификации и реструктуризации оборонных предприятиях города. В последующий период острота потребности в решении этой задачи уменьшится, и приоритеты в большей мере будут отдаваться инновационным процессам2.

За  последние 3-4 года технологии стратегического  планирования были опробованы в Санкт-Петербурге, Самарской области, Новгородской области, Нижнем Новгороде, Владимире, Тольятти, Омске, Волгограде, Ярославле, Новгороде, Череповце, Дзержинске, Ноябрьске, Октябрьске, Гатчине, Хабаровске, Печоре и др. При этом одни муниципалитеты прибегали к помощи зарубежных консультантов, другие привлекали собственные научные организации, ученых российских научно-исследовательских организаций для создания стратегических планов своих городов.

Вместе  с тем реализация идей стратегического  планирования часто приводит к неудовлетворительным результатам. Стратегический план будучи написанным, но не обеспеченный эффективным механизмом включения горожан в его реализацию, сразу забывается в повседневной жизни. Многие стратегические планы, написанные в короткий срок группами приглашенных ученых так и остались только красивыми документами, созданными лишь  для презентации. Написанные хорошим научным языком и аргументированные большим колическтвом цифр и формул, они так и не затронули интересы большинства населения, которому отводилась лишь роль испонителя в выполнениии этих планов. Изначально заданные функции стратегического плана не сработали в полном объеме. Ожидаемого выполнения функций стратегического плана: сохранение стабильности процесса развития города, сохранение преемственности в случае смены руководства и, наконец, экспертиза принятия управленческих решений по текущим проблемам городской жизни не произошло.

Для обеспечения стабильности процесса развития города стратегическому плану  часто не хватает долгосрочности прогнозов и целей. Они ограничиваются 2-3 годами и носят характер решения поседневных проблем.

Стратегические  планы не включают механизмы саморазвития муниципалитетов и не учитывают  особенностей развития окружающего  мира.

Смена руководства муниципалитетами приводит к отказу от прежних стратегических планов. Это объясняется тем, что планы часто не содержат разработанных целей долгосрочного характера, которые вне зависимости от личностных, политических и других причин могут служить основой среднесрочных и ближних целей развития города.

Экспертные  возможности стратегических планов заключаются в разработанности  контрольных показателей развития, в виде мероприятий, сроков и ответственных  лиц.

Но  для того, чтобы нормативные регуляторы стратегического плана заработали, они должны быть признаны легитимными среди жителей города, стать основой общественной позиции, получить правовое оформление.

Причина неудач стратегического планирования часто заключается в том, что  механический перенос формы стратегического  планирования из опыта развития городов Западной Европы, оказался неприемлемым для российской действительности3.

 

2. Особенности прогнозирования  и планирования развития социальной  сферы

2.1. Прогнозирование социально-бытовой инфраструктуры – социального обеспечения

 

Моделирование и прогнозирование направлены на выявление путей перспективного развития регионов и их функциональных блоков для достижения поставленных целей. Они являются неотъемлемым компонентом региональных исследований и одновременно звеном регионального управления. Моделирование и прогнозирование включаются в состав научного предвидения, понимаемого как отображающее возможные направления развития действительности, основанные на познании законов природы, общества, мышления.

Главной особенностью прогнозов развития регионов является их интегральный характер, так как они включают в свой состав целую систему частных прогнозов. Среди них следует назвать экономический, социальный, демографический, экологический и др. Интегральный и частные региональные прогнозы опираются на совокупность общих принципов: историзма, комплексности, системности, преемственности, непрерывности и т. д.

В обеспечении учета многообразия взаимосвязанных процессов неоценимое значение имеет принцип комплексности, значение которого усиливается в  рыночных условиях хозяйствования и управления. Это обусловлено рядом объективных и субъективных предпосылок.

Во-первых, необходимостью гармоничного, пропорционального  развития основных сфер и блоков общественной жизни регионов. Бесспорно, что в  основе прогноза лежит социальная и экономическая проблематика. Однако прогноз должен охватывать также решения широкого спектра демографических, организационных, территориально-планировочных, политических, экологических и иных вопросов. Принцип комплексности как раз и предполагает, что эти частные прогнозы должны разрабатываться только с учетом их дальнейшего согласования, достижения полного соответствия целям развития регионов, как целостных территориально-общественных систем.

Во-вторых, расширение компетентности и усиление роли местных органов управления, призванных в пределах предоставленных им прав решать все вопросы социального, экономического, демографического, экологического и политического развития территории. В первую очередь это относится к инфраструктуре в связи с повышением требований населения к среде обитания, ее качественным характеристикам.

В-третьих, усилилась самостоятельность предприятий, организаций в связи с переходом  регионов на саморазвитие и самоуправление. Введение общероссийского и региональных рынков, возрастание свободы выбора поставщиков усиливает комплексность функционирования хозяйства регионов.

Методологический  принцип системности применительно  к прогнозированию регионов означает, что современный регион должен рассматриваться  одновременно как относительно автономное целостное системное образование и как неотъемлемый компонент РФ. Поэтому требование обшей сбалансированности между наличными потенциальными ресурсами региона и потребностями его дальнейшего роста при решении локальных, региональных и общегосударственных задач не может быть обеспечено только в границах самих регионов. Оно в не меньшей степени будет зависеть от того, насколько рационально будут организованы общегосударственные структуры, насколько целесообразна роль каждого региона в территориальном разделении и интеграции труда, насколько объективно оцениваются местные условия и ресурсы, а также ресурсы, формируемые за его пределами.

Принцип системности прогнозирования региона  требует согласования, координации  результатов и выводов, сделанных на разных иерархических уровнях. Поэтому, с одной стороны, данные региональных прогнозов учитываются при разработке прогнозов иного, более высокого уровня, а с другой — необходим учет обратного воздействия прогнозов, последующее уточнение выводов, а значит, и концепций при проведении последовательных решений.

К важным методологическим принципам  прогнозирования регионов относится  принцип преемственности во времени. Сущность его состоит в использовании  законов диалектики взаимодействия таких двух противоположностей, как стабильность и динамизм, то есть повторяющихся и изменяющихся явлений и процессов, характерных для функционирования региона Для прогнозирования важны не только исторические срезы прошлого развития регион?, знание основных стадий его эволюции, но и в еще большей степени - выявление позитивных и негативных сторон его развития, их соотношений

Информация о работе Планирование и прогнозирование социального обеспечения