Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
Задачи:
рассмотреть основные виды планов развития;
выявить особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы;
изучить механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения.Цель данной работы – рассмотреть прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
Задачи:
рассмотреть основные виды планов развития;
выявить особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы;
изучить механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения.
Введение 3
1. Основные виды планов развития 5
2. Особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы 10
2.1. Прогнозирование социально-бытовой инфраструктуры – социального обеспечения 10
2.2. Виды мероприятий, реализующих развитие социальной сферы 15
3. Механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Прогноз, опирающийся на принцип преемственности, позволяет, во-первых, на основе объективных закономерностей развития региона обобщить, закрепить и продолжить все прогрессивное, все лучшее, что было создано ранее и прошло всестороннюю проверку в условиях долговременной эволюции. Во-вторых, от соотношения «старых» и «новых» региональных решений в значительной степени зависит уровень материальных, трудовых и финансовых затрат на социально-экономическое развитие. В-третьих, перспективное развитие региона с учетом преемственности создает благоприятные условия для широкого распространения и многократного применения новых результатов и методов. В-четвертых, этот принцип дает возможность определить последовательность будущих стадий и этапов регионального развития.
Очень важно, чтобы в регионе достигалась непрерывность прогнозирования, то есть наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться.
По времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2—3 лет), среднесрочные (до 5-7 лет), долгосрочные (до 15-20 лет)4.
Отечественная и зарубежная практика насчитывает около 150 различных Методов разработки прогноза, но при долгосрочном прогнозировании развития регионов используются два основных вида прогноза — поисковый (исследовательский) и нормативный. Первый сводится к продолжению в прогнозируемом периоде настоящих, достаточно хорошо изученных, устойчивых тенденций и закономерностей. Основанная на использовании принципа инерционности развития региона ориентация поискового прогноза во времени происходит в его направлении, то есть от настоящего к будущему.
Нормативный прогноз исходит из представления о желаемом, заданном состоянии региона в установленный момент будущего, которое обеспечивает достижения наиболее рациональными путями заранее поставленных целей. В этом случае ориентация прогноза во времени осуществляется по схеме «от будущего к настоящему». Региональные прогнозы разрабатываются, как правило, при взаимном корректирующем влиянии поисковых и нормативных прогнозов, позволяющих отобрать наиболее обоснованные варианты будущего состояния региона. При этом в одних прогнозах может преобладать поисковая, а в других - нормативная составная часть.
В последние годы широкое распространение получили математические методы прогнозирования. Учитывая специфику и длительность срока реализации прогнозных замыслов, математические методы имеют наибольшее значение при краткосрочном прогнозировании. Нужно особо отметить, что прогнозирование регионов как сложных территориально-экономических систем не может быть полностью сведено к строго формализованным задачам. Большинство результатов регионального прогнозирования, очевидно, должно иметь характер тенденций. Поэтому прогнозирование регионов, особенно среднесрочное и долгосрочное, требует широкого привлечения неформализованных приемов и методов, нуждается в творческих гипотезах и логико-математических интерпретациях.
Наиболее широкое распространение в практике регионального прогнозирования получили методы научной экстраполяции Основанные на знании исторических тенденций эволюции регионов, выявленных устойчивых процессах предшествующего развития, прогноз региона в данном случае осуществляется по принципу переноса на будущее исходного состояния, переноса устоявшейся линии развития при условии, что данный процесс и в прогнозируемом периоде будет испытывать те же внешние воздействия. Экстраполяционный подход активно применяется при прогнозировании сложившихся регионов, развитие которых происходит при сохранении основных характеристик, таких как степень заселенности территории, региональные пропорции, соотношение между центром и периферией и производством и инфраструктурой и т. п.
Проблемы развития инфраструктуры регионов могут быть объяснены двумя группами факторов: внешними - очень часто недооценивается роль и место инфраструктуры в жизни общества (отсутствуют обоснованные пропорции в выделении средств на развитие материального производства и инфраструктуры; остаточный принцип распределения экономических ресурсов на развитие инфраструктуры; отсутствуют отработанные механизмы проведения региональной политики путем развития инфраструктуры и т. д.); внутренние - проблемы, связанные с многоотраслевым составом инфраструктуры (отсутствие единого заказчика развития инфраструктуры; эксплуатация объектов инфраструктуры различными ведомствами; наличие различных стандартов и подходов к развитию инфраструктуры в разных ведомствах и т. д.).
Успех решения проблем связан, прежде
всего, с политической и социальной
стабильностью развития региона
и страны в целом, поскольку во
всех случаях успешного развития
инфраструктуры ведущая роль принадлежит
государству или
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено6.
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Система
органов трудоустройства
На сегодняшний день служба занятости населения осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости:
В качестве мер профилактики социальных конфликтов в системе социального управления необходимо выделить следующие:
Разработка эффективной
Очевидно, что широта интересов людей в группе выходит за рамки их производственных задач, и каждый индивид имеет потребность в том или ином общении. Из-за неоднородности состава группы, различия интересов, целей, отношения к выполняемым трудовым поручениям и т. д., возможно возникновение так называемых малых неформальных группировок. Члены неформальной группировки дружны между собой и сохраняют некоторый психологический барьер по отношению к другим работникам. Это явление может носить и резко отрицательный характер, в подобных группировках могут вырабатываться свои нормы, ценности, и установки поведения, резко расходящиеся с общепринятыми. Как правило, это может увеличить уровень конфликтности группы, а, следовательно, снизить эффективность ее работы. Рабочий настрой людей, как массовое явление, подчиняется социально-психологическим закономерностям и зависит, прежде всего, от морально-психологического климата, сложившегося в трудовом коллективе и мер, принимаемых администрацией по улучшению их жизни.
Для эффективно функционирующей экономики предприятия необходим и определенный тип работника: ориентированного на максимальные достижения в труде, инициативного и предприимчивого, берущего на себя ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу общего дела, знающего свои права и рассчитывающего, прежде всего, на свои силы. Такой работник стремится к повышению своей квалификации, так как именно с ней связывает свои возможности в труде. В свою очередь, формирование активной позиции работника предопределяют профессиональные и экономические знания. Такие знания работника приводят не только к его дисциплинированности и инициативности, но и к активному вмешательству в структуру связей и способы их реализации с целью ликвидации недостатков, изыскания резервов совершенствования организации и повышения эффективности производства.
Исследование, проведенное на крупнейших промышленных предприятиях, показало, что характеристики работников по многим параметрам удовлетворяют предъявляемому уровню требований. Анкетный опрос выявил, что 94% опрашиваемых работников считает себя перспективными, способными к обучению (за исключением пенсионеров или работников предпенсионного возраста), и 90% хотят повысить свой профессиональный квалификационный уровень. Это говорит, прежде всего, о низкой материальной базе отечественных промышленных предприятий, не способных обучать и совершенствовать свой персонал, и о незначительных инвестициях в его развитие8.
Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.
Информация о работе Планирование и прогнозирование социального обеспечения