Планирование и прогнозирование социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
Задачи:
 рассмотреть основные виды планов развития;
 выявить особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы;
 изучить механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения.Цель данной работы – рассмотреть прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
Задачи:
рассмотреть основные виды планов развития;
выявить особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы;
изучить механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения.

Содержание

Введение 3
1. Основные виды планов развития 5
2. Особенности прогнозирования и планирования развития социальной сферы 10
2.1. Прогнозирование социально-бытовой инфраструктуры – социального обеспечения 10
2.2. Виды мероприятий, реализующих развитие социальной сферы 15
3. Механизм обоснования состава мероприятий, направленных на развитие социальной сферы – социального обеспечения 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Прогноз, опирающийся на принцип преемственности, позволяет, во-первых, на основе объективных  закономерностей развития региона  обобщить, закрепить и продолжить все прогрессивное, все лучшее, что было создано ранее и прошло всестороннюю проверку в условиях долговременной эволюции. Во-вторых, от соотношения «старых» и «новых» региональных решений в значительной степени зависит уровень материальных, трудовых и финансовых затрат на социально-экономическое развитие. В-третьих, перспективное развитие региона с учетом преемственности создает благоприятные условия для широкого распространения и многократного применения новых результатов и методов. В-четвертых, этот принцип дает возможность определить последовательность будущих стадий и этапов регионального развития.

Очень важно, чтобы в регионе достигалась  непрерывность прогнозирования, то есть наличие всех временных прогнозов, которые периодически должны пересматриваться, уточняться и продлеваться.

По  времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2—3 лет), среднесрочные (до 5-7 лет), долгосрочные (до 15-20 лет)4.

Отечественная и зарубежная практика насчитывает  около 150 различных Методов разработки прогноза, но при долгосрочном прогнозировании развития регионов используются два основных вида прогноза — поисковый (исследовательский) и нормативный. Первый сводится к продолжению в прогнозируемом периоде настоящих, достаточно хорошо изученных, устойчивых тенденций и закономерностей. Основанная на использовании принципа инерционности развития региона ориентация поискового прогноза во времени происходит в его направлении, то есть от настоящего к будущему.

Нормативный прогноз исходит из представления  о желаемом, заданном состоянии региона в установленный момент будущего, которое обеспечивает достижения наиболее рациональными путями заранее поставленных целей. В этом случае ориентация прогноза во времени осуществляется по схеме «от будущего к настоящему». Региональные прогнозы разрабатываются, как правило, при взаимном корректирующем влиянии поисковых и нормативных прогнозов, позволяющих отобрать наиболее обоснованные варианты будущего состояния региона. При этом в одних прогнозах может преобладать поисковая, а в других - нормативная составная часть.

В последние годы широкое распространение  получили математические методы прогнозирования. Учитывая специфику и длительность срока реализации прогнозных замыслов, математические методы имеют наибольшее значение при краткосрочном прогнозировании. Нужно особо отметить, что прогнозирование регионов как сложных территориально-экономических систем не может быть полностью сведено к строго формализованным задачам. Большинство результатов регионального прогнозирования, очевидно, должно иметь характер тенденций. Поэтому прогнозирование регионов, особенно среднесрочное и долгосрочное, требует широкого привлечения неформализованных приемов и методов, нуждается в творческих гипотезах и логико-математических интерпретациях.

Наиболее широкое распространение в практике регионального прогнозирования получили методы научной экстраполяции Основанные на знании исторических тенденций эволюции регионов, выявленных устойчивых процессах предшествующего развития, прогноз региона в данном случае осуществляется по принципу переноса на будущее исходного состояния, переноса устоявшейся линии развития при условии, что данный процесс и в прогнозируемом периоде будет испытывать те же внешние воздействия. Экстраполяционный подход активно применяется при прогнозировании сложившихся регионов, развитие которых происходит при сохранении основных характеристик, таких как степень заселенности территории, региональные пропорции, соотношение между центром и периферией и производством и инфраструктурой и т. п.

Проблемы  развития инфраструктуры регионов могут  быть объяснены двумя группами факторов: внешними - очень часто недооценивается  роль и место инфраструктуры в  жизни общества (отсутствуют обоснованные пропорции в выделении средств  на развитие материального производства и инфраструктуры; остаточный принцип распределения экономических ресурсов на развитие инфраструктуры; отсутствуют отработанные механизмы проведения региональной политики путем развития инфраструктуры и т. д.); внутренние - проблемы, связанные с многоотраслевым составом инфраструктуры (отсутствие единого заказчика развития инфраструктуры; эксплуатация объектов инфраструктуры различными ведомствами; наличие различных стандартов и подходов к развитию инфраструктуры в разных ведомствах и т. д.).

Успех решения проблем связан, прежде всего, с политической и социальной стабильностью развития региона  и страны в целом, поскольку во всех случаях успешного развития инфраструктуры ведущая роль принадлежит  государству или государственным  организациям5.

 

2.2. Виды мероприятий, реализующих  развитие социальной сферы

 

Основная задача проводимой высшими  органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер  по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено6.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Система органов трудоустройства населения  начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность  в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

На  сегодняшний день служба занятости населения осуществляет разработку  и реализацию государственной политики в области содействия занятости:

  • Разработка и реализация областной, территориальной и других целевых программ  содействия занятости населения;
  • Информирование населения и общественности о ситуации на рынке труда;
  • Содействие гражданам в поиске работы;
  • Содействие работодателям в подборе персонала;
  • Профессиональная подготовка, повышение  квалификации  и переподготовка безработных граждан
  • Организация общественных работ и временной занятости;
  • Социальные выплаты безработным гражданам;
  • Юридическое консультирование и правовая помощь. 

В качестве мер профилактики социальных конфликтов в системе социального  управления необходимо выделить следующие:

  • создание рабочих мест, способствующих обеспечению эквивалентного материального вознаграждения за затрачиваемые усилия;
  • повышение уровня развития социальной инфраструктуры (детских дошкольных учебных заведений, общеобразовательных учебных заведений, позволяющих получить законченное среднее образование, учреждений здравоохранения, учреждений клубного типа и т.д.), с целью повышения культурного и духовного развития людей и т.д.

Разработка эффективной социальной политики является одной из важнейших задач новой российской власти. От того, как будет решаться эта задача, зависят не только условия жизни простых людей, но и перспективы социального и экономического развития страны, обеспечение национальной безопасности, сохранение российского государства. Кроме того, ориентация социальной политики на рыночный тип ее организации выдвигает на первый план задачу специальных исследований, которые ясно определяют роль и место социальной политики в системе государственного управления. К сожалению, следует признать, что, несмотря на имеющиеся достижения и наработанный опыт в сфере социального обслуживания, в настоящее время социальная политика в России в прикладном ее понимании на низовом уровне реализуется пока еще весьма слабо и неэффективно. Ее процессы управляются часто некомпетентными кадрами специалистов, которые не имеют соответствующей подготовки. Механизмы реализации социальной политики в российском обществе характеризуются, по мнению исследователей, реально существующими трудностями, такими как:

  • образовавшийся «разрыв» между поставленными самой жизнью социальными проблемами и возможностями финансово-экономического, организационного и управленческого плана;
  • противоречия между декларируемыми федеральным центром, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, с одной стороны, и реальными мерами по их осуществлению — с другой;
  • противоречия между органами социальной политики социального центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управления и организации конкретной предметной работы и реализации социальных программ;
  • противоречия, обусловленные явным несоответствием между необходимыми сегодня новыми информационными технологиями в управлении социальной сферой и современным состоянием управленческой деятельности, как на федеральном, так и на национально-территориальном и территориально-административном уровне7.

Очевидно, что широта интересов людей в группе выходит за рамки их производственных задач, и каждый индивид имеет потребность в том или ином общении. Из-за неоднородности состава группы, различия интересов, целей, отношения к выполняемым трудовым поручениям и т. д., возможно возникновение так называемых малых неформальных группировок. Члены неформальной группировки дружны между собой и сохраняют некоторый психологический барьер по отношению к другим работникам. Это явление может носить и резко отрицательный характер, в подобных группировках могут вырабатываться свои нормы, ценности, и установки поведения, резко расходящиеся с общепринятыми. Как правило, это может увеличить уровень конфликтности группы, а, следовательно, снизить эффективность ее работы. Рабочий настрой людей, как массовое явление, подчиняется социально-психологическим закономерностям и зависит, прежде всего, от морально-психологического климата, сложившегося в трудовом коллективе и мер, принимаемых администрацией по улучшению их жизни.

Для эффективно функционирующей экономики предприятия необходим и определенный тип работника: ориентированного на максимальные достижения в труде, инициативного и предприимчивого, берущего на себя ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу общего дела, знающего свои права и рассчитывающего, прежде всего, на свои силы. Такой работник стремится к повышению своей квалификации, так как именно с ней связывает свои возможности в труде. В свою очередь, формирование активной позиции работника предопределяют профессиональные и экономические знания. Такие знания работника приводят не только к его дисциплинированности и инициативности, но и к активному вмешательству в структуру связей и способы их реализации с целью ликвидации недостатков, изыскания резервов совершенствования организации и повышения эффективности производства.

Исследование, проведенное на крупнейших промышленных предприятиях, показало, что характеристики работников по многим параметрам удовлетворяют предъявляемому уровню требований. Анкетный опрос выявил, что 94% опрашиваемых работников считает себя перспективными, способными к обучению (за исключением пенсионеров или работников предпенсионного возраста), и 90% хотят повысить свой профессиональный квалификационный уровень. Это говорит, прежде всего, о низкой материальной базе отечественных промышленных предприятий, не способных обучать и совершенствовать свой персонал, и о незначительных инвестициях в его развитие8.

 

3. Механизм обоснования  состава мероприятий, направленных  на развитие социальной сферы – социального обеспечения

 

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых  лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив  и т.д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Информация о работе Планирование и прогнозирование социального обеспечения