Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 16:08, контрольная работа
Цель и задачи работы - рассмотрение теоретических основ экономического механизма реализации социальной политики государства в условиях трансформации национальной экономики.
Введение
1. Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России
Заключение
Список
литературы
Введение
Сущность
социальной политики государства состоит
в том, что она оказывает
Современная
социально-экономическая
В
условиях глобализации системы мирового
хозяйства возникают новые
К ключевым характеристикам социальной политики государства относятся ее цели, механизмы реализации и финансовое обеспечение. Насущной проблемой стратегического планирования и управления социальным развитием России является достижение необходимых качественных и количественных ключевых характеристик социальной политики на федеральном уровне, уровне отдельных регионов и в рамках социально-экономического развития отдельных субъектов хозяйствования. Вместе с тем, необходимо добиваться непротиворечивости и соподчиненности целей, механизмов реализации и финансового обеспечения социальной политики, устраняя дублирование и раздробленность усилий органов управления на различных уровнях, в целом повышая эффективность реализации социальной политики страны.
Актуальность темы исследования. Переход к рынку показал, что это весьма сложный противоречивый процесс, требующий комплексного анализа его социальных последствий, связанный с коренным преобразованием общественных отношений и сменой стереотипов общественного сознания.
В переходный период остро встала проблема оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Мировой опыт свидетельствует, что недооценка социального наполнения проводимых экономических реформ приводит к торможению трансформационных процессов.
Сочетание экономических преобразований с социальными процессами следует рассматривать как важнейший элемент стратегии реформ и долгосрочной программы развития до 2030 года.
Переход к рынку без учета социальных нужд людей, не являющихся агентами рыночных отношений (дети, пенсионеры, инвалиды), вызывает резкую дифференциацию населения по доходам и расслоение общества, безработицу, сопровождаемые ростом преступности, бездомности и социальной нестабильности. Первоначальный этап по формированию основ рыночной экономики пройден и началось становление современной смешанной экономики, предусматривающее значительное усиление участия государства в социально-экономической жизни. Финансово-экономическое регулирование социального развития - одно из важнейших направлений функциональной деятельности государства в современных условиях. Опыт стран переходного типа может быть использован для становления новых форм финансирования социального развития, а потому требует глубокого анализа и поиска эффективных методов государственного регулирования.
Все
это повышает актуальность проблем,
связанных с разработкой новых
форм и методов государственного
регулирования социального
Цель
и задачи работы - рассмотрение теоретических
основ экономического механизма
реализации социальной политики государства
в условиях трансформации национальной
экономики.
1.
Планирование и стратегии реализации
социальной политики в условиях переходной
экономики России
Российское государство по своим конституционным характеристикам ничем не отличается от социальных государств, чьи базовые характеристики определяют их весомое экономическое и политическое значение в современном мире.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация (РФ) - социальное государство (ст. 7 ч. I). Его конституционные функции: создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. I); с помощью экономической политики достигать социальные цели (ст. 7 ч. II); обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8 ч. I) и др. В Конституции РФ подробно определена компетенция высших исполнителей экономической политики РФ - Президента РФ (ст. 80 ч. II-IV, 83, 84); Федерального Собрания (ст. 102-106); Правительства РФ (ст. 114).
Таким
образом, по своим конституционным
целям, задачам и масштабам
Между
тем, основываясь на анализе конституций
государств Европы, нельзя не увидеть,
что российское государство лишено
сейчас основного инструмента
Планирование - это не воскрешение прошлого, а проектирование желаемого будущего общества и изыскание путей его достижения. В этом смысл и конституционное назначение государства. Все органы государственной власти, и прежде всего органы исполнительной власти, имеют своей основной функцией выработку решений, направленных на обеспечение развития экономики и социальных процессов в обществе. Но инструмента "систематизации и концентрации" этих мероприятий и организации их целенаправленной реализации у Российского государства нет. Поэтому все эти решения оказываются частными паллиативными мерами, с помощью которых мы надеемся поправить "пошатнувшееся здоровье" нашей экономики.
В
Конституции РФ нет каких-либо положений
о государственно-правовых инструментах
регулирования социально-
Чрезмерно вырос удельный вес средств частноправового регулирования, теневых неформальных "регуляторов", закулисных договоренностей олигархов с властью, обычаев криминалитета и т.д. В этих условиях слабой компенсацией служат прогнозы, оперативно-распорядительные акты и "ситуационные" меры Правительства. В ряду этих "регуляторов" наиболее важное значение имеют прогнозы, программы, которых, самих по себе, недостаточно для исполнения основной функции государства в экономике - планирования национального развития. Но и прогнозирование, и программирование не имеют конституционных основ.
В
соответствии с Федеральным законом
"О государственном
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Правовое регулирование государственного прогнозирования - это тема, которая заслуживает самостоятельного освещения. Но для того чтобы уяснить конституционное значение указанной деятельности, достаточно сказать, что без разработки и представления в Правительство Российской Федерации прогноза социально-экономического развития на предстоящий год нельзя начать подготовку проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Если
не осуществить комплексный анализ
и прогноз уровня жизни населения
с учетом дифференциации по группам
населения, если не рассмотреть вопросы
о совершенствовании налоговой
системы и ее воздействия на темпы
экономического развития, если не исследовать
ценовые соотношения в смысле
воздействия предстоящих
Таким
образом, прогнозы социально-экономического
развития страны представляют собой
экономическую базу, на основе которой
составляются проекты федеральных
бюджетов. Подготовка прогнозов и
все то, что с ними связано, - одно
из важнейших направлений
Результаты
прогнозирования наряду с другими
научно-практическими
Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:
-
нормативы, определяющие
-
социальные трансферты, т.е. различные
способы перераспределения
-
налогообложение,
Широкое
развитие должно получить территориальное
самоуправление. Предстоит выработать
механизмы социального
Наряду
со стратегическими установками
социальная политика содержит комплекс
первоочередных неотложных мер преодоления
кризиса. Их разработка требует определения
социальных приоритетов. К ним, прежде
всего, относится прекращение