Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 16:08, контрольная работа

Описание

Цель и задачи работы - рассмотрение теоретических основ экономического механизма реализации социальной политики государства в условиях трансформации национальной экономики.

Содержание

Введение
1. Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

осрх готовая.docx

— 29.46 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение

1. Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России

Заключение

Список  литературы 

 

     Введение 

     Сущность  социальной политики государства состоит  в том, что она оказывает непосредственное влияние на стратегическую цель экономического развития государства - достижение устойчивого  роста, улучшая социальные условия, качество экономического потенциала и  всего населения страны, благодаря  чему увеличивается эффективность  процесса общественного воспроизводства.

     Современная социально-экономическая ситуация до настоящего времени не позволяла  производить целенаправленное реформирование России в направлении создания социального  государства. В социальной сфере  сформировались негативные факторы, среди  них - резкое падение жизненного уровня значительной части населения, которое  необходимо преодолеть.

     В условиях глобализации системы мирового хозяйства возникают новые явления  и тенденции, видоизменяющие и усложняющие  содержание современных процессов  социально-экономического развития; это, в свою очередь, вызывает необходимость  адекватного реформирования социальной политики государства. Требования к  социально политике государства  увеличиваются в период проведения глубоких внутрироссийских реформ с  их негативными социальными явлениями  и противоречиями, которые направлена смягчать социальная политика. Социальная политика государства, реализуя свои функции  на федеральном, региональном уровнях  и уровне отдельных хозяйствующих  субъектов, должна способствовать адаптации  населения к новым условиям и  ориентации общества на поддержку реформ, использования в интересах человека позитивных экономических сдвигов, к которым должны привести реформы.

     К ключевым характеристикам социальной политики государства относятся  ее цели, механизмы реализации и  финансовое обеспечение. Насущной проблемой  стратегического планирования и  управления социальным развитием России является достижение необходимых качественных и количественных ключевых характеристик социальной политики на федеральном уровне, уровне отдельных регионов и в рамках социально-экономического развития отдельных субъектов хозяйствования. Вместе с тем, необходимо добиваться непротиворечивости и соподчиненности целей, механизмов реализации и финансового обеспечения социальной политики, устраняя дублирование и раздробленность усилий органов управления на различных уровнях, в целом повышая эффективность реализации социальной политики страны.

     Актуальность  темы исследования. Переход к рынку  показал, что это весьма сложный  противоречивый процесс, требующий  комплексного анализа его социальных последствий, связанный с коренным преобразованием общественных отношений  и сменой стереотипов общественного  сознания.

     В переходный период остро встала проблема оптимального сочетания экономической  эффективности и социальной справедливости. Мировой опыт свидетельствует, что  недооценка социального наполнения проводимых экономических реформ приводит к торможению трансформационных  процессов.

     Сочетание экономических преобразований с  социальными процессами следует  рассматривать как важнейший  элемент стратегии реформ и долгосрочной программы развития до 2030 года.

     Переход к рынку без учета социальных нужд людей, не являющихся агентами рыночных отношений (дети, пенсионеры, инвалиды), вызывает резкую дифференциацию населения  по доходам и расслоение общества, безработицу, сопровождаемые ростом преступности, бездомности и социальной нестабильности. Первоначальный этап по формированию основ рыночной экономики пройден и началось становление современной смешанной экономики, предусматривающее значительное усиление участия государства в социально-экономической жизни. Финансово-экономическое регулирование социального развития - одно из важнейших направлений функциональной деятельности государства в современных условиях. Опыт стран переходного типа может быть использован для становления новых форм финансирования социального развития, а потому требует глубокого анализа и поиска эффективных методов государственного регулирования.

     Все это повышает актуальность проблем, связанных с разработкой новых  форм и методов государственного регулирования социального развития, адекватных условиям становления социально  ориентированной рыночной экономики.

     Цель  и задачи работы - рассмотрение теоретических  основ экономического механизма  реализации социальной политики государства  в условиях трансформации национальной экономики. 

 

     1. Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России 

     Российское  государство по своим конституционным  характеристикам ничем не отличается от социальных государств, чьи базовые  характеристики определяют их весомое  экономическое и политическое значение в современном мире.

     В соответствии с Конституцией Российская Федерация (РФ) - социальное государство (ст. 7 ч. I). Его конституционные функции: создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное  развитие человека (ст. 7 ч. I); с помощью  экономической политики достигать  социальные цели (ст. 7 ч. II); обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку  конкуренции, свободу экономической  деятельности (ст. 8 ч. I) и др. В Конституции  РФ подробно определена компетенция  высших исполнителей экономической  политики РФ - Президента РФ (ст. 80 ч. II-IV, 83, 84); Федерального Собрания (ст. 102-106); Правительства РФ (ст. 114).

     Таким образом, по своим конституционным  целям, задачам и масштабам воздействия  на производственные отношения российское государство призвано играть видную роль. "Характеристика государства  как социального предполагает конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод и соответствующие  государственные обязанности: сюда же можно отнести конституционный  принцип экономического планирования:"*(14).

     Между тем, основываясь на анализе конституций  государств Европы, нельзя не увидеть, что российское государство лишено сейчас основного инструмента преодоления "расхождения между частной  и общественными выгодами" в  рыночной экономике - функции планирования.

     Планирование - это не воскрешение прошлого, а  проектирование желаемого будущего общества и изыскание путей его  достижения. В этом смысл и конституционное назначение государства. Все органы государственной власти, и прежде всего органы исполнительной власти, имеют своей основной функцией выработку решений, направленных на обеспечение развития экономики и социальных процессов в обществе. Но инструмента "систематизации и концентрации" этих мероприятий и организации их целенаправленной реализации у Российского государства нет. Поэтому все эти решения оказываются частными паллиативными мерами, с помощью которых мы надеемся поправить "пошатнувшееся здоровье" нашей экономики.

     В Конституции РФ нет каких-либо положений  о государственно-правовых инструментах регулирования социально-экономического развития страны. Развитие экономики  и социальной сферы основывается на "законах" рыночного хозяйствования. Постоянное расширение самостоятельности  хозяйствующих субъектов сопровождается адекватным сужением областей государственного регулирования и увеличением  удельного веса их саморегуляции. Все  это ведет к дезорганизации экономических  связей и к большим экономическим  потерям.

     Чрезмерно вырос удельный вес средств частноправового  регулирования, теневых неформальных "регуляторов", закулисных договоренностей  олигархов с властью, обычаев  криминалитета и т.д. В этих условиях слабой компенсацией служат прогнозы, оперативно-распорядительные акты и "ситуационные" меры Правительства. В ряду этих "регуляторов" наиболее важное значение имеют прогнозы, программы, которых, самих по себе, недостаточно для исполнения основной функции  государства в экономике - планирования национального развития. Но и прогнозирование, и программирование не имеют конституционных  основ.

     В соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации" государственное  прогнозирование социально-экономического развития - это система обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения страны, состояния природных ресурсов и перспектив изменения перечисленных факторов.

     Прогнозы  социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической  деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального  обеспечения населения.

     Правовое  регулирование государственного прогнозирования - это тема, которая заслуживает  самостоятельного освещения. Но для  того чтобы уяснить конституционное  значение указанной деятельности, достаточно сказать, что без разработки и  представления в Правительство  Российской Федерации прогноза социально-экономического развития на предстоящий год нельзя начать подготовку проекта федерального закона о федеральном бюджете.

     Если  не осуществить комплексный анализ и прогноз уровня жизни населения  с учетом дифференциации по группам  населения, если не рассмотреть вопросы  о совершенствовании налоговой  системы и ее воздействия на темпы  экономического развития, если не исследовать  ценовые соотношения в смысле воздействия предстоящих изменений  цен на сырьевые ресурсы и продукцию  естественных монополий, потребительские  цены и на динамику цен, проект федерального бюджета на соответствующий год составить невозможно. И это лишь один, возможно, не самый главный, из одиннадцати разделов прогноза.

     Таким образом, прогнозы социально-экономического развития страны представляют собой  экономическую базу, на основе которой  составляются проекты федеральных  бюджетов. Подготовка прогнозов и  все то, что с ними связано, - одно из важнейших направлений деятельности Правительства РФ.

     Результаты  прогнозирования наряду с другими  научно-практическими разработками используются Правительством РФ при  принятии решений в области социально-экономической  политики государства и по другим вопросам. Руководящими документами  при государственном прогнозировании, подготовке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации являются Послания Президента РФ, с которыми он ежегодно обращается к Федеральному Собранию.

     Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие  рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

     - нормативы, определяющие минимальные  стандарты потребления и действующие  как законодательно установленные  и обязательные (величина прожиточного  минимума, минимальная зарплата  и пенсии, гарантированный минимум  услуг здравоохранения, образования,  жилья и др.);

     - социальные трансферты, т.е. различные  способы перераспределения доходов  (региональные субвенции, социальные  выплаты и т.п.);

     - налогообложение, стимулирующее  создание новых рабочих мест; введение прогрессивной шкалы  для сверхвысоких доходов; индексация  доходов; регулирование занятости.

     Широкое развитие должно получить территориальное  самоуправление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства  и обеспечения социального согласия.

     Наряду  со стратегическими установками  социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления  кризиса. Их разработка требует определения  социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится прекращение дальнейшего  снижения реальных доходов, объемов  и калорийности питания, своевременная  выплата заработной платы и пенсий, замедление расширения зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной сферы. Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения  необходимо установить соотношение  бюджетных и не бюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную  переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного  строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

Информация о работе Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России