Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 16:08, контрольная работа

Описание

Цель и задачи работы - рассмотрение теоретических основ экономического механизма реализации социальной политики государства в условиях трансформации национальной экономики.

Содержание

Введение
1. Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

осрх готовая.docx

— 29.46 Кб (Скачать документ)

     Ныне  общепризнанно, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

     - достижение улучшения материального  положения и условий жизни  людей;

     - обеспечение занятости населения,  повышение качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

     - гарантии конституционных прав  граждан в области труда, социальной  защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

     - переориентация социальной политики  на семью, обеспечение прав  и социальных гарантий, предоставляемых  семье, женщинам, детям и молодежи;

     - нормализация и улучшение демографической  ситуации, снижение смертности населения,  особенно детской и граждан  трудоспособного возраста; улучшение  социальной инфраструктуры.

     Эти цели социальной политики следует реализовывать  поэтапно. Среди первоочередных целей  выделяются ликвидация и недопущение  в дальнейшем задолженности по выплате  заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных  минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное  закрепление порядка определения  и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение  минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы  и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого  их распределения; создание полноценной  системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы  и реформирования системы социального  страхования и жилищно-коммунального  хозяйства.

     В последующем на основе структурной  перестройки, устойчивого экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство экономика больше будет  ориентироваться на эффективное  удовлетворение потребностей человека, будут создаваться предпосылки  для устойчивого социального  развития, заметного улучшения материального  положения населения и всего  комплекса социальных показателей, характеризующих качество жизни.

     В переходной экономике существенно  возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития, поэтому  при разработке социальных приоритетов  следует учесть потребности регионов в бюджетных трансфертах.

     Необходима  разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

     В региональной социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим  проблемам:

     - выравниванию условий бюджетного  финансирования социально значимых  расходов;

     - поддержке социальных реформ  и социального развития проблемных  регионов;

     - адаптации социальных реформ  к условиям зоны Севера. В последнее  время регионы вносят свой  заметный вклад в решение социальных  проблем. Так, среди социальных  расходов региональных бюджетов  возрастает доля, используемая для  материальной поддержки безработных.

     Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и богатых; кроме того существенно  изменилась структура бедных слоев  населения.

     Государственное регулирование включает комплекс мероприятий  по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам  населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

     Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении ответственности  работодателей за улучшение условий  и охрану труда. Должен быть предусмотрен поэтапный переход от системы  льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда  к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности. Внедряемый при этом экономический  механизм будет выполнять две  функции: наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния  условий и охраны труда и поощрения  его при существенном улучшении  этих показателей.

     Социальная  защита работников не может ограничиваться только регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости хотя бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости  установить с учетом демографической  нагрузки увольняемого. Это относится  и к системе социальных выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим  за внуками, необходимо установить надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу  за престарелыми и инвалидами.

     В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия, выполняющие  функции социальной помощи, назначаются  и выплачиваются безадресно, без  учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти пособия  не имеют экономического смысла, а  малообеспеченным гражданам не гарантируют  необходимой социальной защиты.

     В условиях переходной экономики разрушается  прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись  в течение всей жизни каждому  человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто  в ней действительно нуждается  и не может зарабатывать сам.

     Нельзя  не отметить, что введение новых  принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп  населения. Все социальные блага  сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя  этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).

     Важную  роль при многообразии форм собственности  и хозяйствования играет социальная защита основных прав человека в сфере  труда. Переход к рыночной экономике  требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения  государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства  населения страны. Нормы трудового  законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.

     В рамках социальной политики особое место  занимает политика в области образования. Состояние образования в современных  условиях характеризуется противоречивыми  тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные  права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить  сеть государственных и муниципальных  образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных  образовательных учреждений. Таким  образом, образование сохраняет  свой потенциал в качестве определяющего  фактора социально-экономического развития России. В то же время реформы  в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

     Введение  медицинского страхования граждан  является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью  улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации, оказывающие  лечебно-профилактические, оздоровительные  услуги и осуществляющие научные  исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных  средств на развитие их материально-технической  базы. Важным направлением реформы  здравоохранения является разграничение  функций центра и регионов. Целесообразно, чтобы и в дальнейшем на федеральном  уровне решались многие вопросы организации  и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует  сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика  по федеральным программам здравоохранения, координатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреждений в деле охраны здоровья населения.

     Развиваясь  как медико-индустриальный комплекс, система охраны здоровья требует  проведения единой научно-технической  политики в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр  должен играть особую роль в обеспечении  развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб  сосредоточится на стратегических направлениях развития медико-индустриального комплекса  и финансирования федеральных программ.

     Достижение  долговременной стратегической цели связано  с формированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных  стандартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни относится широкий  спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень  образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система  социального обеспечения, экологические  условия жизни. К показателям  качества жизни тесно примыкают  параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация  к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

     Четкая  классификация структурных элементов, характеризующих качество и уровень  жизни, - исходный пункт выработки  научно обоснованной социальной стратегии  и политики, составной частью которой  должна быть специальная программа  преодоления резкого снижения качества жизни российских граждан.

     Важный  стратегический ориентир социальной политики - всемерное стимулирование мотивации  экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

     Социальная  справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. В переходный период государство  должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и  социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.

     Социальная  справедливость и эффективность  не исключают друг друга, а тесно  взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению социальной справедливости. 

 

 

     Список  литературы 

1. Аверин А.Н. Социальная политика учебник для ВУЗов, изд-во “Экзамен” 943с.,2008г ISBN 978-5-377-07762-3

2. Волгин Н.А. учебник изд-во РАГС 2005г. 548с. ISBN 5-7729-0131-1

3 Денисова. Социальная политика учебник  для ВУЗов, изд-во “Феникс” 352с. 2009г. ISBN 5-222-10258-0

4 Ресурсы  интернета

Информация о работе Планирование и стратегии реализации социальной политики в условиях переходной экономики России