Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:31, реферат
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:
1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;
2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;
1)
Подходы к определению структуры социологии
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:
1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;
2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;
3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта
Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).
В
социологии выделяются также содержательно-структурные
элементы разного уровня: общее социологическое
знание; отраслевые социологии (экономическая,
индустриальная, политическая, досуговая,
управленческая и др.); самостоятельные
социологические школы, направления, концепции,
теории.
Уровни социологического знания
В
организационной структуре
Теоретический уровень - это та часть социологии, в которой идет анализ основных понятий, категорий и законов. Следующая ступень - конкретная социология, когда изучаются отдельные звенья общества, которые становятся предметом специальных социологических исследований.
И, наконец, существует прикладная социология, где доминирует не столько теоретический, сколько практический интерес. Теория используется там лишь при составлении программы исследования, при анализе полученных данных, то есть как методика и технология социологического исследования. Сугубо практический характер носит практическая социология, осуществляющая сбор оперативной информации с целью установления какого-то отдельного факта.
В
современной социологической
Философия
истории, или социальная философия,
ориентирована на поиск общих, универсальных,
законов общественного
В своей основной работе "Закат Европы" немецкий социальный философ О. Шпенглер предрекал гибель европейской цивилизации. В известной мере он подготовил почву для национал-социалистического мировоззрения. Его философия истории строится, во-первых, на том, что нет единой общечеловеческой культуры.
Во-вторых, развитие культуры подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. В пределах общего цикла выделяются два главных этапа: восхождение - собственно культура и этапы ее нисхождения - цивилизация. По мере развития любой культуры происходит ее окостенение, омертвление творческих начал, что проявляется в процессах омассовления, символы которого - скопление людей в мегаполисах вместо деревень и небольших городов, глобализация всех форм жизни - хозяйства, политики, техники, науки. Свое концентрированное выражение эти процессы находят в мировых войнах, цель которых - господство государств, народов - победителей над миром, кроме того, в появлении фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело место во всех культурах на стадии цивилизации. Хотя бесконечная череда войн ведет к закату, гибели культур, О. Шпенглер относится к такой перспективе с мрачным воодушевлением. Нет более высокого смысла для человека, чем участие в таких войнах. Этот, по выражению Т. Манна, свинцовый фатализм и был в известной мере идеологическим обоснованием фашизма. Есть достаточно исторических фактов (культ личности и др.), позволяющих утверждать, что некоторые шпенглеровские идеи отразились и на нашей истории.
Близки
к идеям О. Шпенглера взгляды русского
социолога Н.Я. Данилевского, который предложил
теорию культурно-исторических типов.
В ней упор делается на многолинейность
развития цивилизации в отличие от европоцентристских
представлений.
Н.Я. Данилевский, а затем А.
Тойнби выделили 13 типов. Добавились
греческий, римский, еврейский, аравийский,
славянский. Кроме того, русский философ,
подчеркивая многолинейность развития
культуры, цивилизации, отстаивал идею
их обособленности, замкнутости. Культурно-исторические
типы он различал по своеобразию четырех
основополагающих видов деятельности:
религиозной - еврейский тип, культурной
- греческий, политической - римский, экономической
- романо-германский. Славянскому типу,
по мнению Н.Я. Данилевского, с его православием,
крестьянской общиной, самобытной культурой,
предначертано стать ведущим культурно-историческим
типом.
Н.Я. Данилевский выступал как идеолог самодержавия, защитник национальной вражды. Основная его работа - "Россия и Европа. Взгляд на культурное и политическое отношение Славянского мира к Германо-Романскому". Вот мнение об этой книге П. Сорокина: "Начатая как памфлет высочайшего уровня, она демонстрирует политическую дискуссию такой пробы, что превращается в выдающийся трактат по философии истории и социологии культуры и оканчивается как образец необычайно проницательного и верного по существу политического прогнозирования и проповеди". П. Сорокин считал, что Н. Данилевский на 50-70 лет раньше, чем западные ученые, пришел к положениям и выводам современной науки.
Но есть и другая сторона медали. В Н. Данилевском видели теоретика воинствующего и враждебного народам Европы панславизма, идеолога русского империализма и экспансии. Победа СССР над Германией, создание социалистического содружества подавались как реализация панславистских идей Данилевского, только вместо Константинополя и Босфора у России оказался Кенигсберг с Восточной Пруссией.
Н. Данилевский реализовал идею А.С. Пушкина, сформулированную в 1830-1831 гг.: "Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европой... история ее требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории Христианского Запада".
Вглядываясь в трагедию последних лет - распад великой державы, - поневоле задумываешься: может, потому и возникли проблемы СССР, что различные культурно-исторические типы - славянский, еврейский, арабский, романо-германский - Россия попыталась соединить в едином государстве. Видимо, народы, представляющие различные культурно-исторические типы, могут сосуществовать вместе до известного предела. В нашем случае сосуществовали разные культурно-исторические типы. Исчезла внешняя угроза, и на определенном уровне национального самосознания стал разваливаться общий дом. Белоруссия, Украина, Россия, если не считать вкраплений типа католической Западной Украины, - единый культурно-исторический тип.
К
рассматриваемому направлению социологической
мысли можно отнести и
Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, необходимо и возможно осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-ресурсного сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
В
противовес функционалистским подходам,
отстаивающим эволюционные, стабилизационные
моменты в социальном развитии, марксизм
(конфликтологические теории) особенно
выделяет борьбу различных групп
и направлений.
Прежде всего, это марксистская традиция
в социологии, подчеркивающая экономический
детерминизм в социальном развитии, соперничество,
антагонизм различных социальных групп.
При этом надо иметь в виду, что марксизм
широко используется и на Западе. Правда,
здесь из него выбрасывается радикальное
содержание, используются идеи раннего
К. Маркса. В итоге марксизм носит фрагментарный
характер.
В России в результате деятельности В.И.
Ленина марксистская социология превратилась
в основу политической практики и серьезно
себя дискредитировала. Но, разумеется,
не перестала существовать. Типичный пример
- новая программа РКП Г.
Зюганова.
Дж. Александер, автор книги "Социологическая
теория после 1945 года", пишет: "Марксизм
отличается от других форм современной
социологии не столько своими теоретическими
предпосылками, сколько своей идеологией.
Речь идет о роли, которую играет эта идеология.
Марксизм - единственная форма социологической
теории, моральные установки которой сразу
же бросаются в глаза". При этом Дж. Александер
подчеркивает, что указанные обстоятельства
не делают марксистскую социологию менее
научной, чем другие направления социологической
теории.
Методологической основой этого направления
социологической мысли является исторический
материализм. Основной вклад в социологию:
теории классовой борьбы, социального
конфликта, отчуждения человека. Некоторые
идеи марксистской социологии не выдержали
испытания временем, например идея об
абсолютном обнищании рабочего класса
по мере развития капиталистического
общества. Другие идеи - социального равенства,
общенародного государства - были дискредитированы
в политической практике реального социализма.
Другое заметное направление современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.
Иногда это направление называют неомарксизмом.
После прихода к власти Гитлера Франкфуртская школа была разгромлена. Основная часть сотрудников размещалась сначала в Женеве и Париже, а потом в Колумбийском университете США.
Главная социологическая идея - отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретические истоки Франкфуртской школы - марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. В обстановке марксистского ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология.
Пожалуй, самая яркая и заметная фигура из вышеназванных - Г. Маркузе - идеолог новых левых, леворадикального молодежного движения в Западной Европе.
Комплекс
этих идей обеспечил Г. Маркузе популярность
среди леворадикальной
В
настоящее время влияние социологов
Франкфурской школы сильно снизилось
и находит свое отражение в идеях кризиса
позднекапиталистического общества. Представители
конфликтологической социологии считают,
что главное - это соперничество различных
групп за власть, перераспределение доходов,
монополию на духовное лидерство, и устранить
эти конфликты невозможно.
Информация о работе Подходы к определению структуры социологии