Подходы к определению структуры социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 22:31, реферат

Описание

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

    3) Развитие социологии в России.

    Социологическая мысль в  России  развивается  как  часть  общемировой социологической  науки. Испытывая  влияние  со  стороны  различных  течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные  теории,  в которых отражается своеобразие развития российского общества.  В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа.

    Первый  этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;

    Второй  — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;

    Третий  — с начала 60-х до наших дней.

    Первый  этап, прежде всего, связан с  творчеством  таких  крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822  -1904).  Развиваемое  ими  направление  социальной  мысли  получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого  направления были впервые сформулированы в  знаменитых  «Исторических  письмах»  П.  Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков  теоретической  социологии  —  О. Конта,  Г.  Спенсера,  Э.  Дюркгейма,  в  центре   внимания   субъективной социологии  стояли  разработка  учения  об  обществе  в  целом,  выявление закономерностей  и  направленности  его  развития.  Значительное  внимание представители   субъективной   социологии   уделяли   разработке    теории общественного прогресса.  Сущность  общественного  развития,  по  Лаврову, состоит в переработке культуры,  а  именно:  в  переработке  традиционных, склонных к  застою  общественных  форм  в  цивилизацию,  характеризующуюся гибкими,    динамичными    структурами    и    отношениями.    Цивилизация истолковывается субъективными социологами  как  сознательное  историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего,  критической  мыслью. Но поскольку мысль реально  появляется  только  через  действия  личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой  общественного  развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

    Наряду  с субъективной социологией, заметное место в социальной  науке того  периода  занимают  работы  М.М.  Ковалевского  1851-1916  гг.   М.М. Ковалевский  был  последним  представителем   классического   позитивизма. Ведущую роль в  своей  социологической  теории  М.М.  Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.

    Параллельно  с   субъективной   социологией   и   позитивизмом   М.М.Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась  социология  марксизма, представленная двумя основными  теориями:  ортодоксальным  марксизмом,  во главе с В.  Плехановым  и  В.  И.  Лениным,  и  так  называемым  легальным марксизмом, представителями которого являются  П.Б.  Струве,  М.И.  Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.

    Второй  период развития социологической мысли  в России характеризуется нарастанием процесса  институционализации,  приобретением  социологической наукой  статуса  социального  института.  В  1920   г.   в   Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович  Сорокин  (1889  - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный  вклад в развитие отечественной и  мировой  социологии.  П.А.  Сорокин   один  из родоначальников теории социальной стратификации и социальной  мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.

    Возрождение социологии как науки начинается в конце  50-х-начале-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». Это время принято  считать  началом третьего этапа развития социологии в России. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине  1960  года  было создано  первое  социологическое  учреждение   —   отдел   социологических исследований в институте философии АН СССР и  лаборатория  социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный  журнал  «Социологические  исследования».  В  настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие  широкие  эмпирические  и  теоретические  исследования  в различных областях общественной жизни.

     4) Особенности современного  этапа социологии

    Теперь  обратимся к выявлению некоторых  особенностей современного этапа социологии. Поскольку его начало мы связываем с появлением, утверждением и общественным признанием эмпирической социологии, то понятно, что ее становление и развитие является одной из важнейших характеристик современной социологии. Возникнув и оформившись в качестве относительно самостоятельного направления, эмпирическая социология стала постепенно представлять собой не менее, а в ряде случаев даже более важную, чем теоретическая, линию развития социологии.

    В течение всего XX в. обе эти линии — эмпирическая и теоретическая — идут вровень, пересекаясь, сближаясь, расходясь, взаимодействуя, стремясь друг к другу, взаимно отторгаясь и т.д. Возникают и реализуются многочисленные попытки соединения теоретической и эмпирической социологии. Одним из таких наиболее удачных (а может быть, и самым удачным) построений следует считать теорию среднего уровня Р. Мертона, на которой мы остановимся подробнее в соответствующей главе, посвященной его творчеству.

    Важная  особенность современного этапа состоит в том, что в его ходе осуществляется процесс глубокой структурной и содержательной дифференциации социологической науки. Возникают отдельные направления, течения, движения, отрасли социологии. Они позволяют конкретизировать социологическое знание, приблизить его к "потребителям", находящимся в самых различных сферах общественной жизни. Особенно тесно связанной с "дроблением" социологии оказалась ее прогрессирующая отраслевая дифференциация.

    Наряду  с этой особенностью проявляет себя и другая, противоположная ей и состоящая в стремлении к интеграции социологического знания. Интеграция оказывается весьма широкой и касается не только отдельных теорий, направлений, парадигм в самой социологии, но и выходит за ее пределы, приближая эту науку как к социальным и гуманитарным (философия, история, экономика, право, психология, педагогика и др.), так и к естественнонаучным (математика, информатика, биология и др.) дисциплинам. Не случайно ряд отраслей социологии возникает на стыке именно с другими науками (экономическая социология, социология права, историческая социология, социобиология и т.д.).

    Становится  более понятной и социальная, и  личностная полезность и ценность социологии. Ее представители в течение всего XX в. получают позитивные результаты в  своих исследованиях, которые используются в различных областях и теории, и практической жизнедеятельности. Это позволяет говорить о такой особенности современного этапа социологии, как постоянное и небезуспешное стремление данной науки занять центральное место в системе социогуманитарного знания.

    Такое стремление обусловлено тем, что  социология на современном этапе  ее развития выступает не только как  наука, стало быть, как определенная система знаний, но и в качестве определенного способа мышления, изучения людей и общества, видения мира в целом и его отдельных систем и подсистем в частности. Она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зрения, используя многочисленные срезы связей и отношений между людьми. Как пишет Э. Гидденс, "границы социологии предельно широки, простираясь от анализа столкновений между передвигающимися по улице людьми до исследования глобальных социальных процессов". Эта особенность социологического знания и дает ему основание занять одно из ведущих мест среди многочисленных видов знания, в том числе и тех, что продуцируются социальными и гуманитарными науками. 

    Социология развивается, с одной стороны, как абстрактная наука, делая акцент на развитии категорий, понятий, теорий, гипотез; с другой — она все теснее сближается с практикой, обслуживая и удовлетворяя потребности самых различных общественных структур. В этом смысле особенностью современного этапа является развитие как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если социология решает собственно научные задачи, связанные с развитием теории, то речь идет о ее фундаментальном уровне; если же выполняются практические задачи, связанные с получением конкретных рекомендаций, тогда мы имеем дело с прикладным уровнем науки.

    В XX в. происходит окончательная институционализация  социологии, т.е. она превращается в  социальный институт как сформировавшаяся наука. Социология получает полное и  окончательное признание в обществе и принимается всеми институтами, организациями и иными структурами как его важный и неотъемлемый компонент. Это значит, что: в обществе безоговорочно утверждается профессия социолога; определяются самые различные сферы его деятельности; развивается социологическое образование как профессиональное, так и непрофессиональное (существующее как элемент всех основных видов общего и профессионального образования); получает распространение академическая социология (как в высших учебных заведениях, так и в специализирован!!ых научных учреждениях); крупные ученые-социологи привлекаются для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее общественно-политическое и народнохозяйственное значение.

    Говоря  о характеристиках социологии XX в. как современной социологии, нельзя не отметить ее развитие в рамках плюралистической науки. Это означает, что в социологии существует много линий, направлений, школ, теорий и т.д., находящихся в самых разных отношениях между собой. Более того, методологический плюрализм в социологии проявляется в том, что она развивается как мультипарадигмальная наука. Наличие в ней целого ряда парадигм свидетельствует о возможности изучения социального мира и мира человека с самых разных позиций, подходов и точек зрения. В то же время вряд ли целесообразно определять эти парадигмы и их смену как революции в социологии. Между тем именно такую позицию занимают некоторые авторы, когда говорят о "революции парадигмального порядка"*45. Появление нетрадиционных точек зрения на социальные и межличностные процессы, применение новых методов и "инструментов" их научного исследования, скорее всего, следует относить к расширению возможностей социологии, а не к "революциям" в ней.

Информация о работе Подходы к определению структуры социологии