Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Работа состоит из  1 файл

Политическая система общества.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

      Отличительными особенностями российской политической системы являются:

        — гипертрофия властных прерогатив  президента за счет ограничения  полномочий других институтов;

        — номинальность разделения властей  — законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната»;

        — неэффективность государства  как основного социального института,  непосредственно управляющего обществом,  его неспособность обеспечить  консенсус по основополагающим  вопросам общественной жизни; 

        — сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью;

        — фактическая подконтрольность  правительства президенту и его  полная зависимость от политической  конъюнктуры, а не результатов деятельности;

        — множественность режимов (частичное  соблюдение демократических процедур  на федеральном уровне и авторитаризм  в ряде регионов);

        — бесконтрольная концентрация  власти в руках узкого круга  лиц из номенклатуры и новоявленных  собственников, разбогатевших криминальными методами;

        — использование нелегитимных, криминальных  методов государственно-управленческой  и хозяйственной деятельности;

        — значительная укорененность  неформальных властных отношений,  формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

        — малочисленность и организационная  слабость партии, лишенных социальной  базы и неспособных выполнять  основную функцию — посредника  между властью и обществом; 

        — широкие масштабы лоббистской  деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;

        — неразвитость системы местного  самоуправления, зависимого от региональных  элит;

        — отсутствие в обществе легитимных  «правил игры», т. е. единой  идейно-ценностной и нормативной  систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

        Сложившийся в обществе порядок  легализован Конституцией 1993 г., которая  зафиксировала результат силового  разрешения конфликта между президентом  и законодательной властью, незавершенность  процесса формирования государства

        Одна из особенностей политической  системы России состоит в том,  что избираемые голосованием  институты государства (президент  и Дума), участвуя в формировании  исполнительной власти, реально  никакой ответственности за ее  деятельность не несут. Правительство, назначенное президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы.

        Согласно Конституции Российской  Федерации, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания, в свою очередь, ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.

        В рамках действующей политической  системы партии практически не  имеют возможности выполнять  роль посредника между обществом и властью, что xapaктерно для демократических государств. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. Более того, политические партии, представленные в парламенте, превратились в элемент политического режима и не являются противовесом корпоративным группам правящей элиты. Они оказались неспособными выполнять функции защиты интересов избирателей, не стали пока преградой на пути коррупции и криминализации политической жизни. 

       

Заключение

 

      Политическая  система – это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

      Теория  политических систем занимает в науке  о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность  продвигаться по пути конкретного раскрытия  взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского общества. Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы. Важным условием размывания нижнего и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

      Список  литературы 

      1. Гаджиев К.С. Политология:  Учебник для высших  учебных заведений.  – М.: Логос, 2005. –  448 с.

     2. Гончаров П.К. Политическая  система общества: гносеологическая  и онтологическая основы теории// Социально – гуманитарные знания 2006. №2. С. 96-117.

     3. Зеркин Д.П. Основы  политологии: Курс  лекций. Ростов на  Дону. «Феникс», 1996. –  544 с. 

     4. Исаев Б.А. Теория  политической системы// Социально – гуманитарные  знания 2007. №4. С. 57-69.

     5. Кретов Б.И. Политология.: Учебное пособие  для вузов/ Б.И.  Кретов. – 2 –е  изд. Стереотип.  – М.: Высш. шк., 2007. – 446 с.

     6. Мухаев Р.Т. Политология:  учебник для студентов  вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е. изд., перераб.  и допл. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

      1. Перегудов С.П. Политическая система России после выборов 2007-2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации// Полис 2009. №2. С. 23-38.
      2. Политология. Политическая теория. Политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. - М.: Аспект – Пресс, 2004. 559 с.

      9. Франчук В.И. Политическая  система как средство  выживания общества  и основа ее  реформирования// Социально  – гуманитарные  знания 2005. №1. С. 120-133.

     10. Хейвуд, Эндрю. Политология:  Учебник для студентов  вузов / Пер. с  англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 544 с. – (Серия «Зарубежный учебник»).

      11. Холодковский К.Г.  К вопросу о  политической системе  современной России// Полис 2009. №2. С. 7-22.

Информация о работе Политическая система общества