Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение процесса политической социализации молодежи и выявление места и роли молодежи в общественно-политической жизни.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение процесса политической социализации молодежи в России.
- политическая социализация молодёжи как основа становления в качестве субъекта политики.
Введение………….………………………………………………………………..2
Часть 1. Политическая социализация молодежи в России…………………….7
Часть 2. Политическая социализация молодежи в качестве субъекта политики……………………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………….………………28
Содержание
Введение………….……………………………………………
Часть 1. Политическая социализация молодежи в России…………………….7
Часть
2. Политическая социализация молодежи
в качестве субъекта политики…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы…………………………………………….……
Введение
Человек – существо социальное.
Молодежь – социально активная часть
населения, которая представляет собой
наиболее перспективную часть граждан,
желающих обеспечить реализацию своих
интересов. Но, ни один человек не рождается
готовым членом общества. Интеграция индивида
в общество – длительный и сложный процесс.
Он включает в себя усвоение социальных
норм и ценностей, а также процесс освоения
ролей. Процесс интеграции человека в
общество называется социализацией.
Каким образом индивиды усваивают установки, верования и ценности, в соответствии с которыми они воспринимают политические объекты? Как им удается играть политические роли (избирателя, члена группы интересов, активиста радикальной партии, политтехнолога или законодателя)? Иными словами, в результате каких процессов индивиды овладевают образцами политического поведения?
Все
эти вопросы связаны с
К более ранним работам можно отнести работы Скробова А.П.6, Лисовского В.Т7
Все эти работы освещали разные стороны такого явления как политическая социализация молодежи от описательного в более ранних, до попытки прогнозирования и выделения девиантных форм политической социализации.
Некоторые аспекты вхождения молодежи в мир политики обсуждались на международных научно-практических конференциях.
Анализ имеющейся литературы показывает, что, во-первых, проблема политической социализации молодежи в изменяющейся России не разработана ни теоретически, ни в смысле практических рекомендаций. Фундаментальные работы в этом направлении пока отсутствуют.
Во-вторых, все работы в теоретическом аспекте представляют собой интерпретацию западной политической социологии, что приводит к расхождению во мнениях относительно сущности процесса политической социализации, факторов, оказывающих на него определяющее воздействие.
В-третьих, отсутствие общепризнанных методологических подходов к исследованию процесса вхождения молодежи в политику на данном этапе развития российского общества приводит к разнобою в методиках конкретных социологических исследований и к трудностям в сравнении результатов. Тем более что ученым приходится довольствоваться, как правило, данными региональных и местных исследований.
Таким образом, в теоретическом осмыслении процесса политической социализации мы находимся в начале
Трансформация российского общества определила качественно новые задачи теоретического осмысления и конкретизации важнейших аспектов деятельности по социализации и адаптации молодежи. Решение данной проблемы невозможно без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов (социально-экономических, политических, духовно-нравственных и др.), оказывающих воздействие на ценностные ориентации современной молодежи. Среда обитания молодежи с ее стихийными, неписанными требованиями и принципами, с одной стороны, способствует адаптации к динамичным общественным условиям, независимости от родителей. С другой стороны, зачастую оказывает губительное влияние на подрастающее поколение, ломает, гипертрофирует взгляды и принципы формирующейся личности, сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать не нее положительное воздействие (например, родителей, педагогов).
За
годы становления рыночной экономики
в России в динамике ценностных ориентаций
и процессах адаптации молодежи
проявился ряд противоречивых тенденций. Как
показывают социологические исследования,
часть молодежи считает, что появилось
больше возможностей использовать свои
способности и знания. В то же время многие
недооценивают значение профессионализма,
а ценность труда для них имеет в большей
мере «инструментальный» характер. В новых
экономических условиях происходит переоценка
нравственных ценностей, что вызывает
необратимые потери в духовном развитии
молодежи. Анализ положения подрастающего
поколения в России позволяет констатировать:
наряду с тенденцией углубления деформаций
в ценностных ориентациях, проявляющихся
в общей социальной апатии, бездуховности,
падении престижа честного труда, росте
потребительских настроений в изменившейся
социальной ситуации, у молодых развивается
стремление выработать в себе и принять
такие жизненные установки, которые позволили
бы им найти свое место в жизни.
Актуальность темы исследования. Социально-экономическое и политическое положение различных социальных групп в современной России не является статичным. Социально-политическое положение молодежи во многом зависит от направленности общественного развития, политической системы общества и регулируется многочисленными институтами. С помощью политики молодежь решает задачи, стоящие перед ней. Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства.
Объект исследования: молодежь современной
России.
Предмет
исследования: содержание и тенденции
развития политической социализации молодежи,
а также условия и факторы, влияющие на
данный процесс.
Цель работы: рассмотрение процесса
политической социализации молодежи и
выявление места и роли молодежи в общественно-политической
жизни.
Реализация
данной цели предполагает
постановку и решение
следующих задач:
- рассмотрение процесса политической
социализации молодежи в России.
- политическая социализация
молодёжи как основа становления в качестве
субъекта политики.
Часть
1. Политическая социализация
молодежи в России.
Термин «социализация», не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей политологической науки. Обычно он обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни8.
Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения9.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать – конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации10.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации».11 Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой – способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой – обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима).12 Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность13.
Политическая социализация граждан существует во всех современных обществах. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивают политическую культуру, становясь политическим субъектом.
Проще
говоря, политическая социализация –
это процесс вхождения человека
в политическую жизнь общества, предполагающий
овладение определенными
Политически
социализироваться – это
В процессе политической социализации формируется социально-политическая активность личности15. Политически социализированный человек отражает объективно существующие в обществе политические и социальные процессы, интересуется политикой, участвует в ней. При этом его участие является активным, социально-значимым, т.е. социально-активная личность, участвуя в политике, руководствуется не только своими личными интересами, но и интересами общества, осознает свою ответственность перед обществом, государством16.
Особенно актуален вопрос о политической социализации для молодежи, т.к. ее общественное сознание довольно аморфно, подвержено влиянию со стороны в большей мере, чем у более старших возрастных групп. Но в системе образования нередко встречается негативное отношение к политике, отстранение от нее. К примеру, есть вузовские преподаватели, школьные учителя, которые считают, что школа, вуз должны быть вне политики, т.к. в законе РФ "Об образовании" утверждается, что в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается17. Но при этом почему-то упускается из виду, что этот же закон в числе основных принципов государственной политики в сфере образования определяет гуманистический характер образования, воспитание гражданственности и любви к Родине, приоритет общечеловеческих ценностей. Один из Указов Президента РФ предписывает обязательное изучение Конституции РФ в школах страны. Это отнюдь не свидетельствует о запрещении социальной политизации в учебных заведениях, а, напротив, говорит о необходимости социально-политического образования и воспитания молодежи, формирования у нее политического сознания и политической активности.