Обособленное
от прошлого и будущего настоящее остается
в «собственном соку» – в самозамкнутом,
безвыходном пространстве36.
Очевидным
является тот факт, что молодое
поколение России переживает кризисную
социально-психологическую ситуацию.
Разрушены прежние устаревшие стереотипы
поведения, нормативные и ценностные ориентации.
Выработка новых происходит хаотично,
бессистемно и лавинообразно37. Молодежь
утрачивает ощущение смысла происходящего
и не имеет определенных жизненных навыков,
которые позволили бы сохранить свою индивидуальность
и сформировать здоровый и эффективный
жизненный стиль.
Современная
социальная ситуация неизбежно привела
молодое поколение к необходимости
взятия ответственности за свое будущее
на себя, самостоятельного выбора и
контроля своего поведения. В то же
время совершенно очевидно, что подростки,
находясь под воздействием хронических,
непрерывно возрастающих интенсивных
стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению
и страдают от их последствий. Прогрессивно
нарастающие требования социальной среды
вызвали появление массовых состояний
психоэмоционального напряжения, лавинообразное
увеличение форм саморазрушающего поведения,
на первое место из которых вышла наркотизация
подростков, а также различные виды злоупотреблений
психоактивными веществами.
Отсутствие
знаний, навыков и современных социально
адаптивных стратегий поведения у взрослой
части населения – родителей, педагогов,
– не позволяет им оказывать необходимое
воспитательное воздействие, психологическую
и социальную поддержку. Подростки оказались
одиноки и психологически беспомощны
в связи с утраченными связями со старшим
поколением.
Стремление
уйти от реальных проблем в иллюзорный
мир способствует массовому распространению
алкоголизма и наркомании среди
молодёжи. По свидетельству специалистов
причины роста в известной мере
есть результат конфликта личности и общества,
который особенно ярко проявляется в кризисе
социализации. Взрослые не могут сегодня
предоставить молодому поколению необходимое
количество альтернативных способов существования,
целей и ценностей, норм, ради которых
стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать
определенные стандарты поведения. Таким
образом, первичная политическая социализация
молодёжи характеризует первоначальное восприятие
человеком политических категорий, которые
постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное
отношение к явлениям политической жизни.
Заключение
Подводя
итоги данной работы, представляется
возможным сделать ряд выводов.
Политическая социализация - сложный
двухсторонний процесс воздействия
на индивида с целью включения
его в существующую систему
политических отношений, и выборочного
восприятия самим индивидом политических
норм, ценностей, установок. Трансформационные
процессы вносят качественные изменения
в характер включения молодых в общественные,
в том числе политические, отношения. В
условиях трансформации политическая
социализация уже не передает индивиду
закрепившуюся систему ценностей и норм
поведения. Такой системы просто нет. Обретающий
социальную самостоятельность молодой
человек в этих условиях сталкивается
с труднейшей задачей - освоением новых
для себя и всего общества политических
практик.
В
связи с этим, перспективы развития
общества в условиях российской трансформации
во многом связаны с приходом в
общественную среду молодого поколения
и процессом включения его
представителей в политическую жизнь.
Молодежь является одной из наиболее
многочисленных социальных групп, а значит,
от принятия абсолютным большинством
молодежи того или иного набора базовых
ценностей во многом зависит консолидация
общества в целом. Более того, с молодежью
в силу ее возрастных особенностей связан
основной инновационный потенциал общества.
От политических предпочтений современной
молодежи, во многом зависит будущий облик
российской политической системы.
В результате резкого ослабления
влияния социальных институтов,
отсутствия четкой системы ценностных
ориентаций в период социально-политических
трансформаций происходит деформация
всего процесса политической социализации
молодежи. Возможности влияния контрагентов
социализации возрастают настолько, что
способны сформировать у индивида стандарты
и идейные установки, деформирующие развитие
личности. Находящееся в процессе трансформации
общество особенно уязвимо перед радикальными
и экстремистскими идеологиями. Причем
главными действующими лицами экстремистов
зачастую становятся именно представители
молодого поколения, поскольку молодежь
в силу своего возраста наименее экономически
самостоятельна, наименее консолидирована,
испытывает сильный прессинг со стороны
различных политических сил и движений,
не обладает четкими социальными ориентирами
и находится в ситуации жизненного самоопределения.
В
этих условиях государству и обществу
необходимы значительные усилия для
гармонизации процесса политической социализации
молодежи. В основу системы работы
с молодежью должны быть положены
принципы демократического общества,
а также механизмы оптимального сочетания
управления и самоуправления, призванные
защитить интересы и потребности молодых
людей.
Разрушение привычных на протяжении
многих десятилетий социальных
связей привело к стихийности
процесса политической социализации
российской молодежи. С начала российской
трансформации в конце 80-х годов XX века
молодежь в нашей стране оказалась предоставлена
самой себе. Государственные молодежные
программы были недееспособны, молодежь
экономически незащищена, целенаправленную
работу по политической социализации
молодежи государство фактически не проводило.
Нестабильность,
развал экономики, противоречивость политических
процессов, и как следствие - тяжелое
материальное положение, низкий социальный
статус, неопределённость будущего российской
молодежи существенно подорвали авторитет
государственных органов власти и доверие
к ним в молодёжной среде. Весьма незначительной
стала вовлеченность молодых россиян
в массовые политические действия. Можно
считать, что абсолютное большинство молодежи
находилось вне сферы легальной политики.
Кризисные
явления в социально-экономической
сфере жизни общества, сопровождающие
процесс российской трансформации,
привели к формированию у молодежи
набора девиантных практик, моделей
поведения и стереотипов, прямо противоположных
демократическому типу личности. К ним,
прежде всего, следует отнести отрицание
опыта старших поколений; стремление к
успеху любой ценой, невзирая на моральные
нормы; недоверие формальным институтам
власти, государству и обществу; нежелание
отстаивать за свои права в сфере публичной
политики, легальными методами.
Экстремальные
условия взросления российской молодежи
в совокупности с неверием молодых
в возможность отстаивать свои интересы
в сфере легальной политики привели
к значительному росту молодежного
протестного потенциала.
В России к 2005 году наметилась
тенденция объединения различных
радикальных движений и групп
под общей идеей оппозиционности
по отношению к правящей элите.
Появилась реальная угроза ей
со стороны леворадикальной молодежи,
которая в случае завершения объединения
могла стать мощной агрессивной уличной
силой. Однако лидирующее место в России
по активности и популярности среди молодёжи
заняли многочисленные праворадикальные
группы молодежи. Причем их отличительной
особенностью стали открытая демонстрация
агрессии, склонность к экстремистским
действиям и расовой нетерпимости.
Ультраправые
партии с успехом воспользовались
невниманием государства к молодёжным
проблемам. В результате сложилась
ситуация, когда массовый правовой
нигилизм молодежи, распространение радикальных
и экстремистских идей, могли привести
к дестабилизации российского общества.
В
условиях, когда значительная часть
молодежи крайне оппозиционно настроена
по отношению к правящей элите, и
более того, асоциальна по отношению
к самому обществу, невозможна консолидация
демократии. В этих условиях молодежь
стала важным фактором трансформации
российского общества, во многом определяющим
вектор трансформации.
В рассматриваемый период государство
не имело реального обеспеченного
серьезными ресурсами механизма реализации
идей и положений, которые артикулировались
в нормативных документах по молодежной
проблеме, как на федеральном, так и на
местном уровне. Ресурсов государства
для проведения полноценной молодежной
политики было явно недостаточно, поэтому
доминирующей тенденцией в этот период
стал на самореализацию личности молодого
человека, воспитание в нем положительных
абстрактных ценностей.
В
результате стратегических ошибок разработчиков
молодежной политики была создана инфраструктура,
призванная решать в основном проблемы
государства, связанные с деструктивными
проявлениями в молодежной среде. Системы
работы с молодежью, ориентированной на
учет потребностей этой важнейшей социальной
группы на текущий момент фактически не
существует.
Главной
целью государственных усилий стало
формирование лояльной молодежи в совокупности
с жестким подавлением оппозиционных
групп. Однако неразрешенность основных
социальных проблем молодежи, безальтернативность
легальной политической деятельности,
агрессивное подавление оппозиции, закрытость
каналов вертикальной мобильности не
ведут к формированию у молодежи демократического
типа личности, отвечающего потребностям
современного этапа развития России.
Нормой
стало использование административного
ресурса при работе с молодежными организациями.
Серьезно сдерживает раскрытие потенциала
молодежных общественных организаций
отсутствие механизмов, позволяющих молодежи
принимать участие в принятии государственных
решений.
Не
решена в России на сегодняшний день
и проблема молодежного экстремизма. Как
и в предыдущие годы, помимо действий наци-скинхедов,
отмечены и случаи насилия, обусловленные
бытовыми ксенофобными установками. Вызывает
множество вопросов практикуемая представителями
самого государства политика бездействия
в вопросах борьбы с ксенофобией
Общественно-экономические
и политические преобразования, происходящие
в России, оказывают влияние на
обострение противоречий в обществе,
в том числе и в процессе
политической социализации молодежи.
В конечном итоге, гармонизация процесса
политической социализации, а значит и
перспективы развития общества, во многом
будут зависеть от способности государства
решить ключевые проблемы молодежи и нивелировать
последствия влияния социально-экономического
кризиса на развитие молодого поколения.
Список
литературы
- Артюхович
Д. Проблемы политической социализации
молодежи в современной России // Сборник
научных трудов. Серия «Гуманитарные науки»,
2007. выпуск 10.
- Боряз В.Н.
Молодёжь. Методологические проблемы
исследования. Л.:Наука. 1973.
- Волков, Ю.Г.
Социология молодежи: уч. пособие/ Ю. Г.
Волкова Добреньков В. И., Кадария Ф. Д.,
Савченко И. П., Шаповалов В. А.; под ред.
проф. Ю. Г. Волкова. - Ростов - н/Д.:Феникс,
2001. - 576с.
- Горяева Т.Н.
Социализация молодежи // Аспирант и соискатель,
2006 №2.
- Гудков Л.Д.,
Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодёжь России.
М.: Московская школа политических исследований,
2011
- Даниленко,
В. И. Современный политологический словарь
/ М.: NOTA BENE, 2000. - 1024с.
- Ефимова Е.
В. Воздействие средств массовой коммуникации
на политические ориентации российского
студенчества / Е. В. Ефимова // www.ksu.ru
- Зубок, Ю.А.
Феномен риска в социологии. Опыт исследования
молодежи / Ю.А. Зубок.- М.: Мысль, 2007. - 296
с.
- Иваненков
С.П. Проблемы социализации современной
молодёжи. - СПб, 2003
- Ильин В.
И. Быт и бытие молодёжи российского мегаполиса.
Социальная структурация повседневности
общества потребления. СПб: Интерсоцис,
2007.
- Ильинский
И. М. Молодёжь в процессе развития //www.ilinskiy.ru
- Ковалева
А. И., Луков В. А. Социология молодёжи: теоретические
вопросы. — М.: Социум, 1999.
- Костюкевич
В.Ф. Политическая социализация молодежи.
– Мурманск, 1998. С. 133.
- Лапина С.В.
Молодежная культура и организация досуга
молодежи. – Мн., 2000 г.
- Лисовский
В.Т. Молодежь России: социальное развитие.
– М.; Наука, 1992.
- Молодёжь
России и вызовы XXI века: социально-нравственные
проблемы адаптации в новых исторических
условиях /Под общей редакцией д.э.н., профессора
А. А. Шулуса. М.,2001.
- Молодёжь
России перед лицом глобальных вызовов
на рубеже веков (Как противостоять агрессивному
экстремизму, ксенофобии и насилию среди
молодёжи): Материалы Международной конференции,
18-19 ноября 2000 г., Москва, Россия. М.: Социум,
2001.
- Мунтян М.
М. Политическая социализация и политическое
участие / М. М, Мунтян. - М.: Мысль, 2006 - 437
с.
- Свертков
И. А. Проблемы политической социализации
российской молодежи в условиях трансформации
/ И. А. Свертков // Молодежь и ее участие
в выборах: формы и методы повышения электоральной
активности.Материалы региональной научно-практической
конференции. – Майкоп: ООО «Качество»,
2009.
- Свертков
И. А. Особенности партийной социализации
молодежи в современной России / И.
А. Свертков // Электронный журнал «Знание.
Понимание. Умение» - Режим доступа: http://zpu-journal.ru/ezpu/2009/3/Svertkov/.
- Свертков
И. А. Радикализация молодежи начала XXI
в. как фактор модернизации молодежной
политики РФ / И. А. Свертков // Вестник
ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная
коммуникация. – 2009. – № 2. – С. 169-171. –
статья издана в журнале, рецензируемом
ВАК.
- Свертков
И. А. Особенности молодежной политики
в современной России / И. А. Свертков
// Вестник поволжской академии госслужбы.
– 2009. –№4(21). – С. 145.
- Семенов
В.Е. Ценностные ориентации и проблемы
воспитания современной молодежи / В.Е.
Семенов // СОЦИС- 2007, - № 6. С. 29 - 36.
- Скробов
А.П. О некоторых новых подходах к молодежной
политике в условиях реформ. //Социально-политический
журнал. 1998. № 3.
- Рахимова,
Р. Молодежная политика и социальное развитие
студентов / Р. Рахимова//Высшее образование
в России. - 2005. - №2.
- Тесленко
А. Социализация молодежи: теоретико-методологический
аспект А. Тесленко// Alma mater. - 2005. - №4.
- Чупров В.И.
Социальное развитие молодёжи. Теоретические
и прикладные проблемы. М., Социум. 1994.
- М.И. Шилобод.
Политика и право. – М., 1995.