Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа
Данная работа состоит из двух глав, в первой рассматривается социализация как социологическая категория во второй - политическая социализация старшеклассников Карымского района.
Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе.
Определенные возможности в социологическом изучении социализации содержатся в применении к этой проблематике тезаурусного подхода. Этот подход развивает Вал. А. Луков. Суть тезаурусного подхода состоит в выдвижении в качестве существенного для социализации обстоятельства, каковым признается формирование ориентационных комплексов по модели «свои - чужие». Такие комплексы конструируются в индивидуальном сознании под воздействием обстоятельств жизнедеятельности, основных социальных практик, во взаимодействии со «значимыми другими». В молодежной среде могут сосуществовать несколько тезаурусов, что обеспечивает мобильную смену установок и защиту «своего мира».
Функции и механизмы.
Политическая социализация — это процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.
Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.
Сам термин «политическая социализация» был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом.
Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.
Процесс политической социализации, в рамках бихевиористской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает “вертикальные” отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).
Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.
На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой “вертикальный” характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идет не только в “одну сторону” - от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему - но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.
Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее “горизонтальной” политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между «равными» участниками процесса социализации на «горизонтальном» уровне. В «горизонтальной» социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели «вертикальной» социализации, где личность оказывалась своеобразным «концом» цепочки влияний.
Филипп Васбурн считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.
С точки зрения Ф. Н. Ильясова, политическая социализация – «это процесс включения индивида в систему властных отношений и структур. Этот процесс имеет следующие составляющие:
1) интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения;
2) социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя;
3) выбор «своей»
социальной группы и
4) вхождение
в «свою» социально-
5) усвоение определённых
политических функций,
Становление концепции политической социализации молодежи происходило под влиянием различных научных школ и направлений. Однако процесс вхождения молодежи в политику чрезвычайно сложен и опосредован огромным числом факторов.
Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации. Наиболее активно этот процесс протекает в молодом возрасте. В ходе политической социализации достигается адаптация граждан к существующей политической системе, что является одним из важнейших условий ее стабильности. В результате поддерживается определенный уровень легитимности режима и задаются границы, в рамках которых осуществляется политический курс. Поэтому теоретическое осмысление процесса политической социализации молодежи вызывает интерес у ученых. Молодежь является одной из крупнейших социальных групп. От политических ориентаций большинства представителей молодого поколения во многом зависит консолидация всего общества. От того, как проходит процесс политической социализации современной российской молодежи, зависит будущее России, так как сегодняшняя молодежь через 15-20 лет повзрослеет, наберется опыта, сил и станет наиболее влиятельной социальной группой, определяющей положение дел в стране. От формирования того или иного типа личности у большинства представителей молодого поколения во многом зависит вектор российской трансформации.
В связи со значительным ростом популярности радикальных и экстремистских движений среди российской молодежи середины первого десятилетия ХХI-го века, подверженность подобным настроениям не способствует демократизации российской молодежи и общества в целом, а значит, является препятствием консолидации демократии в нашей стране. Понимание тех предпосылок, которые порождают молодежный экстремизм и приверженность радикальным идеям, а также основных тенденций в динамике этих явлений будет способствовать росту толерантности в обществе, что в конечном итоге является важным условием демократической консолидации. Отечественные авторы Ю.А. Зубок, Ю.И. Кривов, А.В. Мудрик, Е.Б. Шестопал, В.И. Чупров, отмечают в современном российском обществе происходит снижение роли традиционных институтов социализации (государственных структур, учреждений системы образования, семьи, религии). Они заменяются новыми институтами и агентами политической социализации: электронными СМИ, интернет ресурсами, «ближним» кругом друзей. Значительную роль в этом процессе играют также общественные организация и политические партии различной, - порой противоположной, - идеологической направленности. Большое количество и разнообразие агентов и институтов политической социализации в обществе порождает отличные друг от друга ценностные установки и нормы.
Политическая социализация - это инструмент, посредством которого поддерживается определенный уровень легитимности режима и, следовательно, задаются границы, в которых режим может проводить политический курс. Если молодежь не ощущает своей принадлежности к данной политической системе, то возможности упорядоченного реформирования системы невелики. Формирование молодежи как граждан происходит в процессе политической социализации, когда человек усваивает определенную систему ценностей и ориентаций, обретает навыки, необходимые для выполнения политических ролей. Молодежь получает определенный уровень знаний о политике, адекватный его политическим правам и обязанностям. Происходит самоидентификация с политической группой, нацией, обретается ощущение своей вовлеченности в политическую систему. Наконец, у молодежи формируются ценностные ориентации, представляющие собой нормативные суждения относительно политической системы общества. Политическая социализация - сложный процесс, который складывается под влиянием на человека целого ряда факторов: целенаправленных и стихийных воздействий со стороны окружающей среды, а также внутренних механизмов реагирования на эти стимулы, активности самого человека и его социального опыта.
К современной России неприменимо традиционное понимание политической социализации молодежи как воспроизводства политической системы через передачу ценностей от одного поколения к другому. Быстро меняющаяся и не имеющая аналогов в прошлом политическая система препятствует этой трансляции. Сейчас стоит задача создания новой гражданской политической культуры и внесения ее в массовое сознание. Осмысление и самостоятельное участие молодежи в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта и культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эффективно исполнять политические роли и функции, не становясь заложником политических игр различных сил. Люди не рождаются с заранее усвоенным политическим опытом и культурой, а приобретают их на протяжении всей своей жизни. То же можно сказать и о молодежи как субъекте политической социализации. Процесс усвоения молодежью ценностей и норм политической социализации, присущих молодежи и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы. Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определённых ситуациях воздействия этого агента может быть сильнее, чем семья и школа. В России такую роль играют «пролетарские» районы крупных городов. Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения. Современная Россия показала, что политическая культура, ситуация в стране может меняться стремительнее, чем сменяются поколения, поэтому процесс политической социализации сопровождают человека в течение всей жизни. А поэтому периодизацию политической социализации можно представить следующим образом:
С рождения
до 6-7лет ребенок усваивает
Следующий этап (7-14лет) характеризуется усвоением первого опыта общественной деятельности, сопряжённой с ответственностью, знакомством с основными правами. Кроме того, в этом возрасте человек включается в информационное политическое пространство, становится объектом информационной политики. Образы политических лидеров для современного ребенка-подростка персонифицированы (т.е. ассоциируются с конкретными личностями), а поведение политиков стереотипизируется. Главными институтами политической социализации, наряду с семьей, становится школа и средства массовой коммуникации. Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться в политической системе и нормам политической культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном, подсознательном уровне.
Молодежная возрастная группа (14-28лет) социализируется уже в русле двуединого процесса, в котором, с одной стороны, фиксируется усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой - демонстрируется, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения. Молодежь, сталкиваясь с реальными, порой жестокими, обстоятельствами, осознает роль знаний и образования, стремится к ним. Это одна из самых характерных черт, присущих молодости. Сочетание стремления к поиску новой информации, обретению политических прав, юридического статуса дееспособности и совершеннолетия, достижению физической зрелости и с небольшим опытом и гибкостью, изменчивостью сознания делает потенциальный энергетический и мотивационный ресурсы молодежи мощной политической силы. Поэтому практически все субъекты политики: государства, политические партии и движения, церковь и другие религиозные организации, отдельные лидеры, СМИ объективно заинтересованы в том, чтобы иметь влияние на молодежь. Постепенно человек обретает пассивное и активное избирательные права, становится членом общественных организаций и движений, политических партий.