Политическая социализация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание

Данная работа состоит из двух глав, в первой рассматривается социализация как социологическая категория во второй - политическая социализация старшеклассников Карымского района.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1,2. Заключение. Лит-ра.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

К 30 годам (в среднем) человек уже обладает значительным опытом и знаниями для ориентаций в сфере политических отношений.

Таким образом, поскольку политика охватывает множество людей, в том числе и молодежную категорию, а свои установки в отношении политики молодежь заимствует, как правило, от других, а политические установки способны меняться, особенно под воздействием изменений в потребностях, мотивах, знаниях и опыте людей, поэтому так важна роль политических установок в процессе политической социализации молодежи. Политические установки молодежи способны еще чаще меняться, в связи с динамичностью (подвижностью) изменений в потребностях, в мотивах, в знаниях и опыте молодых людей. К сожалению, в современном российском обществе часть агентов политической социализации либо значительно утратила свое влияние (например, семья, школа) на процесс усвоения политических норм и моделей поведения, либо остается пока вообще несформированной (например, группы интересов, политические партии). Таким образом, результатом политической социализации молодежи является определенная структура молодежи, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ПОЛИТИЧЕСКАЯ      СОЦИАЛИЗАЦИЯ     СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАРЫМСКОГО РАЙОНА.

2.1.  Программа исследования политической социализации

     старшеклассников Карымского района.

Проблема исследования. Одна из важных проблем формирования современного российского гражданского общества заключается в создании необходимых условий для успешной политической социализации подрастающего поколения. Только таким образом можно будет обеспечить развитие и жизнеспособность демократических преобразований в России.

Во-первых – именно им принадлежит  будущая власть, их ценности становятся частью ценностей общества.

Во-вторых, нынешнее молодое  российское поколение очень неоднородно, что требует внимательного изучения. Практически невозможно выделить некую  группу, ценности и политические установки которой можно было бы назвать доминирующими. Дифференциации проходят по разным, часто не пересекающимся векторам.

Помимо классических оснований, как место в социальной структуре, все более значимыми становятся и другие - уровень и качество полученного образования, гендерные различия и стилевые профили, в которых выражается доступность и характер использования политических ресурсов.

Современное общество нуждается  в людях с высоким уровнем  профессионализма и политической культуры для формирования гражданского общества. Поэтому необходимо исследовать, какие же в настоящий момент политические установки в молодежной среде для успешного формирования демократической политической системы России.

Актуальность  проблемы. Данная тема весьма актуальна. Ее актуальность обусловлена рядом объективных факторов. Социально-экономическое и политическое положение различных социальных групп в современной России не является статичным. Социально-политическое положение молодежи во многом зависит от направленности общественного развития, политической системы общества и регулируется многочисленными институтами. С помощью политики молодежь решает задачи, стоящие перед ней. Политика - это инструмент для обеспечения интересов молодежи сегодня и в будущем. Поэтому молодежь должна больше интересоваться политикой.

Политическая  социализация относится к числу  проблем, занимающих видное место в  социологии и психологии личности, в структуре политической системы, в социокультурной динамике общественного  развития. Интерес к политической социализации в рамках политической науки, социологии, психологии свидетельствует о ее значимости.

Политическая  социализация связывается, как правило, с политическим акцентированием  «общего» процесса социализации. Этот подход недостаточен для того, чтобы раскрыть сущность и содержание политической социализации как социально-исторического явления. Следует рассматривать политическую социализацию как самостоятельную категорию с собственным категориальным аппаратом, со своими историческими корнями, социальными, политическими, психологическими, культурными характеристиками.

Тема политической социализации получает свое становление  и развитие в 50-60-е годы 20 века в  ответ на протекающие в духе 20 столетия процессы институционализации. Обращение к проблеме политической социализации выступает в качестве одного из показателей развитости корпуса социально-гуманитарных наук, однако разработки в области политической социализации затрагивают лишь то, что лежит в рамках систем отношений «человек-власть», «человек-политика». Категория политической социализации, отсюда, позволяет ограниченно включать представление о человеке, о политической социализации личности, и фактически исключает представления о человеке политическом как исторически складывающемся типе личности.

В качестве базового для нашего исследования мы принимаем  понимание политической социализации как социально-исторического феномена, который восходит к истории становления  и развития бытия человека политического  – огосударствленного, цивилизационного в своем родовом понятии. Без этого решающего условия невозможно и постижение логики и закономерностей развития социально-политических процессов и сущностей, задействованных в сферу политической социализации.

Учет социокультурных, технологических особенностей того временного периода, в рамках которого живет человек, выступает необходимым условием успешного проведения социологических исследований в сфере политической социализации.

Интерес к изучению политической социализации со стороны  ученых в области социологии, политической науки, психологии, педагогики объясняется увеличением роли деструктивных факторов, влияющих на молодого человека, и, соответственно, потребностью в реализации психологической и социальной поддержки подрастающих поколений. Однако предпринимаемые в отношении молодежи антикризисные меры не эффективны, не отвечают необходимому уровню организации и постановки проблемы социализации личности в целом, которая понимается в педагогическом аспекте, как отношения социализатора и социализируемого.

Проблема политической социализации в современной России обретает все большее значение в  плане обеспечения сознательного  включения молодых людей в  общественную жизнь. Формирование программ, ориентированных на поддержание  индивидуального жизненного роста новых поколений российских граждан, требует постановки и разрешения не только социальных, но также мировоззренческих проблем.

Цель: определить факторы, влияющие на политическую социализацию старшеклассников.

 Задачи исследования:

  • выявить факторы, влияющие на политические установки и предпочтения учеников старших классов.
  •        определить характер развития политической социализации современных старшеклассников.

Объектом исследования являются ученики старших классов МОУ СОШ №2 поселка Карымское.

Предметом исследования является политическая социализация старшеклассников Карымского района.

Гипотезы исследования:

  1. В целом современная российская молодежь инертна по отношению к политической жизни.
  2. В современном российском обществе такие агенты политической социализации как семья, школа, СМИ, политические партии, а также некоторые другие социальные факторы влияют на процесс усвоения политических норм и моделей поведения молодежи.

Выборка исследования. Сплошная. Так как генеральной совокупности невелик, то проведение переписи будет более уместным и целесообразным.

Определение, характеристика и обоснование методов сбора эмпирических данных.

В процессе исследования нами были применен метод анкетного опроса.

Анкетный опрос - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетера, индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента.

 

2.2.  Анализ  результатов.

На заключительном этапе эмпирического социологического исследования была произведена обработка, анализ и интерпретация данных, а  также были получены эмпирически  обоснованные обобщения, разработаны выводы.

Объектами исследования политических установок самарской  молодежи стали учащиеся 9-11 классов, представленные выборкой в 94 человека.

Во второй части  исследования нами был проведен опрос, который установил следующее:

Политические установки молодежи определены популярностью партий и не зависят от партийных программ.

В результате анкетирования  было выявлено, что:

Семья не влияет на политические установки учеников Карымской средней школы №2. Из 94 респондентов, только 8 % отметили в своих ответах, что обсуждают политические события с родителями.

Более 68% карымских учеников (68,2%) практически не интересуются политикой. Они не читают газет, предпочитают развлекательные и молодежные программы по телевидению, весь интерес к политическим событиям происходит на уровне бытового обсуждения, новости они узнают от своих сверстников и коллег. Однако школьники отметили, что в последнее время именно дома, а не в семье, они обсуждают политические события. Среди школьников, ответивших на этот вопрос – 54%.

Гипотеза о  том, что в современном российском обществе такие агенты политической социализации как семья, школа, СМИ, политические партии не влияют на процесс  усвоения политических норм и моделей  поведения молодежи подтвердилась  частично.

Поэтому мы можем  сделать вывод, что в целом карымские старшеклассники инертны по отношению к политической жизни.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая  социализация вызывает интерес у исследователей и политиков в связи с тем, что она может выступать в качестве средства обратной связи между теми, кто принимает решения и теми, кто их исполняет, и, в известной степени, помогают отразить отношение граждан к тем или иным политическим лидерам, явлениям и пр.

Установка предвосхищает  любые акты субъекта, в том числе  и психический, она оказывается и первым шагом к действию, задающим направление реакциям индивида относительно тех или иных объектов, с которыми он взаимодействует. В сфере политической деятельности именно политическая установка становится фактором, регулирующим поведение индивида или сообщества и моделирующим позитивное или негативное их восприятие власти, правительства, государства и политики в целом.

Исследование политической социализации было важно для нас, т.к. она по своей функции служит необходимым средством психологического включения массы в политическую жизнь.

Поскольку политика охватывает множество людей, в том  числе и молодежную категорию, а  свои установки в отношении политики индивид заимствует, как правило, от других, а политические установки  способны меняться, особенно под воздействием изменений в потребностях, мотивах, знаниях и опыте людей, поэтому так важна роль политических установок в процессе политической социализации молодежи.

Политические  установки молодежи способны еще  чаще меняться, в связи с динамичностью (подвижностью) изменений в потребностях, в мотивах, в знаниях и опыте молодых людей. К сожалению, в современном российском обществе часть агентов политической социализации либо значительно утратила свое влияние (например, семья, школа) на процесс усвоения политических норм и моделей поведения, либо остается пока вообще несформированной (например, группы интересов, политические партии).

Результатом политической социализации является определенная структура  личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса под воздействием рассмотренных выше факторов.

При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный  и политический опыт молодого человека, который позволяет ему сопоставить  предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и  концепции с соответствующими жизненными реалиями. Роль политических установок в этом процессе неоспорима.

Объектами исследования политической социализации карымских старшеклассников методом анкетного опроса стали учащиеся 9-11 классов, представленные выборкой в 94 человека.

В результате интерпретации  и анализа данных нами были подтверждены следующие гипотезы:

1. В целом современная российская молодежь инертна по отношению к политической жизни.

2. Гипотеза о том, что в современном российском обществе такие агенты политической социализации как семья, школа, СМИ, политические партии не влияют на процесс усвоения политических норм и моделей поведения молодежи подтвердилась частично.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации // Б.М. Бим-Бад. – М. Педагогика, 1996 г – 140 с.
  2. Виноградов В. Д., Головин Н. А. Политическая социология: Учебное пособие // В. Д. Виноградов, Н. А. Головин. - СПб. Аргон, 1997 г. – 232 с.
  3. Волков Ю. Г. Социальный механизм формирования всесторонне и гармонично развитой личности //Ю.Г. Волков. - М. Перспектива, 1984 г. – 256с.
  4. Гаврилова И. Н. Проблемы политической социализации молодежи России // И.Н. Гаврилова. – М. Маркет ДС, 2005 г – 179 с.
  5. Головин Н. А., Сибирев В. А. Дети и выборы в Государственную Думу: о формировании базовых политических установок // Журнал социологии и социальной антропологии / Н. А. Головин, В.А. Сибирев. - № 4. – 2001г – С. 16 – 23.
  6.  

Информация о работе Политическая социализация молодежи