Политические реформы в России и демография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание

Как это не удивительно, столь широко употребляемое слово как "народонаселение" сначала возникло как научное понятие. Произошло это около двух веков назад. Появление данного термина в русском языке начала девятнадцатого века вызвало к жизни специальную науку и родило ещё одно слово, ставшее повседневным уже в наше время, - "демография".
Вообще, демография -

Содержание

Введение
Глава 1 Демографическая ситуация в стране после политических реформ 90-х
1.1 Политические реформы в России после распада СССР
1.2 Основные понятия и демографические показатели
1.3 Причины демографического кризиса и пути выхода из него
Глава 2 Концепция демографического развития Рязанской области до 2015 года
2.1 Анализ, цели и задачи демографического развития Рязанской области
2.2 Различные приоритеты демографического развития Рязанской области
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по Донцовой.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

Главной причиной сокращения численности населения является естественная убыль (превышение числа умерших над числом родившихся). В 2005 году число умерших в области превысило число родившихся на 14045 человек, или в 2,4 раза. (В целом по России число умерших превышает число родившихся в 1,6 раза).

Начиная с 1988 года, в области наблюдалось постоянное снижение рождаемости.

За тринадцать лет уровень рождаемости - показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода, - сократился более чем в полтора раза и составил 1,1 - 1,2.

Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1 или 2 ребенка в семье), уменьшением численности сельского населения и приближением его к параметрам городского; откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

Распространение незарегистрированных брачных союзов приводит к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. В 2005 году каждый четвертый ребенок был рожден вне официального брака, в 1989 г. - почти каждый одиннадцатый ребенок.

Достаточно высоким остается и показатель смертности населения Рязанской области (20,3 человек на 1000 населения - 2005 год) по сравнению с общероссийским показателем (16,0) и средним по Центральному федеральному округу (17,4).

Основными причинами смерти остаются болезни системы кровообращения (56,8% от всех умерших, в целом по России - 56%), новообразования (12,7%, в целом по России - 12,5%). Довольно ощутимые потери несет ежегодно население в результате гибели от несчастных случаев, отравлений и травм. В структуре смертности населения эти причины на третьем месте (11,8%, в целом по России - 13,9%).

Резкое снижение рождаемости, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, привело к усилению процесса демографического старения. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года медианный (средний) возраст жителей области увеличился по сравнению с 1989 годом с 37,1 до 41,1 года. Это выше общероссийского показателя (37,1 года) и среднего по Центральному федеральному округу (39,9 года).

Численность населения трудоспособного возраста за последние 15 лет сократилась на 37,7 тыс. человек практически за счет проживающих в сельской местности. Трудовые ресурсы области постарели: в составе населения трудоспособного возраста вырос удельный вес лиц в возрасте старше 35 лет (с 52% до 55,3%).

Численность населения старше трудоспособного возраста в целом по области за этот период сократилась на 1,9 тыс. человек (на 0,6%). Численность детей и подростков за этот период сократилась на 80,3 тыс. человек (на 29,3%).

Интегральным показателем, характеризующим уровень и качество жизни, является ожидаемая продолжительность жизни. По сравнению с 1989 годом можно отметить значительное ухудшение ситуации: резко сократилась продолжительность жизни, особенно у мужчин (причем, если горожанин не доживал в 2002 году до пенсионного возраста 1,4 года, то селянин - около шести лет), увеличился разрыв в ожидаемой продолжительности жизни для городского и сельского населения (с 3,1 до 4,4 года); сохранилась на крайне высоком уровне тендерная дифференциация в значениях этих показателей (женщины в среднем живут дольше на 15 лет в городских поселениях и на 16 лет - на селе).

Снижение рождаемости привело к уменьшению числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в области на 1000 жителей трудоспособного возраста приходилось 727 человек моложе и старше трудоспособного возраста (273 детей и подростков и 454 пожилых людей). Это выше общероссийского показателя (631 человек, в том числе 296 детей и подростков и 335 пожилых людей) и среднего по Центральному федеральному округу (641 человек, в том числе 252 детей и подростков и 389 пожилых людей).

В этих условиях миграция становится важным фактором, способным не только ослабить негативную тенденцию сокращения численности, но и может повлиять на социальную структуру населения области. Однако необходимо отметить, что в 2004 году регистрируемый миграционный прирост составил всего 5,5% от уровня 1994 года.

Безусловно, оптимизация миграционных процессов, увеличение миграционного прироста населения не могут рассматриваться как панацея в решении проблем демографической динамики. Однако в условиях существенной естественной убыли населения миграционная политика может способствовать сокращению масштабов убыли населения области, омоложению его возрастного состава.

Целью демографического развития Рязанской области является стабилизация численности населения и создание условий для последующего демографического роста в Рязанской области.

Задачами демографического развития Рязанской области являются:

в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни

- развитие ответственного отношения людей к здоровью, повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни;

- улучшение репродуктивного здоровья населения;

- усиление борьбы с болезнями социального характера (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания);

- принятие мер к снижению младенческой и детской смертности;

- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста;

- повышение качества жизни пожилых людей и создание условий для труда инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

- изменение общественных установок населения в сторону повышения ценности семьи и детей, значимости семейных ценностей, традиций;

- противодействие массовому распространению норм однодетности и создание предпосылок перехода к среднедетному типу репродуктивного поведения;

- реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;

- создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;

- создание для женщин возможности (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома;

- сокращение количества абортов;

- предотвращение распадов супружеских союзов;

в области миграции и расселения

- снижение миграционного оттока населения;

- повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов;

- прекращение выезда экономически активного сельского населения на постоянное место жительства в городские поселения области;

- повышение приживаемости новоселов путем создания условий для быстрой адаптации приезжающих на постоянное место жительства.

 

2.2 Различные приоритеты демографического развития Рязанской области Приоритеты укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

Приоритетами демографического развития в данной области являются:

- совершенствование системы профилактики травматизма, с разработкой мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда, снижение смертности населения от внешних причин (несчастных случаев, травм и отравлений), в первую очередь, по обучению методам и приемам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях в трудовых коллективах, учебных заведениях, на курсах водителей;

- развитие службы диагностики и профилактики заболеваний системы кровообращения; развитие системы ранней диагностики злокачественных новообразований, эндокринных и инфекционных заболеваний;

- профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи (запрещение курения в общественных местах, рекламы табачных изделий, алкогольных напитков; регулирование торговли алкоголем и табаком; создание условий для развития физкультуры и спорта и т.п.), борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией путем усиления мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия;

- развитие различных форм социально-психологической и психотерапевтической помощи населению, включая комплекс мер по профилактике самоубийств;

- развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе отделений медико-социальной помощи, а также открытие домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание различных видов помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- проведение структурно-экономических преобразований в сети учреждений здравоохранения, с приоритетным развитием амбулаторно-поликлинической ее части, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений всех уровней с дальнейшим совершенствованием сети обслуживания сельского населения выездными поликлиническими бригадами;

- повышение качества жизни пожилых людей путем создания необходимых условий для максимального использования их потенциала, продления периода их социальной активности; создание условий для социальной адаптации и самореализации инвалидов;

- повышение эффективности работы систем санитарно-эпидемиологического надзора и улучшение экологической обстановки в регионе, в том числе путем увеличения расходов на природоохранные мероприятия.

Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

Приоритетами демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи являются:

- формирование системы общественных и личностных ценностей (в том числе через средства массовой информации, организацию подготовки молодых людей к семейной жизни), ориентированных на семью с двумя и более детьми; усиление взаимодействия с религиозными организациями в вопросах духовного и нравственного просвещения населения по укреплению семьи;

- усиление комплексной социальной поддержки молодых и многодетных семей: улучшение жилищных условий, оказание помощи в приобретении и строительстве жилья, развитие системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья, предоставление субсидий при строительстве, приобретении жилья, приобретении предметов длительного пользования;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи, обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей, совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение размеров пособий и их адресная направленность;

- расширение сети дошкольных учреждений (детских садов, яслей и т.д.) и учреждений дополнительного образования детей и подростков для оптимального развития личности каждого ребенка; содействие семье в воспитании детей, развитие инфраструктуры семейного досуга и отдыха: создание лагерей с дневным пребыванием детей;

- разработка и реализация различных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов;

- развитие и распространение новых видов учреждений: психолого-медико-педагогических служб, центров социальной помощи семье, реабилитации детей, социальных приютов для эффективной социализации детей и подростков;

- разработка соответствующих программ по обеспечению ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья мужчин и женщин, развитие гигиенического и нравственного аспектов полового воспитания подростков, в том числе направленных на разъяснение вреда абортов; создание специализированной службы детских врачей-гинекологов и андрологов;

- укрепление материально-технической базы учреждений охраны здоровья матери и ребенка, стимулирование ранней постановки на учет беременных женщин.

Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения

Приоритетами демографического развития в области миграции и расселения являются:

- создание условий, особенно в сельской местности, для постоянного проживания бывших соотечественников;

- внедрение системы социальной работы с различными категориями мигрантов для повышения их способности к самообустройству;

- содействие переселению молодых семей из городских поселений в сельскую местность путем создания им наиболее благоприятных условий для реализации экономических и репродуктивных функций, в т.ч. и для мигрантов из других регионов;

- содействие в приобретении или строительстве жилья.

Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации.

Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивости семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.

Развитие системы информирования населения о наиболее распространенных заболеваниях, эпидемической обстановке, появлении на рынке опасных для здоровья товаров, мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.

Реализация Концепции предполагает:

- объединение действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Рязанской области;

- разработку и выполнение областных целевых программ, планов мероприятий, направленных на решение задач, поставленных в Концепции, ежегодную их корректировку;

- концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений Концепции, с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений.

План реализации Концепции ежегодно вносится Губернатором Рязанской области на рассмотрение Рязанской областной Думой.

Информация о работе Политические реформы в России и демография