Политическое участие женщин в управлении страной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что существует значительная разница между шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины. "На состоявшихся в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения.

Работа состоит из  1 файл

полит.участ.ж.в управл.страной.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

     Введение

      

     В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что  существует значительная разница между  шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины. "На состоявшихся в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения. Такая же картина наблюдается в Юго-Восточной Европе. В Болгарии, например, в 1990г. почти 12% кандидатов на выборах в национальное собрание были женщины, а в его составе их было 9%. Возникает вопрос, что мешает женщинам усилить свою в политике? Доминирование мужчин, отсутствие принципов квотирования или резервирования мест для женщин, недоверие избирателей к кандидатам-женщинам, а также тип избирательной системы являются ключевыми барьерами в продвижении женщин даже на уровне партий. Незначительное количество гендерно-прогрессивных партий разрабатывают собственные меры по расширению женского представительства. Например, в Латинской Америке Радикальный гражданский союз и Партия справедливости (Аргентина), Совесть нации (Боливия) и Революционно-демократическая партия (Мексика), используя неформально установленные квоты, сумели провести на выборах несколько женщин. "Другие страны при попытках "позитивной дискриминации" женщин сталкиваются с трудностями. 

 

      1. Женщина в российской политике и структурах власти 

     Скажем  вполне откровенно, что словосочетания "женщина и власть", "женщина и политика" в русскоязычном академическом и общественно-политическом дискурсе пока присутствуют крайне робко. Сформулированная нами проблема носит многоплановый характер и отражает те социальные реальности и перемены, которые произошли в мире и прежде всего в модернизированных обществах за последние десятилетия.

     А суть их в том, что процессы перераспределения  ролей между мужчиной и женщиной затронули не только сферу семьи, но и сферу политики и власти, понимаемой как институты общественного  управления. Последние перестали быть исключительно мужским доменом, и женщины обеспечили себе доступ к институтам власти и право на активную политику. Произошли эти перемены в итоге настойчивых действий феминистских движений, особенно в евро-американском регионе мира, а также в результате общедемократических перемен, инициаторами которых были широкие гражданские массы. Женщины стали не только объектом политики как важный элемент электората и адресатом целенаправленных государственных программ, но и активными и влиятельными участниками самого политического процесса и государственного управления.

     Во  многих странах мира, причем не только в развитых демократиях, в профессиональную политику и управление за последние  два-три десятилетия пришли миллионы женщин, обеспечив тем самым радикальное продвижение по всему спектру женских проблем: от законодательного обеспечения подлинного равноправия до реальных перемен в сфере экономики, социальных институтов и общественной психологии.

     Главным уроком состоявшегося прихода женщин в структуры власти можно считать то, что гарантией любых подлинно глубоких перемен в статусе женщин и условием успешного осуществления государственной политики по вопросам семьи и женщин является их собственное равноправное участие в выработке и функционировании механизмов общественного управления.

     Как в этом контексте выглядит современная  российская ситуация? Перемены последних  лет здесь бесспорно значительны. По крайней мере, на двух низовых  уровнях или начальных стадиях  подлинной эмансипации мы имеем радикально отличающуюся от прошлого обстановку. Женщины стали влиятельной силой массовых общественных кампаний, женщины оформили целый ряд движений и организаций по защите своих прав и интересов. Появилась когорта известных и влиятельных политиков. И все же главный рубеж далеко не достигнут. Попробуем это показать на примере федеральных органов власти.

     В бывшем СССР номенклатурные расчеты  обеспечивали престижный уровень представительства  в выборных органах власти. Как  и этнические, социально-профессиональные группы, женщины были почти пропорционально представлены в составе Советов. Но их реальная власть, как и власть самих Советов, оставалась номинальной. Реальность, как известно, характеризовалась мужским доминированием в верхушке Советов и полным партийным контролем над самой представительной властью.

     Общественные  перемены последних лет нанесли  удар по номенклатуре, создали возможности  для состязательности и выбора, для  гораздо более широкого и инициативного  участия граждан в избирательном  процессе. Если судить по итогам выборов 1989 и 1990 гг. и сформированному составу Советов, этими новыми возможностями прежде всего воспользовались мужчины, вполне решительно потеснившие женщин в структурах власти.

     Проанализируем  для примера состав бывшего Верховного Совета РФ, хотя не менее интересен и важен мог бы быть анализ регионально-республиканских и местных Советов. В ВС РФ женщины составляли 5,4% (57 депутатов из 1063). Это, видимо, один из самых низких показателей представительства женщин в сравнении с парламентами других стран. В Швеции, например, среди 350 депутатов риксдага 77 женщин (22%). Женщины были избраны в равной пропорции по территориальным и национальным округам (48 и 9 женщин). Однако по Крупным регионам есть некоторые отличия. Лучше всего женщины представлены от Севера Европейской части России (12%, из 49 депутатов 6 женщин) и от Дальнего Востока (10%, из 63 депутатов 6 женщин). Хуже всего - от Восточной Сибири (1%, из 74 депутатов 1 женщина), Западной Сибири и Поволжского региона (4%).

     Точно так же в российских условиях (по крайней мере, на выборах 1990 г.) избрание женщин в ВС не было заметно различительным и по этническим группам. Среди депутатов-русских женщины составляют 5,3%, украинцев - 2% (1 женщина из 46 депутатов-украинцев). Более высокие показатели среди представителей крупных народов у мордовцев (18%) и татар (11%). Нет ни одной женщины среди депутатов от таких многочисленных групп (имеют не менее 5 депутатов), как евреи, чуваши, белорусы, буряты, осетины, чеченцы, кабардинцы, калмыки, тувинцы. Лучший показатель у чукчей: 1 депутат-женщина.

     В любом случае представительство  женщин, составляющих половину российских избирателей, в высшем органе законодательной  власти является неудовлетворительным и служит одним из отправных моментов женской дискриминации в обществе. Ясно, что необходимы особые и достаточно решительные меры по расширению депутатского корпуса женщин в федеральном парламенте, как и в представительных органах власти других уровней.

     В политике недостаточное численное  представительство может компенсироваться более высокой степенью влияния и возможностью определять решения, т.е. внутренней иерархией внутри самих властных структур.

     Несмотря  на то, что почти все депутаты-женщины  имели высшее образование (53 человека) и обладали достаточно престижными специальностями (14 врачей, 6 юристов, 6 учителей и вузовских преподавателей), их статус в органах парламента оставался приниженным. Только две женщины входили в состав президиума: З.А.Корнилова - председатель комиссии Совета национальностей по вопросам социального и экономического развития республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов и малочисленных народов и М.М.Назметдинова - председатель Комитета ВС по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства.

     Женщины - депутаты входили практически во все комитеты и комиссии ВС, но, как правило, выполняли либо секретарские, либо административные обязанности (график отпусков, командировки, путевки, талоны и т.п.). Собственно в закон о творческой деятельности женщины принимали весьма незначительное участие. Достаточно привести пример почти полного отсутствия женских фамилий в графе поправки к законам и конституции в соответствующих парламентских документах. Хотя политическая активность женщин-депутатов была достаточно высокая. Они участвовали в работе парламентских фракций, иногда в нескольких: в Коалицию реформ входило 14 женщин, ФНПР - 10, фракцию "Россия" - 7, Рабочий Союз - Реформы без шока - 6, Аграрный союз -5, Свободная Россия - 5, Радикальные демократы - 5, Согласие ради прогресса - 4 и т.д. Среди женщин были координаторы фракций: "Россия" - Бахтиярова, "Свободная Россия" - Виноградова, Радикальные демократы - Денисенко, председатель депутатской группы медицинских работников - Пекарская.

     Особый  вопрос - это направленность политического поведения женщин-законодателей. Анализ поименного голосования не выявил каких-то особых предпочтений или характеристик. Определяющим моментом является позиция фракций и групп, к которым принадлежат женщины-депутаты. В российском парламенте не наблюдались примеры отчетливой солидарности по принципу принадлежности к т.н. "женскому лобби", как это бывает во многих парламентах мира. Да такого лобби и не существовало.

     В то же время женщины-парламентарии  обретают определенное амплуа в политических баталиях. Создается впечатление, что они выполняют в ряде случаев работу по эмоциональной мобилизации и подготовке депутатов в пользу того или иного решения. Причем политики-мужчины могут даже сознательно делегировать эту миссию женщинам.

     Таким образом, если парламентаризм в России может быть квалифицирован как набирающий силу политический институт, то утверждение женщин в парламенте находится в самой начальной стадии.

     Управление  государством, несмотря на лозунги  о правящих кухарках и доярках, в  бывшем СССР всегда надежно находилось в руках мужчин. Ситуация остается таковой и поныне. В федеральном правительстве на три десятка мужчин до начала 1994 года приходилась единственная женщина-министр Э.А. Памфилова. Из высших должностных лиц в ранге министров или заместителей могут быть названы еще только Т.М.Регент и Е.А.Гаер. В президентских структурах - были советники Г.В.Старовойтова и Е.Ф.Лахова. Женщин фактически нет в высшем управленческом аппарате, дипломатическом корпусе (на уровне послов), среди руководителей влиятельных неправительственных структур.

     В этой связи хотелось бы напомнить, что  одним из требований Декларации ООН о предотвращении дискриминации женщин является обеспечение равноправия в вопросах политики и управления. Следовать этому возможно и крайне необходимо. Даже такое политически жесткое и сложное общество, как американское, демонстрирует поучительные уроки. Президент Клинтон открыто сформулировал принцип, что его кабинет из 14 человек должен "выглядеть как Америка", т.е. отражать этническую, расовую и половую мозаику общества. Критикам было заявлено, что достоинства, профессионализм и принцип представительства не являются взаимоисключающими. "Президентский кабинет может и должен отражать плюралистический характер населения США, не принося в жертву компетентность", - отмечала ведущая американская газета "USA Today". В итоге специальных усилий в кабинет из 14 человек вошли 4 черных американца, 2 испанского происхождения, 3 женщины и еще 2 женщины заняли должности, приравниваемые к членам кабинета.

     Возможен ли аналогичный вариант в новой России? Представляется, что возможен, так как для этого есть два сильных аргумента: достаточное число хорошо подготовленных для такой работы женщин и пусть скромный, но в целом успешный опыт выполнения этой работы женщинами в прошлом и в нынешней ситуации. По крайней мере, явных провалов у Женщин с министерскими обязанностями мы не знаем. В отличие от мужчин.

 

      2. Роль женщин в правительстве 

     На  основе Конституции Российской Федерации  высшим представительным и законодательным органом государственной власти РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в рамках своих полномочий участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий. Удельный вес представленных в этих органах женщин, как уже отмечалось, очень небольшой.

     В структуре Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ образован отдел социальной политики семьи, женщин и детей. Многофункциональная деятельность этого органа направлена на формирование и реализацию политики государства в отношении семьи, материнства и детства, обеспечение социальной защиты женщин и детей, внедрение наиболее эффективных социальных технологий помощи лицам в трудной жизненной ситуации. Департамент обеспечивает взаимодействие с общественными объединениями и организациями по проблемам семьи, женщин и детей, достижения гендерного равенства, организует подготовку периодических докладов, аналитических материалов по выполнению международных обязательств Российской Федерации в этих областях.

     В начале 2006 г. в соответствии с федеральным  законом завершилась работа по формированию новой неправительственной организации — Общественной палаты, деятельность которой также призвана содействовать построению гражданского общества на принципах демократии и равноправия во всех сферах жизни.

     Безусловно, эта организация по природе своей  должна отражать интересы всего населения, в ее компетенцию входит выражение общественного мнения, создание благоприятной среды для стабильного развития и функционирования различных общественных организаций, эффективного механизма финансирования этих структур. Среди членов первого состава Общественной палаты — 32 женщины, или 25,3% от их общего количества. Они включены в комиссии по разным направлениям деятельности.

Информация о работе Политическое участие женщин в управлении страной