Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:14, курсовая работа
В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что существует значительная разница между шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины. "На состоявшихся в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения.
Введение
В
целом, опыт политического развития
мирового сообщества показывает, что
существует значительная разница между
шансами мужчин и женщин в политической
борьбе, где мужчины кандидаты более
успешны, нежели женщины. "На состоявшихся
в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли
14% кандидатов, но получили лишь 8% мест
в парламенте. Эта низкая результативность,
очевидно, удерживает женщин от участия
в выборах, а политические - от их выдвижения.
Такая же картина наблюдается в Юго-Восточной
Европе. В Болгарии, например, в 1990г. почти
12% кандидатов на выборах в национальное
собрание были женщины, а в его составе
их было 9%. Возникает вопрос, что мешает
женщинам усилить свою в политике? Доминирование
мужчин, отсутствие принципов квотирования
или резервирования мест для женщин, недоверие
избирателей к кандидатам-женщинам, а
также тип избирательной системы являются
ключевыми барьерами в продвижении женщин
даже на уровне партий. Незначительное
количество гендерно-прогрессивных партий
разрабатывают собственные меры по расширению
женского представительства. Например,
в Латинской Америке Радикальный гражданский
союз и Партия справедливости (Аргентина),
Совесть нации (Боливия) и Революционно-демократическая
партия (Мексика), используя неформально
установленные квоты, сумели провести
на выборах несколько женщин. "Другие
страны при попытках "позитивной дискриминации"
женщин сталкиваются с трудностями.
1. Женщина
в российской политике
и структурах власти
Скажем вполне откровенно, что словосочетания "женщина и власть", "женщина и политика" в русскоязычном академическом и общественно-политическом дискурсе пока присутствуют крайне робко. Сформулированная нами проблема носит многоплановый характер и отражает те социальные реальности и перемены, которые произошли в мире и прежде всего в модернизированных обществах за последние десятилетия.
А суть их в том, что процессы перераспределения ролей между мужчиной и женщиной затронули не только сферу семьи, но и сферу политики и власти, понимаемой как институты общественного управления. Последние перестали быть исключительно мужским доменом, и женщины обеспечили себе доступ к институтам власти и право на активную политику. Произошли эти перемены в итоге настойчивых действий феминистских движений, особенно в евро-американском регионе мира, а также в результате общедемократических перемен, инициаторами которых были широкие гражданские массы. Женщины стали не только объектом политики как важный элемент электората и адресатом целенаправленных государственных программ, но и активными и влиятельными участниками самого политического процесса и государственного управления.
Во многих странах мира, причем не только в развитых демократиях, в профессиональную политику и управление за последние два-три десятилетия пришли миллионы женщин, обеспечив тем самым радикальное продвижение по всему спектру женских проблем: от законодательного обеспечения подлинного равноправия до реальных перемен в сфере экономики, социальных институтов и общественной психологии.
Главным уроком состоявшегося прихода женщин в структуры власти можно считать то, что гарантией любых подлинно глубоких перемен в статусе женщин и условием успешного осуществления государственной политики по вопросам семьи и женщин является их собственное равноправное участие в выработке и функционировании механизмов общественного управления.
Как
в этом контексте выглядит современная
российская ситуация? Перемены последних
лет здесь бесспорно
В бывшем СССР номенклатурные расчеты обеспечивали престижный уровень представительства в выборных органах власти. Как и этнические, социально-профессиональные группы, женщины были почти пропорционально представлены в составе Советов. Но их реальная власть, как и власть самих Советов, оставалась номинальной. Реальность, как известно, характеризовалась мужским доминированием в верхушке Советов и полным партийным контролем над самой представительной властью.
Общественные
перемены последних лет нанесли
удар по номенклатуре, создали возможности
для состязательности и выбора, для
гораздо более широкого и инициативного
участия граждан в
Проанализируем для примера состав бывшего Верховного Совета РФ, хотя не менее интересен и важен мог бы быть анализ регионально-республиканских и местных Советов. В ВС РФ женщины составляли 5,4% (57 депутатов из 1063). Это, видимо, один из самых низких показателей представительства женщин в сравнении с парламентами других стран. В Швеции, например, среди 350 депутатов риксдага 77 женщин (22%). Женщины были избраны в равной пропорции по территориальным и национальным округам (48 и 9 женщин). Однако по Крупным регионам есть некоторые отличия. Лучше всего женщины представлены от Севера Европейской части России (12%, из 49 депутатов 6 женщин) и от Дальнего Востока (10%, из 63 депутатов 6 женщин). Хуже всего - от Восточной Сибири (1%, из 74 депутатов 1 женщина), Западной Сибири и Поволжского региона (4%).
Точно так же в российских условиях (по крайней мере, на выборах 1990 г.) избрание женщин в ВС не было заметно различительным и по этническим группам. Среди депутатов-русских женщины составляют 5,3%, украинцев - 2% (1 женщина из 46 депутатов-украинцев). Более высокие показатели среди представителей крупных народов у мордовцев (18%) и татар (11%). Нет ни одной женщины среди депутатов от таких многочисленных групп (имеют не менее 5 депутатов), как евреи, чуваши, белорусы, буряты, осетины, чеченцы, кабардинцы, калмыки, тувинцы. Лучший показатель у чукчей: 1 депутат-женщина.
В любом случае представительство женщин, составляющих половину российских избирателей, в высшем органе законодательной власти является неудовлетворительным и служит одним из отправных моментов женской дискриминации в обществе. Ясно, что необходимы особые и достаточно решительные меры по расширению депутатского корпуса женщин в федеральном парламенте, как и в представительных органах власти других уровней.
В политике недостаточное численное представительство может компенсироваться более высокой степенью влияния и возможностью определять решения, т.е. внутренней иерархией внутри самих властных структур.
Несмотря
на то, что почти все депутаты-
Женщины - депутаты входили практически во все комитеты и комиссии ВС, но, как правило, выполняли либо секретарские, либо административные обязанности (график отпусков, командировки, путевки, талоны и т.п.). Собственно в закон о творческой деятельности женщины принимали весьма незначительное участие. Достаточно привести пример почти полного отсутствия женских фамилий в графе поправки к законам и конституции в соответствующих парламентских документах. Хотя политическая активность женщин-депутатов была достаточно высокая. Они участвовали в работе парламентских фракций, иногда в нескольких: в Коалицию реформ входило 14 женщин, ФНПР - 10, фракцию "Россия" - 7, Рабочий Союз - Реформы без шока - 6, Аграрный союз -5, Свободная Россия - 5, Радикальные демократы - 5, Согласие ради прогресса - 4 и т.д. Среди женщин были координаторы фракций: "Россия" - Бахтиярова, "Свободная Россия" - Виноградова, Радикальные демократы - Денисенко, председатель депутатской группы медицинских работников - Пекарская.
Особый вопрос - это направленность политического поведения женщин-законодателей. Анализ поименного голосования не выявил каких-то особых предпочтений или характеристик. Определяющим моментом является позиция фракций и групп, к которым принадлежат женщины-депутаты. В российском парламенте не наблюдались примеры отчетливой солидарности по принципу принадлежности к т.н. "женскому лобби", как это бывает во многих парламентах мира. Да такого лобби и не существовало.
В то же время женщины-парламентарии обретают определенное амплуа в политических баталиях. Создается впечатление, что они выполняют в ряде случаев работу по эмоциональной мобилизации и подготовке депутатов в пользу того или иного решения. Причем политики-мужчины могут даже сознательно делегировать эту миссию женщинам.
Таким образом, если парламентаризм в России может быть квалифицирован как набирающий силу политический институт, то утверждение женщин в парламенте находится в самой начальной стадии.
Управление государством, несмотря на лозунги о правящих кухарках и доярках, в бывшем СССР всегда надежно находилось в руках мужчин. Ситуация остается таковой и поныне. В федеральном правительстве на три десятка мужчин до начала 1994 года приходилась единственная женщина-министр Э.А. Памфилова. Из высших должностных лиц в ранге министров или заместителей могут быть названы еще только Т.М.Регент и Е.А.Гаер. В президентских структурах - были советники Г.В.Старовойтова и Е.Ф.Лахова. Женщин фактически нет в высшем управленческом аппарате, дипломатическом корпусе (на уровне послов), среди руководителей влиятельных неправительственных структур.
В этой связи хотелось бы напомнить, что одним из требований Декларации ООН о предотвращении дискриминации женщин является обеспечение равноправия в вопросах политики и управления. Следовать этому возможно и крайне необходимо. Даже такое политически жесткое и сложное общество, как американское, демонстрирует поучительные уроки. Президент Клинтон открыто сформулировал принцип, что его кабинет из 14 человек должен "выглядеть как Америка", т.е. отражать этническую, расовую и половую мозаику общества. Критикам было заявлено, что достоинства, профессионализм и принцип представительства не являются взаимоисключающими. "Президентский кабинет может и должен отражать плюралистический характер населения США, не принося в жертву компетентность", - отмечала ведущая американская газета "USA Today". В итоге специальных усилий в кабинет из 14 человек вошли 4 черных американца, 2 испанского происхождения, 3 женщины и еще 2 женщины заняли должности, приравниваемые к членам кабинета.
Возможен ли аналогичный вариант в новой России? Представляется, что возможен, так как для этого есть два сильных аргумента: достаточное число хорошо подготовленных для такой работы женщин и пусть скромный, но в целом успешный опыт выполнения этой работы женщинами в прошлом и в нынешней ситуации. По крайней мере, явных провалов у Женщин с министерскими обязанностями мы не знаем. В отличие от мужчин.
2. Роль женщин в правительстве
На основе Конституции Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом государственной власти РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в рамках своих полномочий участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий. Удельный вес представленных в этих органах женщин, как уже отмечалось, очень небольшой.
В структуре Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ образован отдел социальной политики семьи, женщин и детей. Многофункциональная деятельность этого органа направлена на формирование и реализацию политики государства в отношении семьи, материнства и детства, обеспечение социальной защиты женщин и детей, внедрение наиболее эффективных социальных технологий помощи лицам в трудной жизненной ситуации. Департамент обеспечивает взаимодействие с общественными объединениями и организациями по проблемам семьи, женщин и детей, достижения гендерного равенства, организует подготовку периодических докладов, аналитических материалов по выполнению международных обязательств Российской Федерации в этих областях.
В начале 2006 г. в соответствии с федеральным законом завершилась работа по формированию новой неправительственной организации — Общественной палаты, деятельность которой также призвана содействовать построению гражданского общества на принципах демократии и равноправия во всех сферах жизни.
Безусловно, эта организация по природе своей должна отражать интересы всего населения, в ее компетенцию входит выражение общественного мнения, создание благоприятной среды для стабильного развития и функционирования различных общественных организаций, эффективного механизма финансирования этих структур. Среди членов первого состава Общественной палаты — 32 женщины, или 25,3% от их общего количества. Они включены в комиссии по разным направлениям деятельности.
Информация о работе Политическое участие женщин в управлении страной