Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:14, курсовая работа
В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что существует значительная разница между шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины. "На состоявшихся в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения.
Несмотря на все трудности, с которыми встречаются женщины, ставшие на путь политической деятельности, есть определенные результаты, связанные с их конкретной работой в представительных и исполнительных органах государственной власти и неправительственных организациях. Речь и об инвентаризации нормативных актов, касающихся положения женщины, семьи, охраны материнства и детства, и о работе над проектами и экспертизе новых законов, которые соответствовали бы современным политическим, социальным и экономическим реальностям, и об организации контроля за реализацией норм действующего законодательства, участии в проведении парламентских слушаний и т. д.
Интеграция женщин в политику предполагает объединение усилий женщин и мужчин во имя общегосударственных интересов. Власть женщине нужна для оказания своего влияния на решение не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства и детства.
Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, созданный при Государственной Думе в 1994 г., участвовал в разработке многих законов, подготовил Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период до 2000 г.
В 2002 г. была создана Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России.
Предусматривалась реализация документов, в том числе международного масштаба, в частности решений IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.), выполнение в Российской Федерации Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), осуществление мер, направленных на поддержку незанятых женщин, являющихся единственным кормильцем в семье.
При подготовке к IV Всемирной конференции «Действия в интересах равенства, развития и мира» (Пекин, 1995 г.) был создан Национальный совет, координировавший работу правительственных и неправительственных организаций, исполнительных и законодательных органов по формированию позиции российской стороны.
Однако интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно их участию в управлении.
В современной России еще меньше, чем в советский период, представлено женщин на руководящих должностях в органах власти, хотя к началу 70-х гг. сложилась максимальная занятость женщин в общественном производстве, у женщин был высокий образовательный потенциал, им были доступны многие массовые виды деятельности, которые требуют высшего и среднего специального образования.
В настоящее время Россия находится на 120-м месте (после африканских и латиноамериканских стран) по количеству женщин, занятых в органах власти.
Следовало бы использовать прогрессивный опыт США, где женщины в республиканской партии составляют 65% активистов. В 2000 г. 90% американцев, включая мужчин, выразили согласие поддержать женщину-кандидата на пост президента страны.
Замедленная интеграция женщин в политику объясняется в первую очередь отсутствием широкой пропаганды эгалитарной теории, активной роли государства в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы со стороны СМИ. Многое зависит и от деятельности политических партий страны.
В программных документах большинства партий женская проблематика практически отсутствует, а женский вопрос рассматривается либо с патриархатных позиций, либо, что чаще, не на политическом уровне. Это говорит о неспособности или нежелании лидеров партий обеспечивать рост женской политической активности и возможности для нее двигаться вверх по служебной лестнице в государственной структуре власти. Ведь это означало бы выдвижение женщин на государственные посты, распространение женской культуры в политике, изменение форм и методов политической деятельности, формирование приоритетов, ценностей, новое политическое сознание и мировоззрение.
Политическая деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее время таких женских организаций с каждым годом становится все больше. Разработан Устав и принята Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России.
Для активизации политической деятельности женщин, как уже отмечалось, приняты документы: «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996 г., «О разработке Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.» от 18 июня 1996 г. и Указ Президента РФ «О повышении роли женщин в системе органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Следовательно, действия государства в целях достижения реального равноправия женщин определены, в том числе усиление их роли в высших эшелонах власти. Однако результатов нет.
3. Женщина
как политик
Более широкое участие женщин в политике и управлении обществом - это вопрос не только гражданского равноправия и более широкого представительства. По мнению многих специалистов, женщины приносят в эту сложную и ответственную сферу некоторые обогащающие ценности и дополнительную компетентность. Женщины менее склонны к конфронтационному поведению и почти никогда не обращаются к крайним формам решения противоречий в виде насилия. Женщины проявляют последовательность и изобретательность в достижении целей и высокую степень контактности в человеческих отношениях. Женщины в управлении менее склонны к авторитарному стилю поведения и предпочитают не создавать дорогостоящего антуража, который часто сопровождает высокопоставленных чиновников. Наконец, присутствие Женщин в высших иерархических структурах крайне позитивно влияет на поведение их коллег-мужчин, сдерживая, дисциплинируя и облагораживая поведение последних.
Думаю, что специальные наблюдения и анализ российской ситуации могут подтвердить выше отмеченные общие закономерности. Однако далеко не все обстоит столь идиллично. Эмоциональные крайности и упрощенность столь же присущи женской политике, как и мужчинам-новобранцам российской политики. Хотя женщины фактически отсутствуют среди инициаторов и организаторов межгражданских или межэтнических конфликтов, а тем более не берут на себя функции воинов, они не менее склонны к радикальной политической программе и к манифестным формам общественного поведения. Как известно, среди политических лидеров крайне радикального толка имеется достаточно женщин. Достаточно назвать имена Е.Боннер, В.Новодворской, Г.Старовойтовой, С.Умалатовой.
Активную
мобилизующую роль играют женские активисты
и в зонах межэтнических
Женщины в активной российской политике - это явление в целом позитивное, но и достаточно сложное и противоречивое. Политологи и социологи им интересуются крайне слабо. Экспертная помощь и целенаправленное содействие женщинам в политике отсутствуют. Устоявшихся общественных канонов и предпочтений в стране нет. Женщины как бы проходят свой собственный и порою очень трудный путь политической карьеры. Причем без должной степени солидарности, а еще чаще и без массовой поддержки, которыми гораздо более активно пользуются мужчины. К тому же у женщин-политиков чаще возникают семейные проблемы, если эти семьи относятся к так называемым бикарьерным, т.е. где муж также карьерно ориентирован.
Видимо, пришла пора более внимательного изучения женского электората, политических мотиваций и предпочтений женщин, методов их политической организации и просвещения, а также кадровой подготовки через систему женских политических академий. Наши знания по этим вопросам крайне скудные, а действия больше основаны на интуиции и импровизации.
Проблема сельской женщины в ее политическом аспекте по-настоящему еще не ставилась в российском обществе. Женщины на селе составляют около 40% общей численности рабочих, служащих и колхозников. Развитие фермерства и раздел земли ведут к использованию женщин в качестве безвозмездно работающего члена семьи, к отстранению их от земельной собственности и от влияния и управления фермерскими хозяйствами, а также и от рабочих мест- Женщины составляют 72% безработных в сельской местности. Среди работающих женщин большинство заняты в полеводстве, овощеводстве и животноводстве, где крайне низок уровень механизации.
Но
это вопросы экономики и
Меры, принимаемые государством, в том числе законодательные, касаются главным образом трудовой и социальной сферы. Они не предусматривают поддержки политической деятельности, повышение общественного влияния женщин. А значит и сами эти меры и законы, если их исполнение зависит от мужчин, становятся малоэффективными или не осуществляются вообще.
Есть культурный аспект у проблемы "женской власти" на селе. В последние годы идет интенсивная пропаганда со стороны городских интеллектуалов и политических активистов, главным образом из числа национально-патриотических и радикально-националистических сил, в пользу возрождения бытовых, семейных, общинных и прочих традиций как основы возрождения нации, социального обустройства и даже демократических преобразований. В этом внешне благородном и привлекательном движении, однако, может заключаться безответственная, малокомпетентная риторика и консервативный смысл.
Современное модернизированное общество выработало и уже успешно практикует новые, и радикально отличающиеся от прошлых нормы взаимоотношений полов, женского статуса и поведения. Было бы большой ошибкой и очередным социальным насилием возрождать или закреплять патриархальность, семейно-родовую общинность и полагать, что, например, в устоях казачьего дома, когда глава семьи располагал властью не только над своей женой, но и невестками, есть некий утраченный идеал. Для нынешних участников мужских игр в казаков это может и так, но для их нынешних невесток, думаю, нет.
Только через активную интеграцию в новый быт и в новые ценности, через подлинную модернизацию и эмансипацию возможно осуществить женщинам тот самый свободный и наилучший жизненный выбор в современном мире.
И
в заключение одно общее замечание
о природе власти. Что движет людей
к власти? Почему желающих управлять больше,
чем предпочитающих подчиняться? Здесь
вопрос не просто в мотивах материального
вознаграждения, которые, конечно, присутствуют,
в соображениях гражданского долга или
чувства альтруизма. В социально-культурной
антропологии считается установленным,
что в природе человека как социального
существа присутствует гедонистическое
стремление к доминированию, к
обладанию властью, т.е. человек получает
удовлетворение от обладания власть. А
если это так, то очень трудно объяснить,
почему этого должна быть лишена женщина.
Заключение
Таким образом, проблема женщины в политике и ее участие в управлении страной остается открытой. Для того чтобы женщины могли полноправно войти в политику, требуются меры по выравниванию возможностей женщин и мужчин в политической сфере:
Информация о работе Политическое участие женщин в управлении страной