Политическое участие женщин в управлении страной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

В целом, опыт политического развития мирового сообщества показывает, что существует значительная разница между шансами мужчин и женщин в политической борьбе, где мужчины кандидаты более успешны, нежели женщины. "На состоявшихся в 1998г. выборах в Венгрии женщины составляли 14% кандидатов, но получили лишь 8% мест в парламенте. Эта низкая результативность, очевидно, удерживает женщин от участия в выборах, а политические - от их выдвижения.

Работа состоит из  1 файл

полит.участ.ж.в управл.страной.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на все трудности, с которыми встречаются  женщины, ставшие на путь политической деятельности, есть определенные результаты, связанные с их конкретной работой в представительных и исполнительных органах государственной власти и неправительственных организациях. Речь и об инвентаризации нормативных актов, касающихся положения женщины, семьи, охраны материнства и детства, и о работе над проектами и экспертизе новых законов, которые соответствовали бы современным политическим, социальным и экономическим реальностям, и об организации контроля за реализацией норм действующего законодательства, участии в проведении парламентских слушаний и т. д.

     Интеграция  женщин в политику предполагает объединение усилий женщин и мужчин во имя общегосударственных интересов. Власть женщине нужна для оказания своего влияния на решение не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства и детства.

     Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, созданный при Государственной Думе в 1994 г., участвовал в разработке многих законов, подготовил Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период до 2000 г.

     В 2002 г. была создана Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России.

     Предусматривалась реализация документов, в том числе международного масштаба, в частности решений IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.), выполнение в Российской Федерации Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), осуществление мер, направленных на поддержку незанятых женщин, являющихся единственным кормильцем в семье.

     При подготовке к IV Всемирной конференции «Действия в интересах равенства, развития и мира» (Пекин, 1995 г.) был создан Национальный совет, координировавший работу правительственных и неправительственных организаций, исполнительных и законодательных органов по формированию позиции российской стороны.

     Однако  интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно их участию в управлении.

     В современной России еще меньше, чем  в советский период, представлено женщин на руководящих должностях в органах власти, хотя к началу 70-х гг. сложилась максимальная занятость женщин в общественном производстве, у женщин был высокий образовательный потенциал, им были доступны многие массовые виды деятельности, которые требуют высшего и среднего специального образования.

     В настоящее время Россия находится  на 120-м месте (после африканских и латиноамериканских стран) по количеству женщин, занятых в органах власти.

     Следовало бы использовать прогрессивный опыт США, где женщины в республиканской  партии составляют 65% активистов. В 2000 г. 90% американцев, включая мужчин, выразили согласие поддержать женщину-кандидата на пост президента страны.

     Замедленная интеграция женщин в политику объясняется  в первую очередь отсутствием широкой пропаганды эгалитарной теории, активной роли государства в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы со стороны СМИ. Многое зависит и от деятельности политических партий страны.

     В программных документах большинства  партий женская проблематика практически отсутствует, а женский вопрос рассматривается либо с патриархатных позиций, либо, что чаще, не на политическом уровне. Это говорит о неспособности или нежелании лидеров партий обеспечивать рост женской политической активности и возможности для нее двигаться вверх по служебной лестнице в государственной структуре власти. Ведь это означало бы выдвижение женщин на государственные посты, распространение женской культуры в политике, изменение форм и методов политической деятельности, формирование приоритетов, ценностей, новое политическое сознание и мировоззрение.

     Политическая  деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее время таких женских организаций с каждым годом становится все больше. Разработан Устав и принята Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России.

     Для активизации политической деятельности женщин, как уже отмечалось, приняты документы: «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996 г., «О разработке Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.» от 18 июня 1996 г. и Указ Президента РФ «О повышении роли женщин в системе органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Следовательно, действия государства в целях достижения реального равноправия женщин определены, в том числе усиление их роли в высших эшелонах власти. Однако результатов нет.

 

      3. Женщина как политик  

     Более широкое участие женщин в политике и управлении обществом - это вопрос не только гражданского равноправия и более широкого представительства. По мнению многих специалистов, женщины приносят в эту сложную и ответственную сферу некоторые обогащающие ценности и дополнительную компетентность. Женщины менее склонны к конфронтационному поведению и почти никогда не обращаются к крайним формам решения противоречий в виде насилия. Женщины проявляют последовательность и изобретательность в достижении целей и высокую степень контактности в человеческих отношениях. Женщины в управлении менее склонны к авторитарному стилю поведения и предпочитают не создавать дорогостоящего антуража, который часто сопровождает высокопоставленных чиновников. Наконец, присутствие Женщин в высших иерархических структурах крайне позитивно влияет на поведение их коллег-мужчин, сдерживая, дисциплинируя и облагораживая поведение последних.

     Думаю, что специальные наблюдения и  анализ российской ситуации могут подтвердить  выше отмеченные общие закономерности. Однако далеко не все обстоит столь  идиллично. Эмоциональные крайности  и упрощенность столь же присущи женской политике, как и мужчинам-новобранцам российской политики. Хотя женщины фактически отсутствуют среди инициаторов и организаторов межгражданских или межэтнических конфликтов, а тем более не берут на себя функции воинов, они не менее склонны к радикальной политической программе и к манифестным формам общественного поведения. Как известно, среди политических лидеров крайне радикального толка имеется достаточно женщин. Достаточно назвать имена Е.Боннер, В.Новодворской, Г.Старовойтовой, С.Умалатовой.

     Активную  мобилизующую роль играют женские активисты  и в зонах межэтнических конфликтов. Это можно было наблюдать на Примере  депутатов-женщин в Верховном Совете Юго-Осетинской автономии в ходе вооруженного конфликта, женщин-пикетчиков в Приднестровье, влиятельных политических активисток в Армении, Грузии и Азербайджане.

     Женщины в активной российской политике - это  явление в целом позитивное, но и достаточно сложное и противоречивое. Политологи и социологи им интересуются крайне слабо. Экспертная помощь и целенаправленное содействие женщинам в политике отсутствуют. Устоявшихся общественных канонов и предпочтений в стране нет. Женщины как бы проходят свой собственный и порою очень трудный путь политической карьеры. Причем без должной степени солидарности, а еще чаще и без массовой поддержки, которыми гораздо более активно пользуются мужчины. К тому же у женщин-политиков чаще возникают семейные проблемы, если эти семьи относятся к так называемым бикарьерным, т.е. где муж также карьерно ориентирован.

     Видимо, пришла пора более внимательного изучения женского электората, политических мотиваций и предпочтений женщин, методов их политической организации и просвещения, а также кадровой подготовки через систему женских политических академий. Наши знания по этим вопросам крайне скудные, а действия больше основаны на интуиции и импровизации.

     Проблема  сельской женщины в ее политическом аспекте по-настоящему еще не ставилась  в российском обществе. Женщины на селе составляют около 40% общей численности рабочих, служащих и колхозников. Развитие фермерства и раздел земли ведут к использованию женщин в качестве безвозмездно работающего члена семьи, к отстранению их от земельной собственности и от влияния и управления фермерскими хозяйствами, а также и от рабочих мест- Женщины составляют 72% безработных в сельской местности. Среди работающих женщин большинство заняты в полеводстве, овощеводстве и животноводстве, где крайне низок уровень механизации.

     Но  это вопросы экономики и социальных условий существования. Как обстоит  дело с участием в общественно-политической жизни? Сельские женщины в России, как и в бывшем СССР, менее активны, чем горожанки. Отсутствуют формы самоорганизации, женские движения и политические объединения. Естественно, что нет борьбы за власть и представительство, за влияние на процесс принятия решений.

     Меры, принимаемые государством, в том  числе законодательные, касаются главным  образом трудовой и социальной сферы. Они не предусматривают поддержки  политической деятельности, повышение  общественного влияния женщин. А значит и сами эти меры и законы, если их исполнение зависит от мужчин, становятся малоэффективными или не осуществляются вообще.

     Есть  культурный аспект у проблемы "женской  власти" на селе. В последние годы идет интенсивная пропаганда со стороны  городских интеллектуалов и политических активистов, главным образом из числа национально-патриотических и радикально-националистических сил, в пользу возрождения бытовых, семейных, общинных и прочих традиций как основы возрождения нации, социального обустройства и даже демократических преобразований. В этом внешне благородном и привлекательном движении, однако, может заключаться безответственная, малокомпетентная риторика и консервативный смысл.

     Современное модернизированное общество выработало и уже успешно практикует новые, и радикально отличающиеся от прошлых нормы взаимоотношений полов, женского статуса и поведения. Было бы большой ошибкой и очередным социальным насилием возрождать или закреплять патриархальность, семейно-родовую общинность и полагать, что, например, в устоях казачьего дома, когда глава семьи располагал властью не только над своей женой, но и невестками, есть некий утраченный идеал. Для нынешних участников мужских игр в казаков это может и так, но для их нынешних невесток, думаю, нет.

     Только через активную интеграцию в новый быт и в новые ценности, через подлинную модернизацию и эмансипацию возможно осуществить женщинам тот самый свободный и наилучший жизненный выбор в современном мире.

     И в заключение одно общее замечание  о природе власти. Что движет людей к власти? Почему желающих управлять больше, чем предпочитающих подчиняться? Здесь вопрос не просто в мотивах материального вознаграждения, которые, конечно, присутствуют, в соображениях гражданского долга или чувства альтруизма. В социально-культурной антропологии считается установленным, что в природе человека как социального существа присутствует гедонистическое стремление к доминированию, к обладанию властью, т.е. человек получает удовлетворение от обладания власть. А если это так, то очень трудно объяснить, почему этого должна быть лишена женщина.  

 

      Заключение  

     Таким образом, проблема женщины в политике и ее участие в управлении страной остается открытой. Для того чтобы женщины могли полноправно войти в политику, требуются меры по выравниванию возможностей женщин и мужчин в политической сфере:

  • изменить стереотип патриархатного мышления;
  • вести систематическую работу среди женщин, разъясняя им принцип равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности;
  • изменить подход к решению проблемы со стороны политических партий, включив в их программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и как занимающих руководящие посты в государстве;
  • разработка законодательства и государственных программных документов, обеспечивающих   достижение гендерного равноправия на всех уровнях общественного взаимодействия;
  • внесение предложений для партий об организации женских секций/женских общественных групп;
  • изучение возможностей введения квот и резервирования мест для женщин на всех уровнях власти, а также на внутрипартийных уровнях;
  • внесение предложений для партий в пользу увеличения представительства женщин.
  • целенаправленно продвигать женщин к высшим ступеням госслужбы;
  • ориентировать средства массовой информации на поднятие престижа женщин как политиков, используя при этом имеющийся положительный опыт.

Информация о работе Политическое участие женщин в управлении страной