Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков.
3. Исследовать положительное воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте…………………………………………………………5
1.1 Воспитание как педагогическое явление………………………………..5
1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка……………………………………………………………………..…12
1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации……………………………………………………………………..17
Глава 2. Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков……………………………………………..20
2.1. Исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания………………………………………...20
2.2 Организация и проведение исследования…………………………… ...26
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

кондратенко.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

     2. Обобщить результаты исследования о влиянии средств массовой информации на подростков

     3. Разработать рекомендации по нейтрализации и предотвращению негативного воспитательного влияния СМИ на подростков.

     База  исследования:

     Исследовательская работа была проведена в 2012 году в городе Новомосковске в МОУ "Центре образования №12" в 6, 7, 8 классах.

     Выборка:

     Для исследования о влиянии средств массовой информации на процесс воспитания мы выбрали подростков 12-15 лет (57 человек) из них: 24 мальчика и 33 девочки. Это учащиеся 6 - 8 класса. Большую часть выборки составили девочки. Они больше половины всех респондентов. На вопросы анкеты отвечали подростки от 12 до 13 лет, что составляет 42,1%. От 13 до14 - 28,1% и от 14 до 15 - 28,9%

     Таким образом, большую часть выборки  составили девочки в возрасте от 12 до 15 лет.

     

     Рис.1 

     Методы, используемые в исследовании:

     Беседа - это диалог по заранее составленной программе. Она относится к наиболее старым методам работы. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с успехом выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к самостоятельным размышлениям, выводам и обобщениям. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений. По назначению выделяются беседы: вводные или организующие; сообщения новых знаний; закрепляющие; контрольно-коррекционные.

     Вводная беседа проводится обычно перед началом работы. Ее цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы. Мы используем этот вид беседы перед проведением анкетирования.

     Метод анкетирования - комплекс взаимосвязанных вопросов, на которые опрашиваемый дает ответ.

     Цель  данного метода - получение информации о социальной группе, об отношении, к какому - либо явлению. В данном случае об отношении подростков к средствам массовой информации.

     Содержание  анкеты: Содержание и количество вопросов зависит от цели исследования и формы опроса с учетом продолжительности связи с информаторами. В анкете следует указать вопросы для получения сведений об информаторе (пол, возраст, социальное положение и пр), что явится базой для последующего анализа различных групп опрашиваемых. Необходимо предусмотреть вопросы, контролирующие последовательность ответов информатора, понимание им исследуемой проблемы. Не следует перегружать анкету малозначимыми вопросами. Анкету для заочного опроса следует сопровождать инструкцией по ее заполнению.

     Перед началом проведения исследования мы подобрали, изучили и проанализировали литературу по данной теме. Использовали различные источники информации:

     журнальные  статьи - это научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснования ее актуальности и теоретического значения с описанием методики и результатов проведенного исследования;

     учебные методические пособия - издание, предназначенное для педагогических целей (Учебники, методички). Рассматриваются вопросы обучения, по какому - либо направлению.

     Брошюры - непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

     Интернет  ресурсы - это определенные сайты, где можно найти информацию по определенной теме.

     Для проведения исследования была заключена договоренность с учителями классов. Затем составили анкету для подростков 12-15лет. Анкета состоит из девяти вопросов и паспортички. Анкета (см. Приложение1).

     Анкетирование проводилось 1 февраля 2012 года.

     В классах провели вводную беседу по заполнению анкет. Анкета носила открытый характер - подростки сами вписывали ответы исходя из личных эмоций и предпочтений. По результатам ответов на данные вопросы мы выяснили, какими видами средств массовой информации интересуются подростки и как они влияют на подрастающее поколение.

2.3 Выводы и рекомендации

 

     Представление результатов по каждому  из вопросов анкеты: 

     Таблица №1

     1. "У вас дома есть телевизор?"

Варианты  ответов Количество  выборов
Да 57 чел. 100%
Нет 0 чел. 0%

 

     Таким образом, дома телевизор имеется у всех подростков из выборки.

Таблица №2

     2. "Сколько времени вы проводите у телевизора?"

Варианты  ответов Количество  выборов
  От одного часа до двух 19 чел. 33,3%
  От трех до четырех часов 30 чел. 52,6%
  От пяти до шести часов 5 чел 9%
  Другое 3 чел. 5,1%

     

     Рис.2 

     Больше  половины опрашиваемых подростков (52,6%) проводят у телевизора от трех до четырех часов.33,3% проводят у телевизора от одного до двух часов.9% - от пяти до шести часов. Остальные 5,1% проводят часы у телевизора по настроению или не смотрят его. 

     Таблица №3

     3. "Какие передачи вы смотрите по телевизору?"

Варианты  ответов Количество  выборов
Развлекательные 24 чел. 42,1%
Научные 7 чел. 12,3%
Познавательные 11 чел 19,3%
Информационные  4 чел. 7%
Другое 11 чел. 19,3%

 

     Рис.3 

     Большинство подростков смотрят развлекательные  передачи по телевизору, что составляет 42,1% от всей выборки. 19,3% смотрят познавательные передачи и столько же смотрят в зависимости от настроения. Научными передачами увлекаются 12,3% от всей выборки. Информационные передачи смотрит всего лишь 7%. 

     Таблица №4

     4. "Какие фильмы вам нравится смотреть?"

Варианты  ответов Количество  выборов
Приключенческие 15 чел. 26.3%
Исторические 9 чел. 15,8%
Фантастические 5 чел 8,8%
Комедийные 19 чел. 33,3%
Другое 9 чел. 15,8%

 

     Комедийные  фильмы смотрит 33,3% - это большая часть выборки.26,3% смотрит приключенческие фильмы. Исторические фильмы смотрит 9 человек из выборки - это 15,8%. Другие ответы составляют 15,8% опрошенных. Некоторые смотрят все подряд, некоторые от настроения и часть смотрит молодежные сериалы и ужасы. Фантастикой увлекаются 8,8%, что оставляет меньшую часть выборки. 

Таблица №5

     5." Вы читаете печатные издания (газеты, журналы, книги)?"

Варианты  ответов Количество  выборов
Да 49 чел. 86%
Нет 8 чел. 14%

 

     Основная  часть подростков читает печатные издания (86%). Остальная часть - 14% не увлекается чтением газет, журналов, книг. 

     Таблица №6

     6. "Какой литературный жанр вы предпочитаете?"

Варианты  ответов Количество  выборов
Детективы 12 чел. 21%
Приключенческий 18 чел. 31%
Фантастика 9 чел 16%
Научный 11 чел. 19,%
Другое 7 чел. 12%

 

     Основная  часть подростков читают приключенческую  литературу (31%).12 человек это 21% читают детективы. Научной литературой пользуются 19% опрошенных. Фантастику читают 16% подростков. Остальные читают от настроения или современных авторов и писателей о жизни. 

     Таблица №7

     7. "Откуда люди получают основные представления о мире?"

Варианты  ответов Количество  выборов
Телевидение 32 чел. 56%
Родители 5 чел. 8,8%
Печатные  СМИ 10 чел 17,5%
Радио 3 чел. 5%
Общение со сверстниками 1 чел. 2%
Другое  7 чел. 10,7%

 

     Рис.4 

     Больше  половины опрошенных считают, что люди получают основные представления о  мире от телевидения.17,5% считают, что из печатных средств массовой информации.10,7% считают, что информацию люди получают из Интернета, или всех источников сразу.8,8% считают, что представление о мире дают родители. Для 5% опрошенных является радио и 2% это общение со сверстниками. 

     Таблица №8

    8. "Свободное время в выходные дни вы проводите в таких занятиях как":

Варианты  ответов Количество  выборов
Слушание  музыки 12 чел. 21%
Просмотр  телепередач 10 чел. 17,5%
Чтение  литературы 9 чел 16%
Общение с друзьями 15 чел. 26,3%
Другое 11 чел. 18,3%

 

     Свободное время в выходные дни подростки  проводят так: 26,3% - общаются с друзьями, 21% - слушают в свободное время музыку, 18,3% занимаются всем понемногу и в Интернете. Смотрят телевизор - 17,5%, и читают литературу - 16%.

     9. "Есть ли, по вашему мнению, положительные стороны у средств массовой информации?"

     На  этот вопрос 55 человек ответили положительно, что составляет 96,5% опрошенных. Они считаю, что средства массовой информации дают много нового и интересного об окружающем мире, о людях, животных. Можно благодаря средствам массовой информации расширять кругозор. Средства массовой информации - это один из основных источников информации и современный мир невозможно представить без них.

     3,5% считают, что у средств массовой  информации нет положительных сторон.

     Практически все подростки считают, что средства массовой информации имеют положительные  стороны, и они являются основными  источниками информации.

     Также мы провели анализ программ телевидения, используя метод статистического  и сравнительного анализа.

Информация о работе Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростка