Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:54, курсовая работа
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков.
3. Исследовать положительное воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростков.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте…………………………………………………………5
1.1 Воспитание как педагогическое явление………………………………..5
1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка……………………………………………………………………..…12
1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации……………………………………………………………………..17
Глава 2. Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков……………………………………………..20
2.1. Исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания………………………………………...20
2.2 Организация и проведение исследования…………………………… ...26
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………
Мы получили такую картину: в целом по основным телеканалам за месяц декабрь 2011 года подростковые передачи и фильмы шли всего 1,9% от всего объема передач.
Передачи для подростков по отдельным телеканалам составили за этот период: ОРТ - 5%, РТР - 1,7%, ТВЦ - 1,9%, Культура - 2,6%.
Для сравнения: время, выделяемое на телесериалы в целом - 17,6%; на научно - популярные передачи, которые тоже любят смотреть подростки - всего 5,3%.
Рис.5
После проведения анкетирования, обработки результатов и анализа программ телевидения в классах провели беседу. Обсуждали вопросы, что такое средства массовой информации и вопросы из анкеты.
Подросткам предлагалось рассказать, что они знают о средствах массовой информации, рассказать о том, какие телевизионные передачи, идущие по этим телеканалам им нравится смотреть? Нам было интересно узнать, какие фильмы смотрят подростки, нравиться ли им реклама. Также интересно выявить какие радиоканалы слушают подростки? И кто из числа широко известных людей вызывает у них чувство уважения и восхищения? Вспомнить ситуации, когда они чему-то научились, посмотрев телевизор.
В ходе беседы мы выявили, что подростки все больше смотрят не центральные, а "малые" сетевые каналы. По результатам анкет мы выяснили, что телевидение является не только главным источником информации о текущих событиях, но и, главным источником знаний о мире, представлений о жизни вообще. Они смотрят телевизор больше днем, меньше - вечером, и мало после двадцати трех часов. Предпочитают такие телеканалы как "ТНТ", "МУЗ - ТВ", "СТС", "Рен ТВ", "Россия","ДТВ". Это связано с тем, что в дневное время на этих каналах показывают подростковые сериалы, программы для подростков и юношества. Они смотрят такие передачи как "Сто к одному", "Самый умный", "Среда обитания", "Битва экстрасенсов", "Интуиция", "Кто хочет стать миллионером", многие смотрят "Новости" "Вести - спорт". И конечно, познавательные, образовательные программы - на канале "Культура". Много сейчас замечательных фильмов показывают про природу и её законы, про то, как формировался человек и всё живое.
Подростки смотрят такие фильмы как "Татьянин день", "И все-таки я люблю" "Мы из будущего", "Титаник", юноши смотрят боевики, сериалы "Универ", "Интерны" и другие.
Практически все подростки регулярно слушают радио. Оно служит средством отдыха и развлечения. Слушают такие каналы как "Хит ФМ", "Love радио ", "Русское радио", "Рекорд".
На вопрос, какие рекламные ролики вы знаете, и вам нравится смотреть? Школьники ответили так: "Ненавидим рекламу, она действует на нервы!"
В подростковом возрасте ищутся герои, которые дают образы поведенческие модели для подражания. С ними они склонны себя идентифицировать, имитировать свое поведение и подражать герою. На вопрос: "Кто из числа широко известных людей вызывает у вас чувство уважения и восхищения?" подростки назвали актеров и лидеров шоу-бизнеса и спорта: Жирков, Аршавин, П. Буре ,Ксения Собчак, Максим и другие. Также испытывают уважение к различным историческим деятелям и известным политикам: В.В. Путин, Д. Медведев, Петр 1, В.В. Жириновский.
Вывод: Проведенное исследование показало, что средства массовой информации не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.
Подростки и считают, что основное представление о мире люди получают от телевидения, но на первом месте у них стоит общение с друзьями, слушание музыки и только на третьем месте у них стоит просмотр телевизора. Дальше чтение прессы и пользование Интернетом.
Они смотрят многосерийные фильмы, но также увлекаются просмотром научных и познавательных программ. Реклама же их не интересует совсем. Подростки считают, что средства массовой информации на них влияет положительно.
Необходимые действия для организации положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания подростков:
Создание многообразной информации для получения образования и самообразования;
Усиление механизмов социального контроля над средствами массовой информации (видео, телевидение, компьютерная продукция и т.д.);
Решение проблемы разработки критериев и механизмов проведения экспертизы продукции для подростков (печатной, видеопродукции, а также теле - и компьютерных программ и др.);Активизация воспроизводства и производства отечественной экранной и печатной культуры, продукции мультимедиа, основанной на идеях мира и толерантности;
Рекомендации:
Родителям необходимо следить за тем, чтобы телевизор не превращался для подростка в способ "убить время", постараться сделать его жизнь максимально разнообразной и интересной, наполнить ее новыми впечатлениями и занятиями. Дозировать просмотр телевизора подростками.
По возможности родители должны контролировать просмотр подростками телепередач и побуждать их критически оценивать увиденное.
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на воспитание подростков является актуальной проблемой, и является одной из первейших задач педагогики.
Важно отметить, что существует большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики. В настоящее время на существующих детских каналах налажен контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.
Данная политика проводится непосредственно на государственном уровне, путем издания законодательными органами различного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения.
Таким образом, решается вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на подрастающее поколение. При этом не наносится ощутимый вред свободе средств массовой информации и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам.
По результатам анкет мы выяснили, что телевидение является не только главным источником информации о текущих событиях, но и, главным источником знаний о мире, представлений о жизни вообще. Основная часть подростков проводит у телевидения от 3 до 4 часов в день. Смотрят больше развлекательные передачи, на втором месте стоят познавательные и научные. Подросткам нравится смотреть приключенческие и исторические фильмы. Так же подростки увлекаются чтением печатных изданий - это газеты, журналы, книги. В выходные дни свободное время они проводят в общение с друзьями и слушают музыку. Практически все подростки регулярно слушают радио. Оно служит средством отдыха и развлечения.
Естественно, разработка данной темы позволяет выявить ориентиры развития российских средств массовой информации и их взаимодействия с подростками, их влияния на развитие, воспитание и социализацию подростка.
Именно
анализ сложившегося в данной области
положения позволяет
1. Асмолов А.Г. "Психология личности". - М., 1998.
2. Венгеров А.Б. "Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества" "Компьютер и право", №1, июнь 1994. С.: 36
3. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей /сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд., - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
4. Гальвецкий К.А. "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" - М., 1938. - с.10.
5. Гундарова И. "О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками" // Воспитание школьников - 2005год. - № 9. - С.49-53.
6. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация \\ Сов. Педагогика. 1991. №1. - 36
7. Демушкина О.П. Социальная работа. Курсовые и рефераты. Ростов н /Д: "Феникс", 2004. - 352с.
8. Звонарева Л.У. Статья: "противостоять негативному информационному потоку".
9. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: "Как выжить в мире СМИ" // Народное образование, №1, 1999.
10. Ильенков Э.В. "Что такое личность?" - М., 1991
11. Кон И.С. "Социология личности" - М., 1997.
12. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2002
13. Кравченко А.И. Социология: Словарь. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр "Академия". 1997
14. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи \\ Новое педагогическое мышление. М., 1989
15. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
16. Ливингстон
С. Дети и медиа. http://www.nsu.ru/psych/
17. Мудрик А.В. Социализация. \\ Магистр. 1993. №3.
18. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
19. "Медиаобразование в школе: Как выжить в мире СМИ" // Народное
образование, 2007. - № 2 С.234.
20. Мудрик А.В. "Социальная педагогика" - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 стр.
21. Массовая информация и общественное мнение молодежи. Киев. 1990.
22. Немов Р.С. "Психология". - М., 1990.
23. Новый телеканал для детей "Бибигон"" http://www.bibigon.ru/
24. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие/. Аксененк Ю. Н о и др.; Под ред. Дыльнова Г. В.2-е изд., перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России, 1999
25. Подласый П.И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений-М.: Просвещение, 1996
26. Подласый И.П. Педагогика - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004 - Кн.2. Процесс воспитания. - 256 стр.
27. Реферат "Взаимодействие СМИ и аудитории" htt: // www.socreferat. popal.ru.
28. Российские подростки в информационном мире - Творческое объединение Юнпресс, 1998
29. Статья "Влияние пропаганды на сознание людей" htt: // www.korpunkt.ru/mnews
30. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. - 1999. - 80 с
31. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Мардахаев Л.В. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 368 с
32. Специальная педагогика: Учебн. Пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений/Под ред. Назоровой Н.М. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -304с
33. Социология: Основы общей теории. Учеб пособие для вузов / Отв. ред. Осипов Г.В. М.: Аспект Пресс, 1998
34 Свенцицкий А.Л. "Социальная психология". - М., 2004.
35. Краткий словарь по социологии/под общей редакцией Д.М. Гвишиани.Н. Н. Лапина. - М., 1988. - С.318
36. Тертычный Д. Голубой экран глазами ребенка // http. izvestia/ru/media/article34473
37. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. Для вузов.2-е изд., доп., перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998
38. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка меда: острые проблемы // Школьная библиотека. - 2005 год. - № 1-2. - с.77
39. Чудинова В.П. Голубева Е. Что читают современные подростки // Воспитание школьников - 2004 год. - № 4. - С.38-43
40. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека - 2004 год. - № 4 - с.40-46