Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:12, доклад
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция идеальных типов. Проблема ценностей. 3
2. Идея рациональности и работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» 11
3. Отличия подходов Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма к предмету социологии. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы: 18
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Концепция
«понимающей» социологии и
2. Идея
рациональности и работа Макса
Вебера
3. Отличия
подходов Макса Вебера и Эмиля
Дюркгейма к предмету
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы: 18
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии
религии; экономической социологии
и социологии труда; социологии города;
теорию бюрократии; концепцию социальной
стратификации и статусных
Выдающуюся роль в развитии социологии в конце XIX – начале XX веков сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории».
Вебер создал много научных
трудов, в том числе «Протестантская
этика и дух капитализма», «Хозяйство
и общество», «Объективность социально-научного
и социально-политического
С точки зрения Макса Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижений, во-вторых, ориентированы на других субъектов, т. е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно не считается Вебером социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии.
Суть дела в следующем: если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В данной роли социология выступает как понимающая.
Макс Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей".
В своей понимающей социологии
Вебер исходит из того, что понимание
социальных действий и внутреннего
мира их субъектов может быть как
логическим, т. е. осмысленным с помощью
понятий, так и чисто эмоциональным.
В этом случае оно достигается
посредством «вчувствования», «вживания»
социолога во внутренний мир субъекта
социального действия. Он называет
этот процесс сопереживанием. Тот
и другой уровни понимания социальных
действий, из которых складывается
общественная жизнь людей, играют свою
роль. Однако более важно, по Веберу,
логическое понимание социальных процессов,
их осмысление на уровне науки. Их постижение
на уровне «вчувствования» он характеризовал
как подсобный метод
В своей социологии понимания Вебер уделял значительное место проблеме ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет, прежде всего, о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований.
Макс Вебер предложил
свое решение проблемы ценностей. В
отличие от других неокантианцев,
рассматривающих указанные выше
ценности как нечто надысторическое,
Вебер трактует ценность как «установку
той или иной исторической эпохи»,
как «свойственное эпохе
Одним из центральных понятий
"Действием" мы называем
действие человека (независимо от
того, носит ли оно внешний
или внутренний характер, сводится
ли к невмешательству или
Однако действия и поступки людей
изучают и многие другие науки, в
частности, история и психология.
В чем же качественное своеобразие
чисто социологических
Речь идет о том, что любые поступки и действия, совершаемые человеческими существами, могут быть "измерены" с помощью этих своеобразных эталонов, то есть могут с большей или меньшей степенью приближения отнесены к одному из четырех идеальных типов.
Таблица 1 - Идеальные типы социальных действий
Тип |
Цель |
Средства |
Общая характеристика |
Целерациональное |
Осознается ясно и отчетливо.
Предвидятся и оцениваются |
Адекватные (целесообразные) |
Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения |
Ценностно- рациональное |
Само действие (как самостоятельная ценность) |
Адекватные заданной цели |
Рациональность может оказаться ограниченной - иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс) |
Традиционное |
Минимальное целеполагание (осознание цели) |
Привычные |
Автоматическая реакция на привычные раздражители |
Аффективное |
Не осознается |
Подручные |
Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмо-ционального напряжения |
Целерациональное действие. Этот в
максимальной степени рациональный тип
действия характеризуется ясностью и
осознанием поставленной цели, причем,
это соотносится с рационально осмысленными
средствами, обеспечивающими достижение
именно этой, а не какой-то иной цели. В
рациональности цели можно удостовериться
двояким образом: во-первых, с точки зрения
ее собственного содержания, во-вторых,
с точки зрения целесообразности (т.е.
Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, которые основаны на убежденности в самодостаточной ценности поступка как такового, другими словами, здесь в качестве цели выступает само действие. Ценностнорациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Если он поступает сообразно этим требованиям - даже если рациональный расчет предсказывает большую вероятность неблагоприятных последствий такого поступка для него лично, является ценностнорациональным действием.
"Чисто ценностно-рационально, -
утверждает Вебер, - действует тот,
кто, не считаясь с
Представляется, что различие между целерациональным и ценностнорациональным типами социального действия примерно такое же, как между истиной и правдой. Первое из этих понятий означает "то, что есть на самом деле", независимо от системы представлений, убеждений, верований, сложившихся в том или ином конкретном обществе. Второе означает сопоставление того, что наблюдаешь или намереваешься предпринять, с общепринятыми в этом обществе нормами и представлениями о должном и правильном.
Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению и критике. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Традиционные действия отнюдь не предполагают выработку ориентации на новые возможности. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов. Как указывает сам Вебер,
" ...чисто традиционное
Аффективное действие. Наименее осмысленное из приведенных в таблице идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние - вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой "смысл", главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию; наблюдается определенное сходство с ценностнорациональным действием, которое, также не стремится к достижению какой-то "внешней" цели и видит определенность в самом совершении действия.
"Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими низменными или утонченными они ни были" [2].
Приведенная типология служит иллюстрацией для понимания сущности того, что такое "идеальный тип". Вряд ли какой-то из реальных поступков, совершаемых в этом мире реальными людьми, можно было бы в полной мере охарактеризовать как относящийся к тому или иному идеальному типу социального действия. Они могут лишь в большей или меньшей степени приближаться к какому-то из них, нести в себе черты и того, и другого, и третьего.
С приведенной выше типологией идеальных
типов социальных действий довольно
тесно связана одна из стержневых
идей веберовской социологии - идея
о последовательной рационализа