"Понимающая" социология М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:12, доклад

Описание

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция идеальных типов. Проблема ценностей. 3
2. Идея рациональности и работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» 11
3. Отличия подходов Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма к предмету социологии. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы: 18

Работа состоит из  1 файл

социология взфэи.docx

— 40.27 Кб (Скачать документ)

Формально-рациональное - это определение, применимое к любому явлению, процессу, действию, которое не просто поддается количественному учету и расчету, но и, более того, в значительной степени исчерпывается своими количественными характеристиками. Движение самого процесса исторического развития характеризуется тенденцией нарастания в жизнедеятельности общества формально-рациональных начал и все большего преобладания целерационального типа социальных действий над всеми остальными. Понятно, что одновременно это должно означать и повышение роли интеллекта в общей системе мотиваций и принятий решений социальными субъектами.

 

2. Идея рациональности и работа Макса Вебера                           «Протестантская этика и дух капитализма» 

 

В книге Макса Вебера “ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА” автор сравнивает предпринимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий, в частности он сравнивает католиков и протестантов. Сравнивая, Вебер отмечает, на первый взгляд сложно-объяснимую, особенность: среди преуспевающих коммерсантов преобладают сторонники протестантизма. Вебер пишет: «При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий». [3]. Далее автор делает различные предположения,  о природе данного факта преобладания протестантов. Он пытается объяснить его с позиции исторической – «В XVI в. многие богатейшие области империи в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, приняли протестантскую веру; последствия этого факта способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание»[3].    Так же с позиции экономической (финансовой) и общеобразовательной: «Тот факт, что процент католиков среди учащихся и выпускников средних учебных заведений "повышенного типа" значительно ниже их процентного отношения ко всему населению, можно, объяснить имущественными различиями. Но тот факт, что среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовятся к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству, также значительно ниже, чем среди протестантов – этот факт никак нельзя объяснить финансовой причиной».

Макс Вебер в данном труде проводит большое социологическое исследование, имеющее своей целью показать особенности присущие протестантскому направлению мировоззрения, в общем, и касательно предпринимательства и капитализма в частности. Так он сравнительно анализирует взаимосвязь между приверженностью к той или иной христианской конфессии и успехом в коммерции. В своей работе Вебер достаточно подробно и доступно, простым литературным, разговорным языком сравнивает одни и те же особенности, рассматривая их с разных сторон.

По мнению Вебера над миром  господствует рационализм. Именно рационализм  определяет отношения человека к  природе,  отношения между людьми,  причем господство рационализма растет, вместе с развитием техники и науки. М.Вебер  обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что искусство и наука совмещаются. Истинность, красота, рациональность всегда будут различны, но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе. 

«Большая "отчужденность  от мира", свойственная католицизму, аскетические черты его высших идеалов  должны были воспитать в его приверженцах известное равнодушие к земным благам. Эта аргументация действительно  лежит в основе распространенной в наши дни сравнительной оценки обоих вероисповеданий. Протестанты, используя эту схему, подвергают критике аскетические идеалы жизненного уклада католиков, католики же в свою очередь упрекают протестантов в "материализме", к которому привела их секуляризация  всего содержания жизни».

Макс Вебер  пытался проанализировать все формы религии и те способы действия  людей,  которые они порождают. В этом заключается его глубокое социологическое исследование. Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями,  толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия – это предмет ее изучения. Социология образует, типовые понятия и  ищет  общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события.

Анализируя психологию и  мировоззрение протестантов, Вебер  приходит к выводу, что духовные источники капитализма лежат  в протестантской вере,  и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма. 

Один современный писатель сформулировал противоположность  обоих вероисповеданий так: "Католик... предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим  доходом… …протестант склонен хорошо есть, тогда, как католик предпочитает спокойно спать". Такая аргументация оказывается несостоятельной в тех случаях, когда отдельные люди и группы людей сочетают виртуозность в сфере капиталистических деловых отношений с самой интенсивной формой набожности; подобные случаи отнюдь не единичны, более того, их можно считать характерными для тех протестантских церквей и сект, которые имели наибольшее историческое значение.

Существуют различные  формы капитализма: политический, авантюрный, экономический. Основная форма –  экономический капитализм. Он  ориентирован на постоянное развитие производительных сил,  здесь важен не столько результат, сколько процесс  даже при ограничении собственного потребления.

Макс Вебер  вырабатывает связь между религиозным убеждением и духом капитализма. Макс Вебер  считает,  что религия содействовала утверждению  рационализма. Для Вебера было наиболее ценно в человеческих и деловых отношениях понимание долга, ответственности. В деловом мире очень важно понимание этики  ответственности. Реальная  политика  капитализма всегда целенаправленна. М. Вебер считает, что подлинные стремления людей можно выяснить только в ходе дискуссии. 

 

3. Отличия подходов  Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма к предмету социологии. 

 
      Социология, по мнению Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний, потому что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт,  указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется  из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Эмиля Дюркгейма. 
              Главным инструментом познания у Макса Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпирических  прообразов сами реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы – это предельное понятие, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия » и т.д. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Центральная проблема Вебера – связь хозяйственной жизни  общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер  рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные  понятия, как капитализм, религия  и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения  индивидов. Получая достоверные  знания о поведении личности в  социальном контексте, исследователь  может лучше понять социальное поведение  различных человеческих общностей.

Идеи Макса Вебера сегодня  весьма популярны для современной социологической мысли Запада. Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки об обществе и законах его развития. 

 

Список использованной литературы: 

 

1. Вебер М. «Основные социологические понятия» 1996г

2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Высшая школа, 1990. - 302 с. 
3. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА. 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 1. ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ. Честь [61] [62]

4. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010

5. Кравченко А.И. «Социология М.Вебера». М.: Норма, 2002. - 298 с. 

 


Информация о работе "Понимающая" социология М. Вебера