В
богословских словарях конфессиональных
и межконфессиональных (к сожалению,
полной православной богословской
энциклопедии в настоящее время
не существует) дается ряд определений
духовности.
Здесь
возникает такая проблема, как
проблема языка описания. Термин
духовность есть не встречается
в Библии. Понятие духовности (spirifualitas)
впервые употребляется еще у
ранних латинских отцов церкви,
в частности у Тертуллиана как
производное от слова spiritus (дух), но в более
широком употреблении входит в 18 веке,
когда Джиованни Скарамелли из ордена
иезуитов основал аскетическое мистическое
богословие как науку о духовной жизни.
Современное западное богословие, достигшее
своего “терминологического” расцвета
в средние века, продолжает в до настоящего
времени пользоваться категориальным
аппаратом, созданным на основе средневековой
латинской терминологии. И, таким образом,
корень слова духовность является ключевым
для понятия “духовность”. Сравнивая
значения слов духовность в русском языке
и spirituality в английском (а в работе из иностранных
источников использовались только английские),
используя современные толковые словари
(Wellsters и Ожегов) можно сделать заключение
о том, что объемы и значения этих понятий
практически и слово spirituality можно переводить
именно как духовность, т.е. при рассмотрении
различных богословских систем проблема
терминологического несоответствия стоит
не так остро. Христианская духовность
включает в себя отношение между человеком
и Богом, который открывает в себя в Ветхом
и Новом заветах, и особенно в личности
своего единородного сына Иисуса Христа.
Эти отношения начались при сотворении
человека и были разрушены первородным
грехом. Восстановление отношений и человеком
и Богом мыслится только через веру в Иисуса
Христа, через подчинение Сердца, разума
и всей жизни Иисусу Христу как спасителю.
Под человеческой духовностью понимается
“работа святого Духа” в человеке, ответ
человека на Божественный призыв, обращенный
к нему. Это соработа в духе человека и
Бога, где человек не пассивный Obj, принимающий
дары от Св. Духа, а соработник Бога по
исправлению, преобразованию своей человеческой
природы, поврежденной грехом.
Это
ответ человека на спасительный
призыв Бога, происходит вол все времена,
на всех этапах человеческой истории и
человек, живущий в определенное время
и в определенном месте, а некотором смысле
ограниченный этим временем и местом жизни,
и ответ Богу может дать ограниченный,
зависящий от социально-культурных условий,
оформленный в соответствии с уровнем
представлений о Божестве, принятым в
данном обществе.
Призыв
Бога к изменению, улучшению
поврежденной грехом человеческой
природы является и глубоко
личным, обращенным каждый раз
непосредственно к каждому человеку, к
его особому, непохожему на других внутреннему
миру, который формировался в конкретных
социально-исторических условиях, и ко
всем людям, как имеющим одну природу,
стоящим на одной “иерархической ступени”
бытия, одинаково поврежденным грехом
Адама.
Этот
извечный диалог человека и
Бога, который всегда “имеет право
первого голоса, первой реплики”,
всегда призывает человека к
общению с собой, всегда обращается
к человеку свое слово в
Библии и терпеливо и милосердно
ждет ответного отклика от человеческой
души, можно, таким образом, назвать и универсальным
и глубоко индивидуальным.
В
соответствии с этим разделением
и духовность человека как
отклик на спасительный призыв
бога можно рассматривать и
в нескольких аспектах. С одной
стороны существует единая христианская
духовность, предусматривающая универсальный
ответ человека-христианина, всего человечества,
полноту этого ответа, с другой стороны
христианская церковь - не абстракция,
а с определенной точки зрения совокупность
конкретных людей, живущих здесь и теперь,
в конкретных социально-исторических
условиях. И, таким образом, возможно говорить
и о общеконфессиональной духовности,
например, о протестантской духовности
и о духовности на определенном временном
отрезке, например, о православной духовности
в средние века и даже о духовности отдельных
“ветвей”, институтов в рамках одной
конфессии, например, доминиканская духовность
(духовность Доминиканского монашеского
ордена внутри католической Церкви), которая
имеет и черты, общие для всей конфессии,
и специфические только для этого монашеского
ордена.
Таким
образом, в определении духовности,
которое используется в богословии,
акцент ставится на происхождении
(ответ на призыв Св. Духа), а
не на сущности, круге явлений,
описываемых термином духовность.
Фактически, рассматривая христианскую
духовность или, более того, духовность
в той или иной конфессии, необходимо рассматривать
соотношение, взаимовлияния между доктриной
(предметом религиозной веры), дисциплиной
(структурой религиозной жизни), литургией
(любым коллективным общественным способом
молитвы и благодарения, в том числе и
таинствами) и жизнью, включающей в себя
индивидуальный жизненный стиль верующего,
не только в молитве, духовном чтении etс,
но и в повседневной жизни, жизни в обществе.
Ядром,
определяющим духовность в той или иной
конфессии, является, несомненно, доктрина,
совокупность верований, касающихся природы
человека, происхождения мира, природа
сверхъестественного и т.п. Богословская
доктрина и формирует духовность данной
конфессии, и полностью выражает ее.
Таким
образом, понятие духовности, рассмотренное
в “вертикальном разрезе”, в
контексте отношений человек
- Бог, представляет собой активный
ответ человека на обращенное
к нему “послание Бога”, совместную
работу по исправлению поврежденной
человеческой природы, где каждый, самый
маленький шаг человека, направленный
к Богу, многократно увеличивается, поддерживается
и направляется. Конечной целью такой
“работы” является максимально полное
включение человека в предвечный диалог
любви, происходящий внутри в Св. Троице
между тремя ее лицами: Отцом, Сыном и Св.
Духом, “обожание” в привоен. богословии,
предполагающее полную реализацию природы
человека.
Рассмотрение
духовности в этой системе
связей дает ответ скорее на
вопросы “откуда?” и “зачем?”
Вопрос
о сущности духовности, ее специфических
чертах, вопрос “что это?” и
“какое это?” можно, вероятно,
разрешить, включив духовность
в горизонтальные системы связей
и истолковывая это понятие
как соотношение между верой
(доктриной) и делами человека
в контексте Библейского учения и современной
человеку культуры. В этом случае, духовность
является как бы промежуточным звеном,
позволяющим религиозной вере обратиться
в соответствующие поступки, а также реконструировать
веру, по действиям человека несомненно,
что в данном контексте связей между человеком
и внешним миром духовность рассматривается
как определенный набор личностных черт,
свойство личности, функция личности,
опосредующая “выход вовне”, манифестацию
религиозной веры (ответ на вопрос “что
такое?”). И, наконец, отвечая на вопрос
о свойствах духовности, вопрос “какое
это?”, необходимо, на мой взгляд, рассматривать
это понятие в связи со структурой личности,
как она понимается в богословии. Так известно,
в христианской антропологии, наследующей
еще библейскую традицию понимания человеческой
природы, человек состоит из 3-х “частей”;
иерархически соподчиненных тела, души
и духа. Духовность представляет собой
плоды действия Святого Духа в душе, набор
личностных черт, свидетельствующих о
присутствии в душе Святого Духа, в богословии
Католической церкви, например, таких
качеств (даров Святого Духа) (постоянных
предрасположений, делающих человека
способным следовать побуждению Святого
Духа) семь: это премудрость, разум, совесть,
мужество, ведения, благочестие и страх
Божий. Эти качества являются необходимыми
для развития, восполнения и совершенствования
человеческих добродетелей. Составляющими
духовности в структуре человеческой
личности являются, таким образом, и когнитивные,
и эмоциональные, и мотивационно-волевые
компоненты. Забегая вперед, можно сказать,
что в богословских системах различных
конфессий, эти “личностные составляющие”
духовности занимают, на мой взгляд, не
одинаковое место. В православной духовности
особый акцент делается на эмоциональных
составляющих, в католической - на личностных
и мотивационно-волевых, в для протестантской
духовности основным является мотивационно-волевой
компонент.
Рассмотрение
духовности в системе дух -
душа - тело, в связи со структурой
личности и ее свойствами является
наиболее плодотворным для возможной
попытки диалога, интеграции психологического
и богословского знания, дающих принципиально
разный ответ на вопрос о происхождении
духовности, но в одинаковой степени интересующихся
ее сущностью и свойствами.
Итак,
рассматривая это понятие, в контексте
структуры личности, можно, на мой взгляд,
сделать вывод о том, что духовность - это
определенная совокупность личностных
черт, которой обладает христианин (вопрос
о наличии духовности у неверующих людей
рассматриваются разными конфессиями
по-разному, в частности, протестантизм
отрицает возможность действия Св. Духа
на личность неверующего человека) и которая
по природе является как “проекцией”
Святого Духа на душу, а, значит, и является
“встроенным механизмом личностного
роста”, который имеет конечной целью
возможно полное преодоление последствий
грехопадения, включая человека в отношения
любви в Святой Троице и, на внешнем, видимом
уровне достижение идеала христианской
личности”, единого в базовых чертах,
и в то же время имеющего великое многообразие
типов (единство в многообразии). Это достижение
идеала, ревность о наибольших духовных
дарах, оставляет место для личностного
своеобразия каждого, кто по призыву Апостола
Павла делает попытку “подражать Христу”.
Наивысший духовный уровень человека
вбирает в себя, поднимает до своей высоты
и облагораживает все предшествующие
уровни, не отменяя их, а перенося с них
акцент.
Говоря
об идеале христианской личности,
необходимо подчеркнуть, что несмотря
на общехристианский, внеконфессиональный
характер этого идеала, вобравшего в себя
и ветхозаветные представления, подчеркивающие
аспект действия в мире (“блажен муж”,
который поступает согласно определенным
правилам, главные из которых формулируются
в Декалоге) и новозаветные, ориентирующиеся
скорее на внутреннее сознание человека
и, самое главное, основанный на подражании
непосредственно личности Богочеловека.
Различные конфессии, обладая всей полнотой
знания об этом идеале, тем не менее в силу
разнообразных исторических причин и
догматических различий, акцентируют
внимание своих приверженцев только на
некоторых его сторонах, хотя и каждая
конфессия дает возможность достичь идеала
любому типу личности (На мой взгляд применение
термина “идеал христианской личности”
здесь оправдано, т.к. не все конфессии
принимают такое понятие как святость).
Таким
образом, возвращаясь опять к
“горизонтальному измерению”, духовность
человека, как уже было сделано
выше, представляет собой, как
мне кажется, совокупность личностных
черт, которые максимально приближают
человека к описанному христианскому
идеалу. Конечно это описание конфессиальной
духовности будет далеко не полное, ведь
внутри каждой конфессии существует огромное
множество вариантов духовности, которые
представляют различные группы и направления,
не говоря уже о том, что духовность может
пониматься и как личный, уникальный опыт
каждого и тогда количество типов духовности
многократно возрастает. Задачей данной
работы и является краткое описание самых
основных “параметров” духовности, по
которым одна конфессия может быть отличима
от другой. Более детальное изучение духовности
в отдельных конфессиях, включающие в
себя и синхронное и диахронное исследование
“человека в конфессии” - задача будущего.
Среди
этих черт имеются такие, которые
могут быть отнесены по преимуществу к
когнитивной сфере - (мудрость, ведение,
благоразумие), к эмоциональной (благочестие,
страх Божий) или мотивационно-волевой
сфере (надежда как воля уповать на Бога
во всех обстоятельства, мужество).
3. Понятие
духовности в психологицеских исследованиях.
Духовность
это - высший уровень самосознания человека
и эмоционально дифференцированного отношения
к явлениям окружающей жизни. Это понятие
нельзя подменить высоким интеллектом
и эрудицией. С одной стороны, склонность
к поискам высшего смысла жизни, направленность
интересов на иные кроме прагматической
необходимости сферы познания, наблюдательность
и терпимость в отношениях с людьми, идущая
от сердца доброта и сострадание вполне
могут быть свойственны и малообразованным
людям. С другой стороны, нередко поверхностная
атрибутика интеллигентности служит лишь
инструментом для достижения отнюдь не
самых высоких целей, когда индивид в качестве
непременного "джентльменского набора"
считает необходимым блеснуть какими-то
знаниями и псевдофилософскими сентенциями
по поводу доброго, вечного только для
того, чтобы окружающие восприняли его
как начитанного, гуманного и думающего
о благе простых людей человека. При этом
цели такого "гуманиста" могут быть
сугубо эгоцентрическими, примитивно-потребностными,
а декларация духовных ценностей служит
лишь одним из способов для завоевания
авторитета, власти, богатства, то есть
сугубо эгоистических целей. Такого рода
культурный багаж следовало бы назвать
не иначе как "псевдодуховность".
Это не исключает вполне справедливого
стечения обстоятельств, когда жизненные
блага и власть судьба бросает к ногам
человека, который все это заслужил, являясь
на самом деле личностью с величайшим
духовным богатством. Но чаще наиболее
достойные люди как раз и отличаются тем,
что не ради конкретных благ они совершенствуют
свое Я, стремясь к высоким идеалам. Для
них сам процесс духовно наполненной жизни
является самоцелью.
Духовность
человека - это умение выйти за рамки узко
эгоистического стремления выжить, преуспеть,
защитить себя от невзгод. Наполненная
духовным богатством жизнь предусматривает
не только включение в образ собственного
Я огромной - вширь и вглубь - информации
об окружающем мире, но и способность рассматривать
свое Я в контексте мироздания. При этом
человек выступает не в качестве пассивного
звена, а в роли субъекта деятельности.
Это - личность, пытающаяся понять свое
в этом мире предназначение, стремящаяся
наполнить свою жизнь определенным смыслом
и активно реализующая свой потенциал
во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических
целях.