Понимание духовности в социально—психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:45, реферат

Описание

В настоящее время духовность представляют объект для психологического исследования (что естественно и тривиально), она представляет собой существенную проблему для психологии, причем такую проблему, которую в современных условиях решить чрезвычайно непросто: на самом деле в рамках традиционной общей психологии для духовности "места" вообще не предусмотрено.

Содержание

Введение
1. Понятие духовности, его развитие, значение и развитие
Духовное развитие
Понимание духовности
Значение духовности
Развитие духовности
Понимание духовности в христианстве
3. Понятие духовности в психологических исследованиях
Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психология социальная реферат.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

  Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души.

  Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации праматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности.

  Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Однако при прочих равных условиях более благодатной почвой для спонтанно проявляющейся тяги к духовному развитию являются интровертный, тревожный и сензитивный типы личности, то есть гипотимные личности. У них из всего спектра потребностей аффилиативная потребность является ведущей, что проявляется способностью к сопереживанию, склонностью к самоанализу, тенденцией к оттормаживанию эгоистических желаний и стремлением сблизить актуальный образ Я с идеальным. При этом мотивы их деятельности отличаются гуманистической направленностью и известной возвышенностью интересов над обыденными проблемами повседневной жизни. Этот тип личности изначально обладает теми базовыми свойствами, которые усиливают вероятность императивной тяги к духовно насыщенному стилю жизни. Такой вариант развития личности, возможно, следовало бы назвать "первичной духовностью".

  Опыт показывает, что гипертимные личности (спонтанные, экстравертированные, агрессивныеи и ригидные) в большей степени ориентированы на самореализацию своего Я по типу "здесь и теперь"; они активно заявляют о себе в этом мире, при этом собственное Я заслоняет сам мир, который ими прагматично используется для достижения своих целей. Они меньше склонны к самоанализу и поискам смысла жизни, для них характерен действенный стиль жизни, а не размышления о прошлом и мечты о будущем. И тот и другой тип личности необходимы для общественной гармонии, но если гипертимы реализуются на ниве реформаторских идей, технического развития и прогресса цивилизации, то гипотимный вариант личности необходим обществу для духовного совершенствования, сохранения культурных традиций и морально-нравственных устоев.

  Изучая выделявшихся своей незаурядностью личностей, на основании анализа данных, полученных в процессе многолетних генетических, биохимических, психологических и культурно-исторических исследований Эфроимсон утверждал, что такое присущее высоким душам человеческое свойство как альтруизм является генетически обусловленным. Вопреки эгоизму, жадности, агрессивности и другим негативным свойствам, которые не украшают людей и приносят в мир страдания и разрушение, человечество развивается и совершенствуется благодаря иным, лучшим качествам человеческой души: способности жертвовать собой ради других, умению любить и сопереживать. "Мы выживем", - писал Эфроэмсон, "если сохраним в себе такие качества как самоотверженность и стремление к взаимному общению".

  Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная, может возникнуть как явление вторичное ("вторичная духовность") у людей, много страдавших, разочаровавшихся, "ушедших в себя" в силу вступившего в действие защитного механизма "эскейпа", "бегства от проблем". У многих эта дорога к храму в буквальном смысле приводит к Богу или к религии (что не одно и тоже). При всех вариантах такой душевной трансформации мы наблюдаем усиление контроля над эгоистическими устремлениями и более выраженную обращенность к своему внутреннему Я. При этом динамическое исследование (в рамках диапазона колебания индивидуально-личностных свойств) обнаруживает повышение треквожности, пессимистичности и интровертированности по данным психодиагностических тестов. Эти данные отражают возрастание тенденции к подавлению эгоистических амбиций, склонность к ограничению круга общения, гуманистическую направленность интересов, умение сопереживать и сочувствовать, повышенную восприимчивость к эстетике и все прочее, что говорит об усилении гипотимных (в том числе альтруистических) тенденций и сглаживании гипертимных (в том числе эгоистических) черт.

  Этим подтверждается тесная связь между готовностью к восприятию духовных ценностей и базовыми характеристиками личности.

   
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Итак, подытоживая  выше сказанное можно утверждать, что духовная сфера безусловно относится  к вершинным уровням человеческого  бытия. Но и в ее основе лежат закономерности, созвучные природе мироздания, благодаря которым формируются базовые индивидуально-типологические свойства, уходящие корнями в генетическую предиспозицию. Это важно подчеркнуть в связи с тем, что индивидуально-типологический паттерн мало меняется на протяжении жизни, а общий рисунок характера устойчиво сохраняется как основная канва, по которой судьба вышивает свой сложный узор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Андреева Г.М.  «Социальная психология» учебник для вузов, Москва

2002

2. Парыгин Б.Д. «Основы социально-психологической теории», Москва 1971

3. Шибутани Т. «Социальная психология», Москва, 1999

4. Христианство (словарь). М., 1991

5. Миание М.Ю.доктор философии, профессор, основатель и научный руководитель Центра Развитие Человека. «09 Августа 2010. Статьи по духовности»

6. Уледов А.К., Журавлев В.В., Котельников Г.А. «Теоретическая и

прикладная  социальная психология», Москва, 1988

Информация о работе Понимание духовности в социально—психологических исследованиях