Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:16, задача
Разделение общества на управляющих и управляемых характеризует все этапы политической истории. В разные периоды истории слой управляющих именовался и определялся по-разному. До эпохи Нового времени понятия «элита» не существовало, но использовался термин «аристократия», под которым понималось благородство происхождения, старинная доблесть и богатство. Начиная с XVII века для определения «избранных» людей стал употребляться термин «элита» (от фр. elite – лучший). Однако широко этот термин стал применяться в общественных науках с конца XIX – начала XX веков. В политическую науку это понятие ввел известный итальянский социолог В. Парето.
Понятие элита и основные теории элитТеги: Моска, политические решения, Аристократия, элита, политика, политология, Михельс, элитарная теория, Парето, управление
Разделение общества на управляющих и управляемых характеризует все этапы политической истории. В разные периоды истории слой управляющих именовался и определялся по-разному. До эпохи Нового времени понятия «элита» не существовало, но использовался термин «аристократия», под которым понималось благородство происхождения, старинная доблесть и богатство. Начиная с XVII века для определения «избранных» людей стал употребляться термин «элита» (от фр. elite – лучший). Однако широко этот термин стал применяться в общественных науках с конца XIX – начала XX веков. В политическую науку это понятие ввел известный итальянский социолог В. Парето.
Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались ещё в глубокой древности.
В античной философии
элитарное мировоззрение было
наиболее полно сформулировано
Платоном. Он решительно выступал
против допущения демоса к
управлению государством, называя
его толпой, враждебной мудрости.
Платон сопрягал добродетель,
мужество и ум как высшие
достоинства людей с
Впоследствии элитарные
точки зрения высказывали
Вильфредо Парето (1818 – 1923) – итальянский социолог, экономист, внесший весомый вклад в развитие политической науки. Главный труд – четырехтомный трактат по общей социологии, вышедший в Италии в 1915–1919 гг., опубликованный в США на английском языке в 1935 году. Исходил из того, что миром всегда правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство – элита. Люди изначально чрезвычайно отличаются друг от друга по уму, талантам, трудолюбию, честолюбию. Индивидуумы, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности и составляют элиту. Он исходил из того, что в каждой сфере человеческой деятельности каждому индивиду можно присвоить индекс его способностей, подобно экзаменационным оценкам. Например, тому, кто сумел заработать миллион (неважно, честно или нечестно) присваивается индекс 10, зарабатывающему тысячи лир – 6, тому, кто едва не умирает от голода - 1, а находящемуся в приюте для бедных – 0. Необходимо отметить, что у Парето речь идет о фактическом, а не потенциальном состоянии, то есть индекс способностей человека определяется реальными конкретными достижениями в той или иной сфере.
Таким образом, согласно
Парето, можно составить класс
тех, кто имеет наиболее
По Парето, существует
два главных типа элит. Первый
тип – это «львы», для них
характерен крайний
Элиты имеют тенденцию к упадку, а контрэлиты, наоборот, к расширенному воспроизводству. Когда контрэлите с помощью масс удается вытеснить старую элиту, то этот процесс можно охарактеризовать как революция. Парето приходит к выводу, что главным результатом революционных перемен становится появление новой элиты с некоторой примесью старой.
Роберт Михельс, немецкий ученый, внесший значительный вклад в развитие теории политических элит. Согласно его мнению, сама организация общества приводит к элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархии», суть которого состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к формированию элиты, постепенно превращающуюся в олигархию, так как руководство организацией не может осуществляться всеми ее членами. Происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые неизбежно выходят из под контроля рядовых членов и подчиняют политику своим интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения.
Итальянский юрист и социолог Г. Моска с других позиций подходил к понятию «элита». Он считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (народа). Моска определял элиту как политический класс, который правит, или как класс людей, который выполняет все политические функции и монополизирует власть. Он считал элиту наиболее активными в политическом отношении людьми, ориентированными на власть, организованным меньшинством общества. При этом используются способы более или менее легальные, но которые обеспечивают правящему классу материальные преимущества для существования, жизненно необходимые средства для функционирования политического организма.
Моска рассмотрел три варианта движения элиты: увековечение без обновления; «увековечивание» с обновлением (наиболее приемлемый для него вариант) и чистое обновление. Наука об элитах, по мнению Моска, необходима для правящего класса в качестве основного инструмента по выработке «научной политики» с целью удержания своих позиций. Идеалом для Моска является формирование элиты не на имущественной или какой-либо другой основе, а на основе ума, способностей и заслуг. Реализация подобных меритократических взглядов переносилась на неопределенное будущее.
Концепции элит Парето, Моска, Михельса положили начало широким теоретическим и эмпирическим исследованиям в этой области. В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.
Некоторые сторонники
теории элит делали попытки
определить количественные
В концепции плюрализма
элит отрицается существование
единой привилегированной
Элитарность современного
общества очевидна. Всякие попытки
ее устранения, социально-экономическая
и политическая уравниловки
В обобщенном виде
политическая элита - это привилегированная
группа, которая занимает руководящие
позиции во властных
Роль правящей элиты
в политике наглядно
Материальное и социальное
положение правящей элиты
2. Основные направления
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Паре-то, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:
1. Особые качества элиты,
связанные с природными
2. Групповая сплоченность
элиты. Это сплоченность
3. Признание элитарности
любого общества, его неизбежного
разделения на
4. Формирование и смена
элит в ходе борьбы за власть.
Господствующее
5. В общем конструктивная,
руководящая и господствующая
роль элиты в обществе. Она
выполняет необходимую для
Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств «всеобщего благоденствия», циничное отношение к борьбе за власть. Такая критика во многом не лишена оснований.
Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д. Однако они имеют и ряд следующих общих установок:
1. Принадлежность к элите
определяется обладанием
Некоторые современные сторонники ценностной теории элит утверждают, что лишь индустриальное и постиндустриальное общество становится подлинно элитарным, поскольку «покоившееся на владении частной собственностью классовое господство сменилось в нем господством групп, которые рекрутируются отныне не по крови или владению собственностью, а на основе деловой квалификации».