Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:23, контрольная работа
Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.
Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.
Наука о культуре прошла долгий путь, ведущий к созданию адекватного концепта культуры. Мы признаем правомочность разных определений культуры, в том числе понимания культуры как образа жизни определенных слоев общества (например, народная культура, элитарная культура), образа жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта или Японии) и пр.
Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества". Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.
Словарь русского языка С.И. Ожегова под определением культуры понимает: совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Философский
энциклопедический словарь дает
следующее определение
Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа.
При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании. Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям .
Обычно
культуру связывают с определенным
обществом, нацией или социальной группой.
Говорят, например, о русской, французской,
испанской культурах, о культуре
города или деревни, подразумевая, что
в каждом обществе существует специфическая,
отличная от других система взаимосвязанных
норм, обычаев, верований и ценностей,
разделяемых большинством членов общества,
которая отличается от других систем
подобного рода. Внутренние социальные
связи и независимость
Культура
– является общественным фактом постольку,
поскольку она является репрезентативной
культурой, то есть производит идеи, значения
и ценности, которые действенны в
силу их фактического признания. Она
охватывает все верования, представления,
мировоззрения, идеи и идеологии, которые
воздействуют на социальное поведение,
поскольку они либо активно разделяются
людьми, либо пользуются пассивным
признанием
Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная, реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.
Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.
Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Правила — регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.
Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей.
Обычай
— традиционно установившийся порядок
поведения. Он также основан на привычке,
но относится не к индивидуальным, а к
коллективным привычкам. Обычай — воспринятая
из прошлого форма социальной регуляции
деятельности и отношений людей, которая
воспроизводится в определенном обществе
или социальной группе и является привычной
для его членов. Обычай состоит в неуклонном
следовании воспринятым из прошлого предписаниям.
В роли обычая могут выступать различные
обряды, праздники, производственные навыки
и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.
Если привычки и обычаи переходят от одного
поколения к другому, они превращаются
в традиции. Традиции — элементы социального
и культурного наследия, передающиеся
из поколения в поколение и сохраняющиеся
в определенном сообществе, социальной
группе в течение длительного времени. Традиции
Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.
Выполнение
ритуалов или церемониальных актов,
предписываемых религиозной традицией,
составляет специфический тип поведения,
который можно проследить в любом
известном науке обществе. Поэтому
ритуал можно рассматривать как информацию,
позволяющую дать определение и описание
человеческой реальности.
Основные формы культуры:
По восприятию и
роли:
Доминирующая
охватывает все основные ценности, специфический вид
представления,
идеологию и убеждение
воздействующее на реальное поведение образцы поведения которой
людей.
По происхождению:
Народная
Культура сельских
производителей.
Связана с
Производством
материально
технических
образцов.
По другим основаниям:
Социальное
изменение подразумевает
Проблемы
взаимовлияния экономики и