Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:23, контрольная работа
Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена.
1.
С точки зрения марксизма,
2. С точки зрения представителей немарксистской социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт и др.), определяющую роль в развитии общества играет именно культура, обеспечивая целостность общества как системы. «Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа», - писал в свое время М.Вебер.
Следует отметить, что представители обоих направлений не отрицали возможности обратного влияния: культуры на экономику в первом и экономики на культуру во втором. Поэтому, разграничивая представленные позиции, важно понимать, что различия в них не абсолютны – речь идет лишь о первостепенности влияния экономики или культуры на развитие общества.
Анализ культуры как фактора социальных изменений выводит нас на ряд проблемных моментов, связанных с ролью культуры в функционировании и развитии общества: с одной стороны, культура остро реагирует на изменения, происходящие в социуме, с другой, сама оказывает воздействие на него, определяя ход многих социальных процессов (социализации, институциализации, группообразования, социальной мобильности).
Глубокий анализ влияния культуры на социальную жизнь индивидов и общностей дан в работе польского социолога Я. Щепаньского «Элементарные понятия социологии». Согласно его мнению, влияние культуры на социум осуществляется разными путями.
1. Через социализацию и формирование отдельной личности. Человеческий детеныш, появившись на свет, выглядит как самое беспомощное живое существо и всецело зависит от окружающих его людей. Соответственно ребенок с первых минут своей жизни оказывается под влиянием существующей обстановки, предметов, взглядов, принятых в данной группе способов воспитания детей и т. д. Он застает социум с его правилами, нормами, предписаниями, появившимися задолго до его рождения. Чтобы войти в этот мир и занять в нем определенное место, маленькому человеку предстоит научиться многому, в том числе главному – жить среди себе подобных. Устоявшиеся образцы культуры группы оковами сковывают индивидуальное, что есть в человеке от рождения – естественные склонности, влечения. Таким образом, культура действует через людей, которые ее признают и которые приспосабливаются к ее образцам, предписаниям, ценностям, моделям. При этом важно понимать, что воспитание может моделировать врожденные биологические свойства, но не устраняет их. Новорожденное живое существо станет личностью только в результате социализации: общаясь с себе подобными, усваивая и принимая опыт предыдущих поколений, нормы и образцы поведения, систему ценностей, что, в свою очередь, и составляет культуру общества.
2. Через создание и введение ценностей. В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно понимать, что культура формирует системы ценностных ориентиров и их критерии. Биологические потребности, присущие людям, определяющим образом влияют на их поведение. Потребности вызывают у индивида желание их удовлетворить. Однако способы удовлетворения потребностей зависят и сама возможность удовлетворения каких-либо потребностей в первую очередь, от системы ценностей, господствующей в данном обществе. При этом система ценностей развивается в рамках культуры, оказывая серьезное влияние на ход общественной жизни.
3. Через образцы деятельности и образцы поведения. Как индивид решает свои проблемы, не конфликтуя с другими индивидами, как ведет себя в той или иной ситуации, определяют образцы (своего рода схемы) действия или образцы поведения, сформированные в рамках отдельной культуры.
4. Через создание моделей институтов и социальных систем. Модель в отличие от образца – желаемая схема, связанная с ценностями, которые надлежит унаследовать и повторить. Так появляются стили (модели) в искусстве, архитектуре, что влияет на организацию и функционирование институтов и социальных систем.
Культура – это продукт деятельности человека, не существующий вне человеческого общества. Но при этом культура «складывается из объективизированных продуктов деятельности, то есть продуктов, закрепленных, доступных опыту всей общности или, по крайней мере, определенных групп.
Обычай - повторяющиеся, привычные
способы поведения людей в определенных
ситуациях. К ним относятся общепринятые
приемы в труде , распространенные в данном
обществе формы взаимоотношений людей
в быту и семье, дипломатические и религиозные
ритуалы и др. повторяющиеся действия,
отражающие особенности жизни племени,
класса , народа . В обычаях находят свое
проявление и нравы общества. Обычаи
формируются исторически. На их возникновение
и характер влияют
особенности истории народа, его хозяйственной
жизни, природно-климатические условия
, социальное положение людей, религиозные
воззрения и т. п. Обычаи имеют силу общественной
привычки и влияют на поведение людей.
Поэтому
они подлежат моральной оценке. Некоторые
обычаи тесно связаны с интересами
существовавших ранее классов, поэтому
они могут иметь характер пережитков прошлого.
Нравственные
нормы - это система взглядов, определяющих
поведение в личной и общественной жизни
в конкретный исторический период. Нравственные
нормы общества зависят от многих факторов(географическое
положение, социальное устройство, религиозная
и национальная принадлежность и т.д.)
Закон -
это общеобязательное правило, регламентирующее
поведение и деятельность членов общества
и(или) их отношения с государством. Проект
закона становится законом после принятия
и утверждения его высшим законодательным
органом государственной власти. Справедливость
закона определяется его степенью соответствия
господствующим нормам морали или нравственности,
присущим данному обществу на данной территории
и в данное время.
Каждый
человек живет в определенной
системе ценностей, предметы и явления
которых призваны удовлетворить
его потребности. В известном
смысле можно сказать, что ценность
выражает способ существования личности.
Причем разные ценности имеют для
нее различное значение и с
этим связана иерархия ценностей. Как
и сами ценности, их иерархическая
структура носит конкретно-
Ценности
личности образуют систему ее ценностных
ориентации, под которыми имеется
в виду совокупность важнейших качеств
внутренней структуры личности, являющихся
для нее особо значимыми. Эти
ценностные ориентации и образуют некую
основу сознания и поведения личности
и непосредственно влияют на ее развитие.
При этом в соответствии с конкретной,
индивидуальной, иерархией ценностей
наблюдается относительный
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь
Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности.
Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода.
С
проблемой высших ценностей и
прежде всего смыслом жизни связана
и проблема экзистенциального вакуума.
В экзистенциальном вакууме оказывается
человек, запутавшийся в ценностях
или не нашедший их. Это состояние
особенно распространено в наши дни.
Традиционные и устоявшиеся ценности
быстро разрушаются, и не только молодым,
но и умудренным жизнью людям часто
не ясно, для чего жить, к чему стремиться,
чего хотеть. Экзистенциальный вакуум,
связанный с потерей
Еще
одна актуальная и важнейшая для
нас сегодня проблема — влияние
рыночных ценностей на социализацию
личности. Наше общество переживает ответственный
исторический этап — становление
рыночных отношений. Он связан с изменением
не только экономических отношений,
но и всей системы социальных отношений,
которая зиждется на них. Меняется весь
образ жизни людей, и это, конечно,
не может не вести к изменению
ценностных ориентации, мотивации поведения
и всего процесса социализации личности.
Суть рыночных отношений — экономический
либерализм, конкуренция, стремление к
прибыли. Они влияют на ценностные ориентации
личности неоднозначно. С одной стороны,
они, бесспорно, пробуждают инициативу,
активность, энергию людей, расширяют
возможности для развития способностей
и творчества личности. В условиях господства
рыночных отношений личность нередко
теряет свои высшие ценности, составляющие
смысл ее жизни. А это ведет к образованию
экзистенциального вакуума.
Функции
социального контроля.