Понятие личности. Социология личности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.












1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:
- с точки зрения ее структуры;
- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация
человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно
более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и
противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.


1.1 Социальная сущность личности.
Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.
Индивид - один из группы.
Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.
1.2 Структура личности.
В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1. Направленность личности.
- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);
- мотивы поведения;
- цели человека;
- ценностные ориентации;
- иные установки человека;
- интересы личности;
- убеждения;
- идеалы.
Все это формируется воспитанием и социальным общением.
2. Жизненный опыт личности.
- умения;
- навыки;

Содержание

1.Понятие личности…………………………………………………… .. 2


1.1 Социальная сущность личности………………………………………. 3

1.2 Структура личности……………………………………………………. 3

2. Социология личности……………….…………………………………. 4

2.1 Стадии социализации…………………………………………………... 4

2.2. Различия между социализацией взрослых и детей………………….. 5

Вывод………………………………………………………………………… 6

Литература…………………………………………………………………… 7

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Департамент образования и  науки 

Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры 

Бюджетное учреждение СПО 

«Ханты-Мансийский колледж сервиса  и технологий» 

РЕФЕРАТ 

ТЕМА: Понятие личности. Социология личности. 

По  дисциплине__ ___СОЦИОЛОГИЯ_____________ 

________________________________________________ 

____________________

фамилия

______________Екатерина Викторовна_____________

имя, отчество 

Шифр____Б-3-10-07   ____________________________   

Адрес студента__г.Ханты-Мансийск_______________   

__ ____________________   

Место работы___»____________ 

Должность__ _______________ 

 

Результат работы________________________________   

«_____»_________________________________200_8_год 

                  Подпись преподавателя___________________________ 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Понятие личности…………………………………………………… .. 2
 

    1.1 Социальная сущность личности………………………………………. 3 

     1.2 Структура личности……………………………………………………. 3 

     2. Социология личности……………….…………………………………. 4 

     2.1 Стадии социализации…………………………………………………... 4 

     2.2. Различия между социализацией взрослых и детей………………….. 5 

    Вывод………………………………………………………………………… 6

    Литература…………………………………………………………………… 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 

    В повседневном и научном языке  очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной)  сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

    В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его  включенностью в общественные отношения и проявляющееся в  совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

    В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом  называется человек как представитель  вида, продукт филогенетического  и онтогенетического развития. Чтобы  сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

    Каждая  личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

    Подойти к задаче характеристики личности можно  двояким способом:

  • с точки зрения ее структуры;
  • с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

    Главная цель развития личности - возможно более  полная реализация  
человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно  
более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и  
противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
 
 
 
 

    1.   Социальная сущность личности.
 

    Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.

Индивид - один из группы.

Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.

    Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. 

1.2 Структура личности. 

    В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1. Направленность личности.

- потребности:  биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы  поведения; 

- цели  человека;

- ценностные  ориентации;

- иные  установки человека;

- интересы  личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это  формируется воспитанием и социальным общением.

2. Жизненный опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное  играет здесь главенствующую роль и  формируется через обучение.

3. Особенности психический процессов.

- чувства;

- восприятие;

- мышление;

- память;

- воля.

Социальность  может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.

4. Биологические свойства.

- строение  тела;

- патологические  свойства в строении тела;

- темперамент  (тип нервной системы);

- половые  и возрастные свойства. 

  1. СОЦИАЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
 

    Социализация  личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

    Термин  «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

    Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения  и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. 

    2.1. Стадии социализации. 

    Выделяют  следующие стадии социализации:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

    Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  1. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
      • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
      • изменение себя, «стать как все»;
      • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
  1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.
  1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

     

2.2. Различия между  социализацией взрослых  и детей. 

    Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

    1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые  ценностные ориентации.
    2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
    3. Социализация взрослых  часто предполагает понимание того, что между черным и белым  существует множество «оттенков серого цвета».

    Социализация  в детстве строится на полном повиновении  взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

    1. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Информация о работе Понятие личности. Социология личности.