Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:
- с точки зрения ее структуры;
- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация
человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно
более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и
противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
1.1 Социальная сущность личности.
Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.
Индивид - один из группы.
Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.
1.2 Структура личности.
В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1. Направленность личности.
- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);
- мотивы поведения;
- цели человека;
- ценностные ориентации;
- иные установки человека;
- интересы личности;
- убеждения;
- идеалы.
Все это формируется воспитанием и социальным общением.
2. Жизненный опыт личности.
- умения;
- навыки;
1.Понятие личности…………………………………………………… .. 2
1.1 Социальная сущность личности………………………………………. 3
1.2 Структура личности……………………………………………………. 3
2. Социология личности……………….…………………………………. 4
2.1 Стадии социализации…………………………………………………... 4
2.2. Различия между социализацией взрослых и детей………………….. 5
Вывод………………………………………………………………………… 6
Литература…………………………………………………………………… 7
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры
Бюджетное учреждение СПО
«Ханты-Мансийский
колледж сервиса
и технологий»
РЕФЕРАТ
ТЕМА:
Понятие личности.
Социология личности.
По
дисциплине__ ___СОЦИОЛОГИЯ_____________
______________________________
____________________
фамилия
______________Екатерина Викторовна_____________
имя, отчество
Шифр____Б-3-10-07
____________________________
Адрес
студента__г.Ханты-Мансийск____
__
____________________
Место
работы___»____________
Должность__ _______________
Результат
работы________________________
«_____»_______________________
Подпись преподавателя_________
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Социальная
сущность личности……………………………………….
3
1.2 Структура личности…………………………………………………….
3
2. Социология личности……………….………………………………….
4
2.1 Стадии социализации………………………………………………
2.2. Различия между социализацией взрослых
и детей………………….. 5
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
1.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:
Главная
цель развития личности - возможно более
полная реализация
человеком самого себя, своих способностей
и возможностей, возможно
более полное самовыражение и самораскрытие.
Но эти качества невозможны без участия
других людей, они невозможны в изоляции
и
противопоставлении себя обществу, без
обращения к другим людям, предполагающего
их активное соучастие в этом процессе.
Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.
Индивид - один из группы.
Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.
Личность
- совокупность социально-значимых черт
сформированных обществом.
1.2
Структура личности.
В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1. Направленность личности.
- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);
- мотивы поведения;
- цели человека;
- ценностные ориентации;
- иные установки человека;
- интересы личности;
- убеждения;
- идеалы.
Все это
формируется воспитанием и
2. Жизненный опыт личности.
- умения;
- навыки;
- привычки;
Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.
3. Особенности психический процессов.
- чувства;
- восприятие;
- мышление;
- память;
- воля.
Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку.
4. Биологические свойства.
- строение тела;
- патологические свойства в строении тела;
- темперамент (тип нервной системы);
- половые
и возрастные свойства.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание
процесса усвоения социальных норм, умений
стереотипов, формирования социальных
установок и убеждений, обучения
принятым в обществе нормам поведения
и общения, вариантам жизненного
стиля, вхождения в группы и взаимодействия
с их членами как социализация имеет
смысл, если изначально индивид понимается
как несоциальное существо, и его несоциальность
должна в процессе воспитания в обществе
не без сопротивления преодолеваться.
В иных случаях термин «социализация»
применительно к социальному развитию
личности избыточен. Понятие «социализация»
не подменяет и не заменяет собой известных
в педагогике и в педагогической психологии
понятий обучения и воспитания.
2.1.
Стадии социализации.
Выделяют следующие стадии социализации:
Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
2.2.
Различия между
социализацией взрослых
и детей.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.