Понятие личности в социологии и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:15, контрольная работа

Описание

Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась дольше культурной – 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.

Содержание

Введение …………………………………………………………………....2 – 3
Этапы развития представления о человеке как личности ….3 – 7
Понятие личности в социологии ……………….……………….7 – 8
Компоненты структуры личности ………………………………8 – 9
Формирование личности …………………………………………9 – 11
Личность и основные факторы её развития………………….12 – 13
Социальное поведение в представлении психологов
и социологов………………………………………………………………13 – 17
Заключение ……………………………………………………………….18 – 19
Список литературы ……………………………………………………..19 – 20

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

САНКТ –  ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

        Дисциплина: Социология

        Тема: Понятие личности в социологии и психологии. 
 
 

                                            Выполнила студентка II курса

                                                                заочного отделения 

                                                                     специальность 080502

                                                                                   группа Э-67

                                                                             Тюлькова Анна Сергеевна 
 
 
 

Псков

2007 г. 
 
 
 

Содержание. 
 

Введение  …………………………………………………………………....2 – 3 

  1. Этапы развития представления о человеке как личности  ….3 – 7
  2. Понятие личности в социологии ……………….……………….7 – 8
  3. Компоненты структуры личности ………………………………8 – 9
  4. Формирование личности …………………………………………9 – 11
  5. Личность и основные факторы её развития………………….12 – 13
  6. Социальное поведение в представлении психологов

и социологов………………………………………………………………13 – 17  

Заключение ……………………………………………………………….18 – 19  

Список литературы ……………………………………………………..19 – 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась дольше культурной – 2,5 млн. лет. Развитие человека   40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.

     Они послужили условием перехода от биологической  к культурной эволюции. Всё, что человек  приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано  с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Можно говорить о том, что в человеке, как биологическом существе формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Этапы развития представления  о человеке как  личности. 

     Развитие  представлений о человеке как  личности прошло несколько этапов. 

     Древний Китай (VI – I вв. до н. э.). 

     Человек в даосизме занимает срединное положение  в мире, соединяя в себе тёмное и  светлое, мужское и женское, активное и пассивное начала, твёрдость и мягкость, покой и движение. Он обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он – лишь последнее звено саморазвития мира, движения времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек ещё не ощущает границ собственной личности. 

     Древняя Индия (VI –IV в до н. э.). 

     Буддизм устраняет индивидуальное своеобразия  людей. Ему неизвестна идея обособленной личности, родившаяся в европейской философии тема индивидуальной кончины, безвозвратной утраты уникальной жизни. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляются в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а космическая душа. У неё нет индивидуальности. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. 

     Древняя Греция (VI – IV вв до н. э.). 

     Античные  философы первыми осознали, что ценность жизни – в её неповторимости. Они сделали значительный, хотя и не окончательный шаг вперёд, отделив индивид от космоса. Поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека. Знаменитое изречение «познай самого себя» означало, что каждый человек обладает внутренним «Я», центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несёт за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания. Человек не только познаёт самого себя но и выступает мерой всех вещей природных и социальных.  

     Средневековье (IV – XIV вв). 

     Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, что воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к доличностным культурам. Христианство поместило человека в центр мироздания. Человек – это храм, он создан по образу и подобию Бога.  

     Возрождение ( XIV – XVI вв. 

     Складывающиеся  в эпоху Европейского Возрождения  взгляды на человека вобрали в себя всё лучшее от античности и христианства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте – провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. Возрождение знаменует переход от традиционного общества к современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и экономическое явление невозможен там, где нет индивида – свободного предпринимателя, наёмного работника. Они самостоятельные экономические агенты. Ренисансное сознание в полном смысле слова двигаться от понятия «индивид» к «индивидуальности». Возрождения называют еще «веком разума», оно провозгласило разум высшим достоинством человека.  

     Просвещение (XVII – XVII вв). 

     Просвещение продолжает начатую в эпоху Возрождения  борьбу за установление «царства разума», политических свобод и гражданских  прав человека. Конец эпохи Просвещения  ознаменован двумя важнейшими явлениями  – Великой промышленной революцией, окончательно закрепившей бесповоротность наступления капитализма, и Великой французской революцией (1789 г.), провозгласившей те политические права и свободы, которые составляют основу современной демократии. Это эпоха великих географических и научных открытий, завоевание юридической свободы, борьбы буржуазии за власть, которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом.

     Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух – главные параметры формирующей личности. Историки утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слов «личность», появилось каких – то 200-300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения.  

     Современность. 

     Философы  рассматривали личность под углом  зрения вечного и временного. Так  поступали Сократ, Платон, Аристотель, Кант и Гегель, а в XIX – XX веках русские мыслители Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Павел Флоренский. Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистеционализма, а в другом – религиозной философии. Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование  в двух перпендикулярных гиперплоскотях – в вечности и во времени.

     Человек в вечности – носитель вечных ценностей. Человек во времени – всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени – это наше бытие. Наше существование – всегда напряжение между временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив.

Понятие личности в социологи.

 

      Понятием  «индивид» обычно обозначается человек  как единичный представитель  той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется  по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

      Личность  является причиной социально – этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности, система знаков, совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки.

      Понятие личности имеет смысл в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное ее исполнение. 

Компоненты  структуры личности. 
 

Краткое название подструктуры. К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и  социального
Подструктура  направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура  опыта Умения, знания навыки, привычки Социально-биологический  уровень 

(значительно  больше социального, чем биологического)

Подструктура  форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура  биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)
 

Формирование  личности. 

      Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.

      Личность  невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в  процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания  самостоятельности, инициативы, творчества.

Информация о работе Понятие личности в социологии и психологии