Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:15, контрольная работа
Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволюция длилась дольше культурной – 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных.
Введение …………………………………………………………………....2 – 3
Этапы развития представления о человеке как личности ….3 – 7
Понятие личности в социологии ……………….……………….7 – 8
Компоненты структуры личности ………………………………8 – 9
Формирование личности …………………………………………9 – 11
Личность и основные факторы её развития………………….12 – 13
Социальное поведение в представлении психологов
и социологов………………………………………………………………13 – 17
Заключение ……………………………………………………………….18 – 19
Список литературы ……………………………………………………..19 – 20
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Ведь социализация-это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь?
Когда
подросток задаёт подробные вопросы,
это верный признак завершающего этапа
становления социального «Я»: сквозь индивидуальность
уже проклёвывается личность. Развитая
индивидуальность рождает пока ещё не
развитую личность. Дальнейший процесс
развития собственно личности может продолжаться
как угодно долго. Наука не установила
никаких количественных границ. До глубокой
старости человек меняет взгляды на жизнь,
привычки, вкусы, правила поведения. Процесс
социализации объясняет то, каким образом
человек из существа биологического превращается
в существо социальное, общественное,
становиться личностью.
Личность
и основные факторы
ее развития.
Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения”. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальной опыт.
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее состоит из трех элементов:
Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и "социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий' и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей.
Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.
Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины).
Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (инженер, адвокат).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Социальное
поведение попытался
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.
Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под влиянием идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество — как систему запретов, табу.
Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
В
соответствии с концепцией классического
бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует
поведение организма. Сохраняя двучленную
схему анализа поведения, он изучает только
его двигательную сторону. Основываясь
на экспериментальных исследованиях и
теоретическом анализе поведения животных.
Скиннер формулирует положение о трех
видах поведения: безусловнорефлекторном,
условнорефлекторном и оперантноц.
На основе анализа поведения Скиннер формулирует
свою теорию научения. Главным средством
формирования нового поведения выступает
подкрепление. Вся процедура научения
у животных получила название «последовательного
наведения на нужную реакцию". Для разрешения
социальных проблем современного общества
Б.Скиннер выдвигает задачу создания
технологии поведения. Технология поведения
призвана осуществлять контроль одних
людей над другими. Поскольку намерения,
желания, самосознание человека не принимаются
во внимание в бихевиоризме, средством
управления поведением не является обращение
к сознанию людей. Таким средством выступает
контроль за режимом подкреплений, позволяющий
манипулировать людьми.
Заключение.
Таким образом можно сделать следующие выводы по представленной проблеме.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я».
Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав
себя как личность, определив свое
место в обществе и жизненный путь
(судьбу), человек становится индивидуальностью,
обретает достоинство и свободу, которые
позволяют отличить его то любой другой
личности, выделить ее среди прочих.
Информация о работе Понятие личности в социологии и психологии