Понятие семьи группы риска и ее классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:06, реферат

Описание

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что в трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. Такие семьи принято называть – семьями «группы риска». У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Понятие семьи группы риска и ее классификация………………….
Характеристики и факторы воздействия на семьи «групп риска»…
Формы и методы социальной работы с семьями «групп риска»…..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

семья.docx

— 37.64 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

  1. Понятие семьи группы риска и ее классификация………………….
  2. Характеристики и факторы воздействия на семьи «групп риска»…
  3. Формы и методы социальной работы с семьями «групп риска»…..

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы  семьи касаются каждого человека. Они затрагивают самые различные  социальные группы и слои. Самочувствие семьи и процессы, которые влияют на её функционирование, не могут не волновать также общество и государство. 

  Изучение указанных проблем в  сегодняшних российских условиях  представляется особенно актуальным. Можно говорить о постоянном  увеличении удельного веса матерей  (а на Западе и отцов), воспитывающих  ребенка без мужа (жены). Растет  и число родителей (отчимов,  мачех, приемных), не связанных  с воспитываемым ребенком биологическими  узами. Вследствие увеличения  разводов и внебрачных беременностей  многие отцы (иногда матери) не  проживают с детьми, причем некоторые  из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких  контактов с ребенком, так и  остаются только биологическими  родителями.

В настоящее  время семья переживает сложный  период развития: осуществляется переход  от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи.

В настоящее  время сложилась такая жизненная  ситуация, что в трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. Такие семьи принято называть – семьями «группы риска». У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие семьи группы риска и ее классификация.

Семья это также сложная, многофункциональная  система, выполняющая ряд взаимосвязанных функции. В частности под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности ее членов. Функции семьи по мнению педагогов и социологов заключаются в экономических, хозяйственно-бытовых, реактивных, репродуктивных, воспитательных воздействиях и взаимодействиях. По Т. Ф. Ефремовой Семья – это группа близких родственников, живущих вместе. Таким образом можно приводить множество синонимичных определении семьи, обозначающих прежде всего взаимодействие и сотрудничество ее членов. Несколько иначе ситуация в семьях группы риска, или маргинальных, неблагополучных, асоциальных семьях

Под семьей группы риска понимается семья  с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным  образом жизни.

  Проблемы семьи группы риска  определяются прежде всего общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно будущего себя и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям, а также семьи, где дети своего рода рабы, «золушки».

  Почему так происходит? Ответ  на этот вопрос одинаково прост  и сложен. Прост, потому, что все беды можно переложить на государство, на общество; сложен, так как, перекладывая вину за случившееся на других, проблемы не решить, поэтому, прежде всего причины неблагополучия необходимо искать в каждой семье индивидуально. Список причин, ведущих к неблагополучию этим далеко не ограничивается, ведь каждая семья по своему индивидуальна, обладает своим психологическим климатом, и своей же, присущей только ей способностью противостоять трудностям современной жизни. На основе вышеизложенного попытаемся обобщить классификацию семей, исходя из существующих причин неблагополучия.

Классификация семей группы риска.

  М. В. Шакурова выделяет семьи,  в которых взаимодействия хаотичны  и основаны на беспрерывных  спорах и конфликтах, ведущих  к кризису, причем прошлый опыт  не служит ориентиром для поведения  в будущем. Данные семьи имеют  хаотическую структуру, низкоорганизованные,  конфликтны и почти не имеют  собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Она предлагает классификацию семей на основе функциональности и не функциональности, относя к не функциональным семьи группы риска.

1. Конфликтные  семьи (от 50 до 60% составляют семьи,  характеризующиеся неблагоприятными  социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения  супругов, и педагогически несостоятельные  семьи с низкой психолого-педагогической  культурой родителей, неправильным  стилем детско-родительских отношений.  Наблюдаются самые разнообразные  неправильные стили детско-родительских  отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи. Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых милиционеров, представителей правоохранительных органов.

2. Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение (но не всегда, иногда таким родителям просто нужна социально-педагогичеческая поддержка). 4. Асоциально-аморальные семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей. Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться си своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

5. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают» затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи

  Список можно продолжить, сделав  упор на стили воспитания. На  мой взгляд данная классификация наиболее приемлемая, так как отражает весь спектр причин неблагополучия, одновременно систематизируя их. Основываясь на классификации Шакуровой, можно осуществлять планирование социально-педагогической деятельности с различными категориями семей группы риска. К тому же любая типология семей, их классификация формируется под влиянием причин этого неблагополучия.

 

2.Характеристки и факторы воздействия на семьи «групп риска»

Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» - это категория  семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:

  • пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
  • устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
  • жестокое обращение с детьми (побои);
  • побеги из дома, конфликты со сверстниками

Семьи группы риска характеризуются:

1. Слабой  способностью членов этих семей  к анализу того, что происходит  в семье, неспособностью по  этой причине выдвигать цели  по улучшению жизни семьи и  достигать эффективных результатов.

2. Слабой  способностью обсуждать словесно  проблемы семьи; члены этих  семей плохо понимают, когда психолог  пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи,  и в чем причины неблагополучия.

3. Засильем  в семье эмоций, связанных с  достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям,  связанным с любовью, заботой,  взаимопомощью.

4. Высокой  степенью риска по отношению  к проблеме приема алкоголя и наркотиков

  Подчас члены этих семей не  верят, что они могут что-то  изменить в своей судьбе и  судьбе своих близких. Поэтому  первым и необходимым этапом  работы является развитие надежды.  Для этого следует рассказать  членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам.

 Факторы риска воздействующие на семьи

  Семья «группы риска» - разновидность  семьи, которая не выполняет  в достаточной степени своих  функций, а так же оказывается  подверженной воздействию негативных  социальных факторов. Слово риск  означает возможность, большую  вероятность чего-либо, как правило,  негативного, нежелательного, что  может произойти, или не произойти.  Поэтому, когда говорят о семьях  «группы риска», подразумевается,  что эти семьи находятся под  воздействием некоторых нежелательных  факторов, которые могут сработать  или не сработать. Фактически  речь идет о двух сторонах  риска. С одной стороны, это  риск для общества, который создают  дети. Следует отметить, что понятие  «группы риска» появилось еще  в советский период, именно в  контексте приоритета общественных  интересов. Это понятие, позволяло  выделять категорию людей, семей,  поведение которых могло представлять  определенную опасность для окружающих  и общества в целом, поскольку  противоречило общепринятым нормам  и правилам 

  Разные ученые выделяют различные  группы факторов риска, рассмотрим  подход В.Е. Летуновой:

  а) медико-биологические факторы:

  б) группа здоровья

  в) наследственные причины;

  г) группа здоровья;

  д) врожденные свойства;

  е) нарушения в психическом  и физическом развитии;

  ж) условия рождения ребенка;

  з) заболевания матери и ее образ жизни;

  к) травмы внутриутробного развития  и т.д.

  л) социально – экономические:

  м) многодетные и неполные семьи;

  н) несовершеннолетние родители;

  о) семьи, ведущие аморальный  образ жизни;

  п) неприспособленность к жизни в обществе

 

  Наиболее важное и конкретное для работы социального работника представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:

а) медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);

  б) социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

  в) социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);

г) социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);

  д) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи)

  С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:

Информация о работе Понятие семьи группы риска и ее классификация