Понятие семьи группы риска и ее классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:06, реферат

Описание

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что в трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. Такие семьи принято называть – семьями «группы риска». У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Понятие семьи группы риска и ее классификация………………….
Характеристики и факторы воздействия на семьи «групп риска»…
Формы и методы социальной работы с семьями «групп риска»…..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

семья.docx

— 37.64 Кб (Скачать документ)

  а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев

  б) малообеспеченные семьи;

  в) семьи с избыточной иждивенческой  нагрузкой;

  г) семьи воспитывающие детей  инвалидов;

  д) неполные семьи;

  е) семьи военнослужащих срочной  службы;

  ж) семьи безработных;

  з) семьи военнослужащих – контрактников;

  к) семьи проживающие в неблагополучных регионах;

  л) семьи, где родители долго  не получают заработную плату

  Всем этим семьям необходима  психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально  – педагогическая помощь.

  Как нам известно, личность подрастающего  поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Формы и методы социальной работы с семьями «групп риска»

Одной из наиболее сложных и болезненных  проблем современной России, и, в  частности, является проблема социального  сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних  лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей  оказываются выброшенными из нормальной жизни. Работа в данном направлении  предполагает сегодня оптимизацию  деятельности в этом направлении  всех социальных служб и структур управления.

  В целях развития форм устройства  семей, находящихся в трудной  жизненной ситуации и нуждающихся  в государственной защите органам  социальной защиты населения  необходимо занимать активную  и «помогающую» позицию, предпринимать конкретные действия .

  Основной подход «изъятия» ребенка  из неблагополучной семьи и  определение его в учреждение  в большинстве случаев приводит  только к тому, что ребенок  становится сиротой и определяется  на государственное содержание. Не учитывается последствий разлучения  для семьи и ребенка, используются  карательные меры вместо реабилитационных, так как мало развиты соответствующие механизмы, ограничено число специалистов по работе с семьей.

  Для семьи «группы риска» эти  подходы совершенно не подходят, такие данные семьи требуют  более «экологических» методов.  В последние годы от правозащитных  организаций поступает много  предложений о реорганизации  системы защиты прав детей.  В основном они касаются введения  новых форм работы с семьями  «группы риска».Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

  Чаще всего социальный педагог  прибегает к методу беседы. Важно,  чтобы к беседе социальный  педагог готовился. В этом ему  поможет анкетирование, составленный  заранее вопросник или результаты  комиссии, которая сделала заключение  при поступлении ребенка в  данное учреждение. Исследователи  выделяют еще метод социометрии,  при котором, для математической  обработки собираются данные  бесед, анкетирования, опроса  и алгоритмов, оценки кризисного  состояния ребенка.

  Именно во время появления  и нахождения семьи в подобных  кризисах семья-система особенно  уязвима, она входи в «группу  риска». Если на этом этапе  помочь семье, то она не станет  неблагополучной. При внимательном  изучении биографии родителей  из семей «группы риска» выясняется, что их детство прошло в  алкогольных семьях или в семьях  с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе  немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: «не выражай открыто своих чувств – это могут использовать против тебя»; «не верь никому, даже родным»; «не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…». С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с повышенным риском. Данную проблему решить очень сложно, только через несколько поколений успешной работы с семьёй можно сказать, что семья «выздоровела».

  Раннее выявление семей группы  риска и профилактическая работа  с ними были названы приоритетными  направлениями. До этого деятельность  реабилитационных центров была  направлена только на реабилитацию  детей. При социальной работе  с семьёй «группы риска» нет  определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей  всех семей. Здесь вся ответственность  за качество и эффективность  поддержки ложиться на плечи  команды специалистов, в том числе  социальных работников. При этом  специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние  семьи. Во-вторых, владеть разнообразными  технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно  их применять. Только при выполнении  этих требований, а также при  творческом подходе специалиста  к решению проблем детей и  их родителей, результаты работы  с семьёй будут влиять на неё положительно.

  Диагностика состояния семьи  позволяет составить более точное  представление о потребностях  целевой группы и точнее сформировать  комплекс необходимых услуг. Важным  в работе с семьёй является  сопровождение семьи. Главная  цель работы специалистов с  семьёй «группы риска» должно  быть сохранение семьи (то есть  решение проблем и взрослых и их детей)

  Таким образом, раннее выявление  семей «группы риска» и своевременная  помощь им, а также целенаправленная  работа с неблагополучием из  поколения в поколение, являются  самыми эффективными методами  профилактики семейного неблагополучия.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив  данную тему можно сделать выводы, о том что проблемы семьи группы риска определяются прежде всего общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно будущего себя и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям, а также семьи, где дети своего рода рабы.

Социальная  работа с семьей «группы риска» - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые  группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это  одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой  является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей «группы  риска» сегодня представляет собой  многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному  обслуживанию семьи на государственном  уровне

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006.
  2. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2003.
  3. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005.
  4. Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». – Майкоп: «Качество», 2006.
  5. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002.
  6. Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008
  7. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы./ Е.И. Холостова - М.: Юристь, 2001.
  8. Интернет ресурс http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Psihologia/ 58098
  9. Интернет ресурс http://bibliofond.ru/view.aspx?id=475862
  10.   Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья
  11.   Интернет ресурс http://soc-work.ru/

 

 


Информация о работе Понятие семьи группы риска и ее классификация