а) семьи беженцев, вынужденных переселенцев
б) малообеспеченные семьи;
в) семьи с избыточной иждивенческой
нагрузкой;
г) семьи воспитывающие детей
инвалидов;
д) неполные семьи;
е) семьи военнослужащих срочной
службы;
ж) семьи безработных;
з) семьи военнослужащих – контрактников;
к) семьи проживающие в неблагополучных
регионах;
л) семьи, где родители долго
не получают заработную плату
Всем этим семьям необходима
психолого-педагогическая, реабилитационная,
правовая, а так же социально
– педагогическая помощь.
Как нам известно, личность подрастающего
поколения формируется не вакууме,
не сама по себе, а в окружающей его социальной
среде. Последняя имеет решающее значение
для процесса воспитания. Особенно важно
влияние малых групп, в которых школьник
взаимодействует с другими людьми. Это
семья, школа, класс, неформальные группы
общения.
3.Формы
и методы социальной работы с семьями
«групп риска»
Одной
из наиболее сложных и болезненных
проблем современной России, и, в
частности, является проблема социального
сиротства, детской безнадзорности
и беспризорности. На протяжении последних
лет постоянно растут его масштабы,
все большее количество детей
оказываются выброшенными из нормальной
жизни. Работа в данном направлении
предполагает сегодня оптимизацию
деятельности в этом направлении
всех социальных служб и структур
управления.
В целях развития форм устройства
семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации и нуждающихся
в государственной защите органам
социальной защиты населения
необходимо занимать активную
и «помогающую» позицию, предпринимать
конкретные действия .
Основной подход «изъятия» ребенка
из неблагополучной семьи и
определение его в учреждение
в большинстве случаев приводит
только к тому, что ребенок
становится сиротой и определяется
на государственное содержание.
Не учитывается последствий разлучения
для семьи и ребенка, используются
карательные меры вместо реабилитационных,
так как мало развиты соответствующие
механизмы, ограничено число специалистов
по работе с семьей.
Для семьи «группы риска» эти
подходы совершенно не подходят,
такие данные семьи требуют
более «экологических» методов.
В последние годы от правозащитных
организаций поступает много
предложений о реорганизации
системы защиты прав детей.
В основном они касаются введения
новых форм работы с семьями
«группы риска».Также, самым распространенным
и естественным является метод наблюдения.
Именно он дает педагогу больше всего
материала для воспитательной работы.
Педагог наблюдает за общением ребенка,
его поведением в семье, в школе, на уроке,
со сверстниками, его трудом. Не каждому
педагогу удается достичь успеха в общении
с детьми. Но эту способность можно развить.
Начинающему педагогу помогут записи
своих наблюдений, а общение поближе нужно
начинать с двумя-тремя ребятами, постараться
узнать их.
Чаще всего социальный педагог
прибегает к методу беседы. Важно,
чтобы к беседе социальный
педагог готовился. В этом ему
поможет анкетирование, составленный
заранее вопросник или результаты
комиссии, которая сделала заключение
при поступлении ребенка в
данное учреждение. Исследователи
выделяют еще метод социометрии,
при котором, для математической
обработки собираются данные
бесед, анкетирования, опроса
и алгоритмов, оценки кризисного
состояния ребенка.
Именно во время появления
и нахождения семьи в подобных
кризисах семья-система особенно
уязвима, она входи в «группу
риска». Если на этом этапе
помочь семье, то она не станет
неблагополучной. При внимательном
изучении биографии родителей
из семей «группы риска» выясняется,
что их детство прошло в
алкогольных семьях или в семьях
с другими формами неблагополучия.
Это сыграло в их судьбе
немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной
семье связана с постоянным ожиданием
стресса, оскорбления, боли (физической
или психологической), которое постепенно
превращается в привычку, становится образом
жизни. Даже после того, как все заканчивается,
человек продолжает жить так, будто это
может повториться в любой момент. За время
жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает
свои принципы выживания: «не выражай
открыто своих чувств – это могут использовать
против тебя»; «не верь никому, даже родным»;
«не открывайся, не подпускай никого слишком
близко, не рассказывай о своих слабостях
и проблемах…». С возрастом люди забывают,
что это правила, существовавшие только
в родительской семье, и распространяют
их на весь мир и навсегда. Повзрослев,
они находят таких же израненных партнеров
и воспроизводят систему отношений своей
родительской семьи. Это семьи с повышенным
риском. Данную проблему решить очень
сложно, только через несколько поколений
успешной работы с семьёй можно сказать,
что семья «выздоровела».
Раннее выявление семей группы
риска и профилактическая работа
с ними были названы приоритетными
направлениями. До этого деятельность
реабилитационных центров была
направлена только на реабилитацию
детей. При социальной работе
с семьёй «группы риска» нет
определенных технологий работы,
подходящих для решения трудностей
всех семей. Здесь вся ответственность
за качество и эффективность
поддержки ложиться на плечи
команды специалистов, в том числе
социальных работников. При этом
специалисты должны уметь: во-первых,
грамотно диагностировать состояние
семьи. Во-вторых, владеть разнообразными
технологиями работы с семьёй.
В-третьих, своевременно и правильно
их применять. Только при выполнении
этих требований, а также при
творческом подходе специалиста
к решению проблем детей и
их родителей, результаты работы
с семьёй будут влиять на неё
положительно.
Диагностика состояния семьи
позволяет составить более точное
представление о потребностях
целевой группы и точнее сформировать
комплекс необходимых услуг. Важным
в работе с семьёй является
сопровождение семьи. Главная
цель работы специалистов с
семьёй «группы риска» должно
быть сохранение семьи (то есть
решение проблем и взрослых и
их детей)
Таким образом, раннее выявление
семей «группы риска» и своевременная
помощь им, а также целенаправленная
работа с неблагополучием из
поколения в поколение, являются
самыми эффективными методами
профилактики семейного неблагополучия.
Заключение.
Изучив
данную тему можно сделать выводы,
о том что проблемы семьи группы
риска определяются прежде всего общегосударственными
проблемами, в частности не только низким
экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью
относительно будущего себя и своих детей,
а также проводимой социальной политикой
государства. К тому же стоит отметить,
что отсутствие уверенности в завтрашнем
дне, личная неустроенность, безработица,
толкают современную семью в асоциальный
круг, со всеми вытекающими последствиями.
Это не только семьи, где родители злоупотребляют
спиртным, но и семьи с авторитарным стилем
воспитания или полным безразличием к
своим детям, а также семьи, где дети своего
рода рабы.
Социальная
работа с семьей «группы риска» -
это особым образом организованная
деятельность, направленная на малые
группы людей, нуждающихся в социальной
защите и поддержки извне. Это
одна из разновидностей социальной защиты
населения, основным содержанием которой
является содействие, помощь, в восстановление
и поддержании нормального функционирования
семьи. Социальная работа с семьей «группы
риска» сегодня представляет собой
многофункциональную деятельность
по социальной защите и поддержке, социальному
обслуживанию семьи на государственном
уровне
Список литературы
- Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006.
- Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2003.
- Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005.
- Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодежь групп риска». – Майкоп: «Качество», 2006.
- Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье: Научно- методическое пособие / Под ред. проф. Ю.П. Платонова. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2002.
- Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008
- Холостова, Е.И. Технологии социальной работы./ Е.И. Холостова - М.: Юристь, 2001.
- Интернет ресурс http://www.rusnauka.com/3_SND_2010/Psihologia/ 58098
- Интернет ресурс http://bibliofond.ru/view.aspx?id=475862
- Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья
- Интернет ресурс http://soc-work.ru/