Понятие социализации как социологической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:46, реферат

Описание

Сегодня трудно найти другое понятие в научном социологическом знании, чем «социализация», смысл которого требует специального рассмотрения. Специальный методологический анализ данного понятия, на наш взгляд, представляется важной научной проблемой.
Термин «социализация» имеет глубокие исторические корни. Этимологически термин «социализация» восходит к ла

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.98 Кб (Скачать документ)
    1. Понятие социализации как  социологической  категории.

     Сегодня трудно найти другое понятие в  научном социологическом знании, чем «социализация», смысл которого требует специального рассмотрения. Специальный методологический анализ данного понятия, на наш взгляд, представляется важной научной проблемой.

     Термин  «социализация» имеет глубокие исторические корни. Этимологически термин «социализация» восходит к латинскому «socialis», что означает «общественный». К проблеме изучения социализации обращались и обращаются многие гуманитарные науки: философия, психология, социология, аксиология, педагогика и другие. В каждой из них имеется свой подход к определению сущности социализации. Однако термин «социализация» в гуманитарные науки вошел из политэкономии, где он первоначально имел значение «обобществление» земли, средств производства и т.п. Первым же автором понятия социализация применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс. В 1887 году в книге «Теория социализации» он употребил его в значении, близком к современному понятию «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».[] А в 1892 году попытался дать развернутую характеристику социализации французкий социолог Г. Тард. Он рассматривал два взаимосвязанных социальных процесса – денационализацию и социализацию. [] Социализацией Г. Тард обозначал включение индивида в нацию, народ, достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество.

     В авторитетном американском социологическом  словаре «А Critical Dictionary of Sociology» (Chicago, 1989) утверждается, что термин «социализация» вошёл в англоязычную научную литературу в результате вольного перевода на английский язык немецкого «Vergellschaftung», обозначавшего одно из центральных понятий в работах Г. Зиммеля. Был ли данный перевод адекватен, отмечает Е.Ю. Антюхова, теперь не столь уж и важно, ибо позже данный термин стал частью теоретико-социологического дискурса благодаря широкому использованию в научной, учебной и справочной литературе. Тем не менее, логично предположить ещё более раннее, относящееся к началу ХIХ столетия, вхождение данного термина в научный оборот, поскольку основные темы и идеи теории социализации представлены уже в трудах 3. Фрейда, Э. Дюркгей-ма, Ж. Пиаже и Дж. Г. Мида - исследователей, трудившихся на рубеже ХIХ-XX вв.[]

     Ещё в конце ХIХ столетия в классической работе «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм одним из первых осуществляет анализ причин усиления и/или ослабления социальной солидарности в современном обществе.

     В основе его методологии - два принципиальных положения:

  1. общество мыслится классиком французской социологии как 
    особая реальность, стоящая над индивидами и осуществляющая 
    контроль над их действиями;
  2. своеобразное понимание Э. Дюркгеймом Homo duplex (человека двойственного), согласно которому несоциализированную, 
    импульсивную человеческую природу нужно сдерживать и кон 
    тролировать силами общественной морали и угрозой наказания. 
    Так возникла концепция Дюркгейма о социализирующей роли об 
    щества, которое в процессе социализации включает всё новые и новые поколения человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения», в сферу «социальной жизни».

     Оттолкнувшись от идеи выделения двух типов общества - «тип простого общества» (основанного на кровном родстве) и «вторичный социальный тип» (основанный на разделении специализаций и функций) - и соответствующих им двух типов механической и органической солидарности, Э. Дюркгейм выводит социальную жизнь из двойного источника: из сходства сознаний, а также из разделения социального труда. «В первом случае, - по Дюркгейму, - индивид социализирован (курсив наш. - М.Р.) потому, что, не имея собственной-индивидуальности, он сливается-вместе c ему подобными в одном и том же коллективном типе; во втором - потому, что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и, следовательно, зависит от общества.

     Можно сказать, что с тех пор, как  в 1893 г. классик французской социологии впервые выдвинул проблему социализации на авансцену социологической теории, эта тема так до сих пор там и пребывает. По мнению К. Хуррельманна, немецкого социолога образования, социологизм Э. Дюркгейма в контексте социализации целенаправленно ориентирует исследователя на анализ проблем социальной адаптации, культурной ассимиляции индивидов и фактически закладывает теоретическую традицию анализа личности в качестве объекта социокультурного воздействия (влияния) социума.

     За  истекшее столетие практически все  социологические школы и направления в той или иной мере поучаствовали в создании теории социализации, выработав собственное понимание данной проблемы. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, Дж. Уотсон и др.) характеризовали социализацию как процесс социального научения, неразрывно связанного с реакцией индивида на возникающие стимулы. Сторонники символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Д. Хорке, Л. Колберг, Т. Шибутани и др.) трактовали социализацию как результат субъективной и интерсубъективной интерпретации значения индивидуальных импульсов (стимулов) и действий других лиц в процессе символического взаимодействия. Последователи гуманистического направления в психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Гольдштейн и др.) понимали данный социально-психологический феномен как самоактуализацию личности. Выразители социолингвистического направления (Э. Сепир, Б. Уорф, Д. Макинтайр, Б. Бернстайн и др.) интерпретировали социализацию как процесс включения индивида в социум и приобщения его к разнообразным социокультурным смысловым контекстам посредством речевых кодов (Б. Бернстайн) и языка как вербальной знаковой системы.[]

     С точки зрения феноменологической социологии Альфреда Шюца,  любой опыт возникает в результате запоминания ситуации,  требовавшей от человека действий и успешно им разрешенной.  Если человек попадает в ситуацию,  сходную с ранее пережитой, и может заново использовать предыдущий алгоритм действий,  в сознании индивида образуется типизация-обобщенная характеристика события и приемлемая реакция на него. Самые универсальные и непротиворечивые типизации откладываются в языке, так что ими могут пользоваться все его носители.  Заимствование у других людей ключевых типизаций и интерпретативных схем и придание им субъективной значимости называется интернализацией.  Социализация по мнению А. Щюца-это интернализация критической массы типизаций,  позволяющая описать повседневный мир,  идентифицироваться со значимыми Другими и действовать в рамках определенной роли.  Характер интернализируемых значений и значимых Других определяют, прежде всего, первичная и вторичная социализация. []

     В условиях примитивного способа производства общественной жизни социализация индивидов  носила только естественный характер. Она предполагала освоение индивидом  социальности, мера которой еще не была упорядочена из-за примитивности связей между людьми, отсутствия общности символических значений. Развитие языка, а затем и письменности, роль которых в движении человечества к цивилизации общепризнана, поставило возможности социализации на новую ступень, расширило границы транслируемых от поколения к поколению социально значимых символов, стереотипов поведения, обычаев, традиций, верования, знаний. Смена «естественной» социальной среды, целерационально и ценностнорационально «сконструированной», сопровождалась упорядочиванием социализованного процесса. Практики социализации становились регулярными, отшлифовывались, приобретали устойчивость, получали легитимацию (объяснения и оправдания) сначала в различных построениях языка, в обычаях, традициях и церемониалах, а впоследствии в текстах и правовых актах. Новации в случае их одобрения передавались новым поколениям вместе с рудиментами традиционных, в том числе древнейших, практик. В обществе постепенно сложилась совокупность праввил воспроизводства социальной сущности человека, установились эталоны личностного развития, то есть фактически происходила институционализация социализационной нормы.

     В современных условиях в научной  литературе имеется достаточно много  определений понятия «социализация». Тем не менее, затруднительно найти  то общее определение, которое устраивала бы исследователей всех отраслей знаний. Так, например, в философском энциклопедическом словаре понятие «социализация» определяется как «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [].

     В кратком психологическом словаре  дается следующее определение социализации: «процесс и результат усвоения и  активного воспроизводства индивидом  социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» [].

     Большой энциклопедический словарь трактует социализацию как «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Определяется социально-экономической структурой общества» [].

     В учебнике политологии для американских колледжей дается определение социализации как процесса образования и совершенствования, посредством которого индивид усваивает  политическую культуру общества, его  основные политические понятия, свои права и обязанности по отношению к правительству и приобретает представления о структуре и механизмах функционирования политической системы.[]

     В Российской социологической энциклопедии социализация определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе» [].

     В энциклопедических изданиях, научных  статьях и диссертационных исследованиях  отчетливо видно, что в определениях данного понятия не существует единства, но есть общее. Понятие «социализация» рассматривается в них как  процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. В этом смысле данное понятие  получило широкое распространение. Кроме того, понятие «социализация» раскрывается как одна из разновидностей приспособленческой деятельности человека к условиям его общественного бытия. Отсюда вытекает природа адаптивной деятельности людей. Конечно, определенный тип общества неизбежно формирует своеобразный и адекватный ему тип мышления, также адекватный, а потому определенный тип социализации. []

     Воспроизводство в новых поколениях норм, образцов, ценностей в ранних обществах- это стихийная, неуправляемая, неотрефлексированная, но, тем не менее, достаточно результативная работа. Здесь в этом воспроизводстве доминировала биологическая детерминанта вариативности социализаторской деятельности. Социализация новых поколений осуществлялась не столько целенаправленной воспитательной деятельностью, сколько всем устройством общественной жизни. Поэтому её еффект был на редкость устойчивым. Через складывающиеся социальные нормы и институты их поддерживанию общество регулировало и сохраняло свой образ жизни. Приспосабливая человека к образу жизни, принятому в данном коллективе, общество осуществляло его социальную адаптацию. При этом следует иметь в виду, что социальная адаптация является частичным воплощением социализации. Но социализация (в том числе индивида группы) не может быть процессом уподобления окружающим его людям, растворения его в толпе. Активные формы адаптирующей функции социальной среды осуществляются целостной, но находящейся в кризисе системе первичной социализации. Фрагментарность и неадекватность вторичной социализации в осуществлении адаптирующей функции в настоящее время определяется, с одной стороны, практическим отсутствием интереса социальных наук к проблемам социального становления в период становления взрослости, а с другой- жестким нормативным контролем социальной мобильности в условиях нестабильного общества. Эти же причины объясняют низкий интерес к проблемам профессиональной социализации.

     Таким образом, можно отметить, что есть различные подходы в изучении сущности социализации. Философия, рассматривая социализацию, включает в неё как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Несмотря на широкое употребление, термин «социализация» не имеет однозначного в ней толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других с формированием личности.

     С психологической точки зрения социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разноправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его или общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

     В педагогике социализация рассматривается  как непрерывный процесс, протекающий  в ходе всего онтогенеза. Существующие педагогические подходы к проблеме социализации по-разному определяют степень активности личности в процессе её взаимоотношений с обществом, которое для сохранения своей  социальной структуры стремится  сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. Социализацию в традиционно-педагогическом смысле сводят  к дидактическим процессам овладения знаниями и умениями, то есть к образованию и обучению. При этом игнорируются важнейшие аспекты социализации. Весь процесс приобщения личности к социальному опыту человечества обретает только профессионально-праксеологический смысл, а проблемы мотивации, воспитания, формирования ценностных ориентаций, установок остаются за пределами социального бытия личности. Из поля внимания исчезает проблематика саморазвития личности (самообразование, самообучение, самовоспитание), то есть трансформация индивида в индивидуальность и самость.

     В социологии социализация охватывает все  процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать  в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течении всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, средства массовой информации, другие- на отдельных стадиях жизни.

Информация о работе Понятие социализации как социологической категории