Понятие социализации как социологической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:46, реферат

Описание

Сегодня трудно найти другое понятие в научном социологическом знании, чем «социализация», смысл которого требует специального рассмотрения. Специальный методологический анализ данного понятия, на наш взгляд, представляется важной научной проблемой.
Термин «социализация» имеет глубокие исторические корни. Этимологически термин «социализация» восходит к ла

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.98 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на различия в подходах, исследователи  единодушны в том, что социализация - это важнейший процесс формирования личности, определяющий её отношение  к окружающему миру и поведение.

     В большей степени изучением социализации личности занимается психология. Как  явление социализация в психологии многоаспектное. Психологический подход в изучении социализации четко прослеживается в развитии советской науки.

     Огромное  значение для исследования социально-психологических  механизмов проблемы социализаии имеют работы З. Фрейда, заложившие основы традиций подхода к социализации как насильственному влечению человека в социальное взаимодействие и подчинение его социальным законам. З. Фрейд одним из первых выделил важные механизмы социализации, к которым относятся: запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация.[] он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значении отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. Однако у З. Фрейда основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при которых происходит «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. З. Фрейд считал, что социализация ограничивается первыми 5-6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального окружения критиковалось более поздними исследованиями этой проблемы. С точки зрения З. Фрейда, общество и индивид мало совместимы и очень редко бывает, что социальная и культурная жизнь служит потребностям индивида, а не наоборот. Именно потребности индивида развивают социокультурную жизнь. []

     Сохраняя  идею различия стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского подход французского ученого Ж, Пиаже, делающего акцент на развитие когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другим. [] Ж. Пиаже указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развитияс предыдущими. Точка зрения Ж. Пиаже о значимости социального взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. [] 
 
 
 

Информация о работе Понятие социализации как социологической категории