Понятие, типы и механизмы социального контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:46, реферат

Описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества. Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть общества.

Содержание

Введение 3
Понятие, типы и механизмы социального контроля 5
Тенденции социального контроля в современном обществе 11
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

рефат.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Круг 2 — мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все:

  • полиция нравов — может посадить за решетку;
  • родители, родственники — употребляют неформальные санкции типа осуждения;
  • друзья — не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.

Круг 3 — профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность — потерей шансов найти новое место.

Рис. 1. Иллюстрация к концепции П. Бергера

Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность  решают, что индивиду можно, а что  нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его  в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.

Круг 4 — социальная среда, а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).

Круг 5 — ближайший  к индивиду - частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Ядром частной  жизни являются интимные отношения  мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым  важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя. Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем — от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа).

 

2. Тенденции социального контроля в современном обществе.

Общество всей своей громадой подавляет индивида. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. В современном мире, несмотря на его жестокость и широкое распространение всех форм агрессии, толерантность считается характеристикой передового мышления, приверженности либерально-демократическим ценностям, развитости индивидуального сознания и общественного мнения, показателем гражданской и нравственной зрелости населения. Она подразумевает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способа проявления человеческой индивидуальности» [4]. В данном определении нашли отражение гуманистические установки, признающие самоценность человеческой личности, сформировавшейся в другой культуре, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В основном это понимание толерантности относится к «другим» культурам с их уникальным своеобразием. Вместе с тем, в нем не учитывается существование в обществах таких видов поведения, которые, будучи своего рода формой самовыражения некоторых индивидов, нарушают устоявшиеся социальные нормы. И если не конкретизировать понятие, то это может привести к двум следствиям, противоречащим социальной жизни и стремлению к социальному порядку. Во-первых, толерантность может быть понята слишком категорично и однозначно — как терпимость к любым видам самовыражения, включая различного рода девиации (в том числе и преступления), поскольку девиации также являются феноменами культуры и способами проявления человеческой индивидуальности, ибо никто не отменял (и не может отменить) свободу выбора при совершении человеком (если он вменяем) того или иного поступка. Во-вторых, данное определение «принуждает» (если человек хочет быть толерантным) принять позицию отстраненности от всякого рода событий, если эти события (поступки и поведение индивидов, негативные социальные явления) не касаются лично его. Но и в случае, если человек становится непосредственным объектом воздействия девиантного явления (например, системного насилия) он должен сохранять позицию смирения, то есть действовать в соответствии с принципом «если тебя ударили по левой щеке, то подставь правую». Как показывает человеческая история, этот принцип в социуме не действует, иначе в нем не существовали бы правосудие и другие виды социального контроля. Да и каждому отдельному человеку свойственно сопротивление несправедливости, ибо, как писал И. Кант, «ничто не возмущает нас больше, чем несправедливость; все другие виды зла, которые приходится нам терпеть, — ничто по сравнению с ней». Учитывая сказанное, можно дать следующее конкретизированное определение понятия «толерантность»: это терпимое отношение к любого рода «инаковости» (в поведении, внешнем облике, деятельности, поступках, образе и стиле жизни, традициях и т. д.), если эта «инаковость» не причиняет вреда другим людям, не мешает их нормальному функционированиюьв обществе и не угрожает их жизни, иначе говоря, не нарушает прав других людей. 
Заключение.

Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.

Рассмотрев  социальный контроль как социальный институт, исследовав его сущность и формы, мы можем сделать следующие  выводы:

Механизмы социального  контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;

По отношению  к обществу социальный контроль выполняет  две основные функции: охранительную  и стабилизирующую.

Основное назначение социального контроля - поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;

Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система  сохраняет равновесие

 

Список литературы.

1. Бергер П.  Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая  перспектива. - М.: Аспект Пресс, 2006

2. Косьянов В.В.  Социология: экзаменационные ответы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003

3. Кравченко  А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник  для вузов. - СПб.: Питер, 2003

4. Латышева В.В.  Основы социологии: Ученик для  студентов ссузов. - М.: Дрофа, 2004

Интернет ресурсы:

1. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00001928_0.shtml

2. http://ru.wikipedia.org/wiki

 


Информация о работе Понятие, типы и механизмы социального контроля